Продолжение. Первую часть читайте здесь. О букве йуд имени АВАЯ читайте здесь, о букве хэй – здесь.
Новый Зоар, глава Берешит
Буква «вав ו» имени АВАЯ (הויה)
68) Три линии, имеющиеся в левой линии Зеир Анпина, – это три свойства, светящие в трех сторонах, правой-левой-средней, относящихся к огню, левой линии. И они являются огнем в свойстве тьмы, огнем красного цвета и огнем черного цвета. Эти три свойства отделяются от этого руаха, левой линии Зеир Анпина, выходящей из свечи, Бины, каждое из них является опорой для двух сторон. Таким образом, есть девять свойств[1].
69) Одно свойство начало излучать сияние, правая частная линия в левой стороне, и в нем набирает силу огонь, в свойстве тьмы, имеющейся в левой стороне, т.е. в правой линии левой стороны. Другое свойство начало излучать сияние, левая частная линия в левой стороне, и в нем набирает силу огонь, в свойстве красного цвета, содержащегося в левой стороне. Третье свойство начало излучать сияние, средняя частная линия в левой стороне, и в нем набирает силу огонь, в свойстве черного цвета, содержащегося в левой стороне.
70) Эти три свойства являются одним строением для левой стороны Бины, относящимся к букве «вав». Все они относятся к левой стороне буквы «вав», и являются строением для левой стороны Бины и названиями Творца в левой стороне.
Левая линия Зеир Анпина в совокупности своей называется именем Элоким, относящимся к нестираемым именам. И те две линии, правая и средняя, которые включены в него, носят следующие названия: правая в левой называется «могучий», средняя в левой называется «сильный», а всё в единой совокупности называется «доблестный (гибор)», потому что левая линия Зеир Анпина называется Всесильный (Элоким).
И мы уже изучали, что Бина называется Элоким, и также Малхут называется Элоким, и левая сторона Зеир Анпина, Гвура, тоже называется Элоким.
71) Три свойства в левой стороне начинают излучать сияние и светят внизу. И каждое из этих трех свойств делится на два других, в каждой из этих сторон, пока они не становятся соединениями по три в каждой стороне, и вместе их девять, как и в правой стороне. И левая общая линия Зеир Анпина, опирающаяся на них, восполняет их до десяти.
72) Из одного свойства, включенного в огонь свойства тьмы, т.е. в правой линии левой стороны, выходят две линии. Одна, средняя линия, называется судьей (шофет), и еще одна – левая линия, называется защитником (даян), как сказано: «Всесильный (Элоким) – судья»[2], и сказано: «Отец сиротам и защитник (даян) вдовам, Всесильный»[3].
73) Две линии, выходящие из одного свойства, состоящего из красного огня, т.е. частная левая линия в левой стороне: одна – правая, называемая «могуществен силой»[4], а другая – средняя, называемая «воитель»[5].
Две линии, выходящие из еще одного свойства, которое включено и получает силы в свойстве черного огня, т.е. частная средняя линия в левой стороне: одна – левая, называемая «помнящий вину»[6], а другая – правая, называемая «вершащий возмездие»[7].
74) Отсюда они распространяются вниз, во множестве гвурот, которым нет числа. И все они, все девять линий, находятся в левой стороне. И во всех них Творец называется по имени, и все они являются строениями, находящимися внизу, под каждой стороной. И все они относятся к букве «вав» – к левой линии Зеир Анпина, называемого «вав».
75/1) Потому, что все четыре буквы святого имени опираются на строения святости, поддерживающие их, и это уже было выяснено, и также – на что они опираются. И все они записаны – о каждом то, что подобает ему.
И эти строения являются названиями этого святого имени, на что они опираются. Объяснение. Правая сторона с девятью линиями, являющимися девятью строениями правой стороны, называется именем Эль. А девять ее строений получают свои названия. И таким же образом – левая сторона Зеир Анпина, которая называется Элоким. И девять строений, девять частных линий, получают свои названия.
75/2) И поэтому тот, кто собирается установить единство святого имени, должен знать каждое из этих частных названий, на что они опираются, и какое имя властвует над ними, и в какой стороне находятся эти строения. И все они относятся к святому имени, к тем четырем буквам, из которых состоит имя Творца. Счастливы праведники, идущие прямым путем. Счастливы они в этом мире и счастливы они в мире будущем, так как любимы Творцом.
Средняя линия буквы «вав ו» имени АВАЯ (הויה)
76) Начало в средней стороне, в средней линии буквы «вав», в Тиферет, находится у входа восточной стороны. Потому, что вход восточной стороны расположен посередине. Потому что Тиферет называется восточной стороной, и она является средней линией. И она берет две стороны, чтобы установить в них засовы и двери, как в одной стороне, так и в другой.
Объяснение. Дверь – это свойство тьмы в левой линии, когда из-за разногласия ее с правой линией перекрылись все света в левой и образовалась тьма. Но, вместе с тем, левая линия еще не желала подчиниться и соединиться с правой, пока не пришла средняя линия и не уменьшила ГАР левой линии с помощью экрана де-хирик в ней, и тогда левая линия подчинилась и соединилась с правой[8]. Как сказано: «А если бы была она дверью, то заложили бы ее досками кедровыми»[9].
Потому что одной двери недостаточно, чтобы объединить левую линию с правой, но нужна еще и кедровая доска, т.е. экран де-хирик, уменьшающий ГАР левой линии. И он называется, также, засовом, так как он похож на засов, удерживающий дверь, чтобы не взломали ее, потому что сама дверь слишком слаба для того, чтобы защитить дом.
Дверь находится в левой линии, а засов – в средней. И после того как три линии включают в себя друг друга, есть во всех них дверь и засов.
Восточный вход расположен посередине, и он является средней линией, которая берет две стороны, правую и левую, чтобы установить в них засовы и двери. Потому, что с помощью средней линии устанавливается засов на двери, а с помощью их включения друг в друга находится дверь и засов в левой линии и, также, в правой, так как они включены друг в друга.
77) Этот вход состоит из всех тех строений, которые имеются в правой и левой линиях буквы «вав». А другой опирается на высшее строение, и это строение находится в свойстве буквы «вав», т.е. является частной средней линией в букве «вав», в Зеир Анпине.
Потому что «вав» является совокупностью трех линий ХАГАТ в ней, и она находится во всех шести высших сторонах, т.е. ХАГАТ НЕХИ. И эта «вав» опирается на одно строение, состоящее из трех линий – правой и левой, Хеседа и Гвуры, и ее собственного свойства, Тиферет. И они выходят из свечи, т.е. Бины.
Здесь выясняется, каким образом три линии буквы «вав», т.е. Зеир Анпина, называемого руах, выходят из Бины. И говорится, что ветер, Зеир Анпин, веющий двенадцатью запахами благоуханий, – т.е. в нем имеется двенадцать свойств, двенадцать сочетаний имени АВАЯ, – поднимается в Бину в то время, когда правая и левая линия возносят благоухание и не возносят; так как правая и левая линии Бины находятся в разногласии, и иногда они возносят благоухание, т.е. свечение Хохмы, а иногда – не возносят. И вот тогда этот ветер (руах) светит своим светом, т.е. согласует и исправляет правую и левую линию Бины, – соединяет их друг с другом.
И это веяние, является миром и называется миром потому, что оно устанавливает мир между правой и левой линиями Бины; и, благодаря тому, что он исправляет линии Бины, удостаивается также и «вав» этих трех линий[10], и тогда он отделяется от Бины и приходит на свое место.
78) Когда этот руах, Зеир Анпин, который исправил линии Бины, отделяется от Бины и приходит на свое место, он делится на три свойства, три линии, – т.е. он тоже достигает трех свойств, как и Бина, которые излучают сияние в огне-ветре-воде. Огонь – левая линия, ветер – средняя линия, вода – правая линия[11].
Когда он делится на три свойства, каждое излучает сияние на своем месте, в Зеир Анпине, и дает силы трем линиям в Бине. То есть, каждая линия выходит в Зеир Анпине потому, что дала силы линии, соответствующей ей в Бине.
79) Это свечение распространяется от того самого руаха во всех сторонах трех его частных линий, т.е. трех линий, имеющихся в средней линии «вав». И вот, одно свойство сияет в огне и усиливает его, и это левая линия. Второе свойство сияет в воде и гасит его, и это правая линия. Третье свойство сияет в ветре, и это средняя линия, и светит ему подобно пурпуру, и сияет ему в двух сторонах, – в правой и левой.
Эти три свойства являются одним строением, относящимся к букве «вав», – т.е. являются строением средней линии буквы «вав». И это свойства буквы «вав», так как средняя частная линия «вав» тоже называется «вав», как и «вав» имени АВАЯ. Потому что любая средняя линия, в каком бы то ни было месте, является свойством буквы «вав».
80) И эти три частные линии, содержащиеся в средней линии «вав», являются именами Творца, которыми Он называется. То есть, Творец называется всеми этими именами, и это те названия, которые включены в святое имя, которым называется эта средняя сторона буквы «вав».
Средняя линия буквы «вав» называется именем АВАЯ, а три частные линии в ней носят собственные названия. И хотя она называется буквой «вав», т.е. только средняя линия в ней, вместе с тем, она принимает все высшие и нижние имена. И все четыре буквы святого имени АВАЯ (הויה) содержатся в ней. Потому что она принимает все стороны наверху и внизу, так как включает в себя ХАГАТ наверху и НЕХИ внизу. И это свойство имени «йуд-хэй-вав יהו», отсюда берет начало это имя.
81) И это имя АВАЯ (הויה), Зеир Анпин, берет две буквы наверху, «йуд-хэй יה», правую и левую линии, называемые Хохма и Бина, и берет одну букву внизу, последнюю «хэй ה» имени АВАЯ (הויה). И оно находится посередине между верхом и низом, т.е. между «йуд-хэй יה» и последней «хэй ה», и между двумя сторонами, правой и левой, т.е. – это средняя линия, согласующая между правой и левой.
82) Строение средней линии буквы «вав ו» называется «страшный». А когда разделяется это строение, т.е. тот самый руах, средняя линия «вав», и он делится на три других свойства, т.е. на три своих частные линии, огонь-воду-ветер, – то они называются «страшный», «справедливый», «хранящий милость». Эти три являются святым строением для средней линии буквы «вав ו».
83) Эти три свойства, являющиеся строением святости для средней линии буквы «вав», сияют и светят внизу, и каждое свойство из этих трех делится на две других линии в каждой стороне, пока не устанавливаются по три в каждой из сторон, всего девять свойств. Потому, что каждая линия состоит из всех трех, и их девять. А имя святости АВАЯ, которое властвует над ними, восполняет их до десяти.
84) И каждая из этих трех сторон, имеющихся в букве «вав ו», т.е. правая-левая-средняя в букве «вав ו», имеет строение, состоящее из десяти. Потому что всё наверху и внизу пребывает в едином совершенстве десяти сфирот, десяти речений. И все те строения, которые находятся в стороне, которая властвует над ними, называются десятью сфирот, десятью речениями. И поэтому каждая из этих сторон достигает десяти строений в каждой стороне, в правой-левой-средней сторонах буквы «вав», пока все они не достигают большого числа.
Когда все эти строения распространяются в своей стороне, все они называются тем именем, которое властвует над ними. Если это – строения правой стороны, то они называются Эль, если – строения левой, то называются Элоким, а если – строения средней, то АВАЯ.
И свойством частной буквы они называются в то время, когда светят внизу. Если это строение от правой линии в правой стороне, оно называется внизу «великий». Если от левой линии в левой стороне, то называется внизу «защитник».
85) Два выходят из одной точки, т.е. из правой, относящейся к трем линиям средней линии, имеющейся в «вав». Одно называется «прощает грех»[12], а другое называется «не замечает преступление»16. И они относятся к тому свойству, в котором набирает силу вода, к правой из трех линий в «вав».
Два выходят из свойства, в котором набирает силу огонь, из левой линии, относящейся к трем линиям «вав». Одно называется «возвышенный», а другое называется «вознесенный».
86) Имена «возвышенный», «вознесенный» включены в будущий мир, Бину. И здесь, в левой стороне, относящейся к трем линиям «вав», одно называется «испытывающий сердца»[13], а другое называется «возвышенный». Как сказано: «Возвышенны суды Твои в сравнении с ним»[14]. И это указывает на Зеир Анпин. И сказано: «Могуч в возвышении Творец»[15]. И хотя это имя находится в будущем мире, Бине, тут сказано «возвышенный» также и о Зеир Анпине. И над этим соединился будущий мир со всеми строениями, имеющимися в левой стороне. И так называется Бина – именем Элоким, так же, как и свойства левой стороны в «вав», потому что Бина соединилась с левой линией Зеир Анпина.
87) Третье свойство, в котором набирает силу ветер (руах) – это средняя линия буквы «вав». И те два, которые выходят из него, – одно называется «пребывающий в вечности», а другое называется «святой». И от них распространяются света вниз. И все они являются строениями друг для друга. И все они являются именами, которыми нарекается Творец. И все они различаются соответственно стороне, которая властвует над ними.
[1] См. п.62.
[2] Писания, Псалмы, 75:8.
[3] Писания, Псалмы, 68:6.
[4] Писания, Йов, 36:5.
[5] Тора, Шмот, 15:3.
[6] Тора, Шмот, 37:4.
[7] Пророки, Йешаяу, 66:6.
[8] См. «Введение в комментарий Сулам», п.47.
[9] Писания, Песнь песней, 8:9.
[10] См. «Введение в комментарий Сулам», п.52, а также выше, п.57.
[11] См. п.59.
[12] Пророки, Миха, 7:18.
[13] Писания, Притчи, 17:3.
[14] Писания, Псалмы, 10:5.
[15] Писания, Псалмы, 93:4.
Также рекомендуем: “Дуальность и средняя линия“, “О правой и левой линиях в духовной работе“, “Единство линий в работе Творца“, “Зоар о механизме образования имен“.