Продолжение. Четырнадцатую часть читайте здесь.
Хаим Виталь
(94) Разъясним сущность запретительных заповедей. Знай, что есть (преступления в) заповедях “не делай”, когда возвращение (раскаяние) и День искупления отпускают грехи, а есть, когда необходимы страдания для их искупления. Но существуют тяжелые преступления, (наказание за которые) отсечение (души) и смерть (по решению) суда и т.п., которые не искупаются до его смерти. И в них есть отличия. Ибо если это преступление не тех, чьи тела временны, – как написано мудрецами: “И те, у которых нет части в будущем мире, умершие вероотступниками (безбожниками)…”, но искупается подъемом при воскрешении из мертвых, эта нефеш перевоплотится для исправления того, в чем прегрешила, а первое тело уничтожается и пропадает, как упомянуто. А если она не из этой категории, – первое тело не пропадает. Однако эта нефеш перевоплощается во второе тело в сочетании с некой одной искрой из своего корня, которая входит (туда) как хозяин этого тела. И (прегрешившая нефеш) в этом перевоплощении исправляется там вместе с ним, называясь гостем, а не хозяином.
(95) Знай также, что человек, совративший товарища на какое-то преступление, которое приводит к кругообороту, при том, что сам не прегрешил, придет в ибуре вместе с перевоплощающимся, пока не исправит грех. И тогда совративший уйдет оттуда. И знай, что недостаточно самому человеку (исправления) только частностей, в которых удерживается его нефеш наверху, – а (необходимо исправить) только все части Асия, Ецира и т.д. И это помогает (понять), почему я написал здесь, что несмотря на то, что есть частные заповеди в каждом органе, необходимо, чтобы восполнился во всех шестиста тринадцати заповедях. Однако по моему скромному мнению, сказанное (может быть) объяснено иначе. А именно, – если нефеш человека, к примеру, из Нуквы Асия, ему недостаточно исправить само это свойство, благодаря которому войдет в него (затем) свойство его руаха из Нуквы де-Ецира. Но необходимо исправление также всех частей нефеш из частей Асия, – как то Малхут Зеир Анпина де-Асия, Малхут Имы, Абы и Ариха де-Асия. Ведь все они – это части его нефеш в ее полноте, будучи НАРАНХАЙ, существующими в Асия. И все они называются совершенной нефеш де-Асия. И тогда начнет обретать нефеш в руахе де-Ецира в своей части. Но (перед тем) должен восполнить всю Асия в ее совокупности. Раз так, нет в мире иного, кроме самой нефеш. И это также доказывает, что человек должен исправить только малый корень, из которого высечен.
(96) А теперь разъясним вопрос руаха и нешамы, хотя эти аспекты выяснены выше. Исправление руаха де-Ецира – посредством занятий Торой должным образом, лишма, в Торе согласно Мишне, Талмуду и т.п.. Исправление нешамы де-Брия зависит от знания тайн и секретов Торы, и (постижения) внутреннего (смысла) в мудрости Зоар. В другом месте мы написали, что выполнение заповедей, осуществляемое без намерения, исправляет мир Асия, являющийся нефеш. Занятие Торой без намерения исправляет (мир) Ецира, являющийся руахом. А выполнение заповедей или занятие Торой с намерением исправляет (мир) Брия, являющийся нешамой. В ином месте я написал, что мысль и слияние с (именами) АВАЯ де-САГ, Эке ЙЕХО (אהיה יה”ו) и Эке ашер Эке (אהיה אשר אהיה) приносит пользу для нешамы, приходящей из Брия. Занятие Торой в речи – это польза для руаха из Ецира. А выполнение практических заповедей, в частности зависящих от ходьбы, таких как посещение больных, проводы гостей, участие в похоронной процессии, приносит пользу для нефеш из Асия.
(97) Говорит автор Хаим: все это согласно моему скромному мнению.
(Первое). В действительности чтобы нефеш стала совершенной (и) взошла на свое место в процессе этого кругооборота, необходимы два условия. Первое, называемое полным исправлением нефеш, заключается в выполнении всех двухсот сорока восьми заповедей “делай”. Второе заключается в исправлении ущерба, причиненного нефеш, если совершила какое-либо преступление из трехсот шестидесяти пяти заповедей “не делай”. И известно, что руах не входит в тело, пока нефеш не завершит (своего исправления) в двух упомянутых условиях. Так вот, если эта нефеш, (будучи) одной частной искрой, которой невозможно разделиться больше, когда из-за этой простоты не называется завершенной нефеш, восполнилась в двух упомянутых условиях, она уже называется совершенной нефеш (и) подготовлена для получения руаха. А затем, если человек прегрешит, это повреждение не причинит ущерб нефеш, но только руаху.
Второе. Несмотря на то, что она восполнилась во всех двухсот сорока восьми исполнительных заповедях, если (человек) совершил прегрешение (в какой-то) из них, которое препятствует воскрешению из мертвых этому телу, эта нефеш одна перевоплощается во второе тело, и там исправляет упомянутое повреждение, ибо заповеди уже исполнены ею. А затем, во время воскрешения, входит в это второе тело, а первое тело будет истреблено из мира. И, тем более, – когда будет так, что не восполнит все двести сорок восемь заповедей действия в первом теле.
Третье. Если она не восполнит все двести сорок восемь исполнительных заповедей в первом теле, но не причинит ущерб каким-либо прегрешением, а также если нанесет вред неким прегрешением, не относящимся к тем, которые уничтожают тело при воскрешении из мертвых, тогда вся она перевоплощается сама во второе тело в реальном кругообороте. А затем во время воскрешения эта нефеш разделится на (ранее) существовавшие части. Ибо никакая часть из них не называется полной нефеш. Для этих частей, которые исполнили заповеди “делай”, приготовлено первое тело. (И они) возвратятся туда во время воскрешения, – ведь в нем исполнялись эти заповеди. И, несмотря на это, также необходимо перевоплощение этих частей во второе тело, ибо они не (являются) одной полной нефеш, и должны находиться также и во втором теле при выполнении остальных недостающих заповедей. И если прегрешил каким-то преступлением в первом теле, будет исправлять его теперь во втором теле, и терпеть с ним страдания и переживание смерти. Части, которые исполнили недостающие заповеди во втором теле, восстанут во втором теле во время воскрешения, ибо в нем их исполнили. И если какое-то прегрешение причинило ущерб второму телу, наказание (за него) не имеет обыкновения для первых частей вообще. А если это второе тело полностью завершило двести сорок восемь исполнительных заповедей, а также не причинило ущерба каким-либо грехом, тогда войдет в него также весь руах при жизни. И таким же образом после воскрешения, – во второе тело войдет весь руах вместе с некоторыми частями нефеш.
Четвертое. Если нефеш восполнится всеми двухсот сорока восемью исполнительными заповедями в первом теле и причинит вред каким-то легким прегрешением, – как упомянуто выше, перевоплощается тогда во втором теле вместе с другой, новой нефеш. И это называется двойным кругооборотом. И если получает испытание страданиями и смертью, (то это) – в наказание за ее прегрешение, а не в наказание за грехи, совершенные во втором теле. Но в заповедях, совершенных во втором теле, у нее есть вознаграждение. И во время воскрешения она возвратится в первое тело, а второе тело обретет новую нефеш, так как она у него основная. И знай, что эта новая нефеш, если не была буквально из корня первой нефеш, не воплощается с ней, а (воплощается только) если эти двое нефашот действительно будут двумя искрами из одного корня.
Также знай, что этот кругооборот первой нефеш называется убаром с точки зрения того, что она не получает наказания за прегрешения второго тела, и также поскольку в конце, в воскрешении, возвратится в первое тело. И это сама суть третьего отличия, – оно в кругообороте некоторых частей нефеш, которые уже исправились, вместе с остальными частями во втором теле. Ибо стадия кругооборотов исправленных частей с этой точки зрения называется убаром по вышеупомянутой причине.
И по моему скромному разумению, в этом четвертом виде нет полного воплощения для первой нефеш, – только все то время, которое там необходимо для возвращения: пока не компенсирует ущерб первого тела, претерпевая страдания и мучения второго тела. И когда будучи при жизни восполняет (исправление), – уходит наверх. А если не завершает (получение своего) наказания, – только со смертью, (то есть) пребывает там, пока не переживет страдание смерти второго тела. И поэтому этот процесс называется ибуром, который подобен кругообороту. И таков же процесс в третьем виде. Ибо первые части пребывают в тайне полного кругооборота, пока не выполнят недостающие заповеди. А когда восполнятся, они выходят из него при жизни. А если не восполнят, – пребывают там пока не умрет.
А в другом месте мы видим иное отличие в двух упомянутых видах. Когда недостающие для этой нефеш заповеди все еще не выполнены никакой предшествующей ей искрой из искр корня его нефеш, должен придти в полное воплощение до дня смерти. А если благодаря предшествующим искрам (они) выполнены, – достаточно ему упомянутого кругооборота, который называется ибуром. Но в другом месте разъяснено, что ради выполнения заповедей ему будет достаточно ибура.[1]
[1] Примечание составителя: “Сказал Шмуэль: все это я собрал из моего сборника, выделив из собранного мной то, что говорил отец со (слов) Ари, благословенной памяти. И это из всех толкований кругооборотов душ хорошо разъясненная “просеянная крупа”.
Также рекомендуем: “Рабаш о формировании потребности к духовному“, “Бааль Сулам о достижении свойства абсолютной любви Творца“, “В чем разница между законом и правосудием в духовной работе“, “Зоар о корневых принципах правосудия“.