Перевод группы переводчиков МАК. Руководитель перевода Гади Каплан.
Глава Мишпатим
Не будь с большинством во зло
429) «”Не будь с большинством во зло, и не отзывайся о спорном деле, склоняясь на сторону большинства”[1]. “Склоняясь на сторону большинства”1, – не бывает большинства меньше трех. Если суд не состоит из трех, не надо следовать его решению. “Суд” – это Шхина, “из трех” – это три существа ее строения (меркавы)”, т.е. ХАГАТ. “И она”, Шхина, называется “суд Торы, суд истины, и средний столп”, Зеир Анпин, называется истиной, а Шхина – это его суд. “И любой судья, который не вершит истинного суда для (установления) истины, он словно возводит власть Сама в мире. Как сказано: “И правда сброшена будет наземь”[2], – т.е. Зеир Анпин. “И он также опрокидывает Шхину вместе с ним, и возводит преисподнюю, супругу Сама, вместе с Самом. И вместо суда истины он возводит язык лжи. “Суд истины” – средний столп, “язык лжи” – преисподняя и Сам”».
430) «”Поэтому, когда судья вершит суд, “преисподняя открыта перед ним слева от него”, – т.е. супруга Сама. “И меч на шее его”, – т.е. ангел смерти, Сам, со стороны затылка. “Эденский сад открыт справа от него, а Древо жизни раскрылось перед ним, над головой его”».
431) «”Если он вершит неправедный суд, то овладевает им ангел смерти и умерщвляет его, а затем сжигает его в преисподней. Если же он вершит суд праведный, Творец возводит его в Эденский сад, и дает отведать от Древа жизни. И о нем тогда сказано: “И возьмет также от Древа жизни и отведает, и будет жить вечно (ле-олам לעולם)”[3], – в мире (ле-олам לעולם), “созданном Торой, о которой сказано: “Древо жизни она для держащихся ее”[4]. “Древо жизни” – Тиферет, жизнь его – это Хохма и Бина, жизнь Царя, безусловно”».
432) «”И всегда суд Малхут – это суд. Это суд в сердце, и сказано о нем: “Сердце видит”. И поэтому: “У судьи есть только то, что видят его глаза”[5]. А здесь нет иного судьи, кроме Творца. “То, что видят его глаза”5, то есть: “Ибо очи Творца кружат (по всей земле)”[6]. “Глаза Его (взирают) на пути человека”[7]».
433) «”Наблюдает из окон”, – т.е. через семь отверстий человека: два глаза, два уха, две ноздри и уста. Это – семь сфирот высшей Имы. И так Он следит за деяниями его с помощью этих семи. Со стороны нижней Шхины – две руки и шея”, и это “три. Вместе с телом и знаком союза”, т.е. Тиферет и Есод, “это пять. И вместе с двумя ногами – всего семь”. И это семь сфирот нижней Шхины. Две буквы имени “йуд-хэй יה”, ГАР, с наполнением “йуд-вав-далет יוד” “хэй-алеф הא”, всего семь букв. “С помощью этих семи Его букв Он наблюдает через семь отверстий головы (рош)”. И называются “отверстия (некавим)”, по имени некевы”, высшей Имы, “отверстия которой открыты для получения. Две буквы “вав-хэй וה”, которые в теле (гуф), т.е. в нижней Шхине, с буквами их наполнения, “вав-алеф-вав ואו” “хэй-алеф הא”, вместе – семь букв. “С помощью этих семи Его букв Он наблюдает за семью органами, находящимися внизу: руками, шеей, телом, знаком союза и ногами, представляющими собой исправление тела, ибо посредством них выполняются заповеди”».
434) «”Его жена”, Зеир Анпина, т.е. Шхина, “подобна телу”, поскольку тело нижнего человека происходит от нее. “И по имени заповеди, он называется органами”, т.е. двести сорок восемь (РАМАХ) органов. “И по имени Шхины, он называется телом. Ибо с другой стороны” нет тела, но лишь “облачение, т.е. кожа, плоть и т.д. И это смысл сказанного: “Кожей и плотью Ты облек меня, костями и жилами покрыл меня”[8]. То есть, в том месте, где нет Шхины, не называется это телом (гуф)” нижнего человека, “а только облачением человека”, Зеир Анпина, “т.е. Торы”», называемой «человек», «”как сказано: “Вот учение (Тора), – человек, если умрет в шатре”[9]. “По красоте человека, чтобы пребывать в доме”[10]. И в том месте, где есть заповедь”, и это Шхина, “называется” тело нижнего человека “телом (гуф) человека. Так же как сущность (гуф) законов и судебных постановлений”», являющихся именами Шхины.
435) «”Творец – законодатель, средний столп”, Зеир Анпин, “со стороны Бины”», т.е. мохин де-ГАР, исходящие “со стороны Бины, и это АВАЯ (הויה)”», называются «законодатель». «”Судья” называется “со стороны Малхут. “Страж” – это правитель, как сказано: “А Йосеф – правитель”[11]. Все сфирот являются законодателями со стороны высшей Имы”, Бины, в которой находятся мохин. “А Тиферет (красота)”, которая исходит от нее, – “это “законодатель”, и в нем вся совокупность сфирот. “И они – стражи со стороны Малхут”, в которой правление. “И праведник сторожит и управляет оттуда”».
От слова лжи отдались
436) «”От слова лжи отдались, и неповинного и правого не казни”[12] – заповедь одинаково относиться к тяжущимся сторонам и отдаляться от слова лжи, чтобы не сказали: “Лицеприятие” есть в этом деле. “Ибо о Творце сказано: “Который лицеприятствовать не будет и мзды не возьмет (ולא ייקח שוחד)”[13], – конечные буквы последних трех слов составляют слово “один (эхад אחד)”. Этот судья должен быть таким же, как Один, т.е. единый Творец (АВАЯ הויה), чтобы не брал мзды (ולא ייקח שוחד) и был по образу Его”».
437) «”И также во время суда необходимо в равной мере относиться к двум тяжущимся сторонам, – как Один, – чтобы не склонить суд в сторону одного из них, но (взвешивать все) на одних весах, пока не согласятся с судом, а затем каждый будет судим за свои деяния”».
438) «”И указали авторы Мишны: “Праведника судит доброе начало. Грешника судит злое начало. Среднего судит и то, и это”[14]. Кто от Древа жизни”, т.е. происходит от Зеир Анпина, “тому вовсе не нужен суд, – нет у него злого начала. Это – завершенный праведник, и это “праведник и хорошо ему”[15]. И нет хорошего, кроме Торы, как сказано: “Ибо хороший урок преподал Я вам. Не оставляйте Тору Мою”[16]. “Праведник и плохо ему” – происходит от Древа познания добра и зла, Малхут. Почему же он называется праведником, если “плохо ему”? И это злое начало”, называемое плохим. “Но поскольку доброе начало преобладает в нем, он называется “праведник”, “и плохо ему”, потому что это зло находится под его властью”».
439) «”Грешник и хорошо ему”. Тора называется хорошим, как мы уже сказали, в таком случае “почему называется грешником? Потому что он поднялся, чтобы быть головой в своем злом начале, и хорошее находится под его властью, как раб под властью господина. И хотя “грешник окружает праведника”[17], и завершенный праведник может наказать его, даже и это наказание не хорошо для праведника. Ведь именно из-за того хорошего, что находится под ногами грешника, не следует его наказывать, – возможно, он раскается и преодолеет свое начало, и злое начало станет прахом у него под ногами”».
440) «”Поскольку со стороны “грешник и хорошо ему” – Шхина лежит. Как сказано: “И открыла изножье его, и прилегла”[18], – это “рабыня, наследующая госпоже своей”[19]. Рабыня – это некева злого начала, а злое начало – захар. Про него сказано: “И славы Моей другому не отдам”[20]. И также: “Чужак, который приблизится, смерти будет предан”[21]». Ибо злое начало называется «другой», и называется «чужак».
441) «”А со стороны “праведник и хорошо ему”, Шхина – венец на голове человека; и рабыня, злое начало, покоряется госпоже. А со стороны завершенного праведника – нет чужака и нет злого начала. А со стороны законченного грешника – нет у него доли в Шхине, потому что нет у человека доли в Шхине, но только со стороны добра”».
442) «”Не любая Шхина одинакова. Ибо Шхина Древа познания добра и зла – это “трон”, который находится в мире Брия или в теле (гуф) человека. “Однако о Шхине Древа жизни”, находящейся в мире Ацилут, “сказано: “Не водворится у тебя зло”[22]. Но поскольку сказано о ней: “И царство Его над всем властвует”[23], то наносящий ущерб месту ее в мире Брия или в теле (гуф) человека считается, словно навлек позор на саму Царицу в мире Ацилут. Ибо это позор для Царицы, – если кто-то пренебрегает местом ее. А позор Царицы – это позор Царя”», Зеир Анпина, и получается, что наносит ущерб также и Зеир Анпину.
443) «”Тем более тот, кто низводит ее с ее места” в мире Брия, “возводя служанку вместо нее, потому что в любом месте, которому он нанес ущерб, пребывает не госпожа, а служанка, которая и сама ущербна и пребывает лишь в месте ущербном. А ущерб человека, вызванный его прегрешениями, наносит ущерб всем его органам настолько, что госпожа не находит места, чтобы обитать там. И нет у него исцеления, пока не вернет пребывание ее над всеми органами своими”», т.е. пока не совершит возвращение на все свои прегрешения.
444) «Сказал великий светоч”, рабби Шимон: “Верный пастырь, поэтому ты устанавливаешь этим соединением двухсот сорока восьми (РАМАХ) заповедей правление Творца над всеми этими органами Шхины с помощью каждой заповеди. И ты не заботишься о собственной славе. Счастлив удел твой. Так же, как ты возводишь на царство Творца над всеми органами Шхины, которые обладают достоинствами всего Исраэля, ибо обладающие достоинствами и являются органами Шхины, – так же делает и Творец с тем, чтобы возвести имя Его над тобой, и Он сделает тебя царем над всеми верхними и нижними станами”».
[1] Тора, Шмот, 23:2. «Не будь с большинством во зло, и не отзывайся о спорном деле, склоняясь на сторону большинства».
[2] Писания, Даниэль, 8:12. «И преступно будет послано войско на (отмену) ежедневной жертвы, и правда сброшена будет наземь, и преуспеет оно в деяниях своих».
[3] Тора, Берешит, 3:22. «И сказал Творец Всесильный: “Вот, человек стал как один из нас в познании добра и зла. И теперь, может быть, протянет он руку свою и возьмет также от Древа жизни и отведает, и будет жить вечно”».
[4] Писания, Притчи, 3:17-18. «Пути ее – пути приятные, и все стези ее – мир. Древо жизни она для держащихся ее, и опирающиеся на нее счастливы».
[5] Вавилонский Талмуд, трактат Бава батра, лист 131:1.
[6] Писания, Диврей а-ямим 2, 16:9. «Ибо очи Творца кружат по всей земле, чтобы поддерживать преданных Ему всем сердцем. Безрассудно ты поступил на сей раз. За то отныне будут у тебя войны».
[7] Писания, Иов, 34:21. «Ибо глаза Его (взирают) на пути человека, и видит Он все шаги его».
[8] Писания, Иов, 10:11. «Кожей и плотью Ты облек меня, костями и жилами покрыл меня».
[9] Тора, Бемидбар, 19:14. «Вот учение, – человек, если умрет в шатре, то всякий, кто войдет в шатер, и всё, что в шатре, нечисто будет семь дней».
[10] Пророки, Йешаяу, 44:13. «Плотник протягивает шнурок, отмечает его (дерево) резцом, отделывает его рубанками, и циркулем отмечает, и делает его по образу человека, по красоте человека, чтобы пребывать в доме».
[11] Тора, Берешит, 42:6. «А Йосеф – правитель над той землей, он же продает всему народу земли. И пришли братья Йосефа, и поклонились ему лицом до земли».
[12] Тора, Шмот, 23:7. «От слова лжи отдались, и неповинного и правого не казни, ибо Я не оправдаю преступного».
[13] Тора, Дварим, 10:17. «Ибо Творец Всесильный ваш. Он есть Сильный над сильными и Господин над господами, Всевышний, Великий, Могучий и Грозный, который лицеприятствовать не будет и мзды не возьмет».
[14] Вавилонский Талмуд, трактат Брахот, лист 62:2.
[15] Вавилонский Талмуд, трактат Брахот, лист 7:1. «Сказал (Моше) Ему: “Владыка мира, почему есть праведник и плохо ему, есть грешник и хорошо ему, а есть грешник и плохо ему?” Сказал ему: “Моше, праведник и хорошо ему – это праведник, сын праведника, праведник и плохо ему – это праведник, сын грешника, грешник и хорошо ему – грешник, сын праведника, грешник и плохо ему – грешник, сын грешника”».
[16] Писания, Притчи, 4:2. «Ибо хороший урок преподал Я вам. Не оставляйте Тору Мою».
[17] Пророки, Хавакук, 1:4. «Поэтому потеряла силу Тора и вовек не осуществится правосудие, – ибо грешник окружает праведника; поэтому суд происходит превратный».
[18] Писания, Мегилат Рут, 3:7. «А Боаз поел и попил, и стало у него хорошо на душе, и пошел он, чтобы прилечь у края вороха (зерна). А она подошла тихонько, и открыла изножье его, и прилегла».
[19] Писания, Притчи, 30:21-23. «Под тремя трясется земля, четырех она (уже) не может носить: раба, когда он делается царем, и негодяя, когда он досыта ест хлеб, ненавистную (женщину), вышедшую замуж, и рабыню, наследующую госпоже своей».
[20] Пророки, Йешаяу, 42:8. «Я – Творец, это имя Мое, и славы Моей другому не отдам, и хвалы Моей – идолам».
[21] Тора, Бемидбар, 1:51. «И при выступлении Скинии соберут ее левиты, и при остановках Скинии возведут ее левиты; а чужак, который приблизится, смерти будет предан».
[22] Писания, Псалмы, 5:5. «Ибо Ты не божество, желающее беззакония, не водворится у Тебя зло».
[23] Писания, Псалмы, 103:19. «Творец в небесах утвердил престол Свой, и царство Его над всем властвует».
Также рекомендуем: “По правде суди ближнего своего“, “Судьба души“, “Рабаш об особенностях индивидуальной и общей духовной работы“, “В чем разница между законом и правосудием в духовной работе“.