Продолжение. Тринадцатую часть читайте здесь.
Хаим Виталь
(87) И после того, как хорошо разъяснен аспект душ и место их удержания, объясним теперь их законы. Знай, что человек не называется совершенным, пока не исправится при жизни и не очистится до того, что обретет (уровень) ехида Арих Анпина Ацилута, как упомянуто выше. Однако тот, кто не очистился (полностью), а получил только все свойства Асия, такой человек удостаивается обрести совершенную нефеш от общности всего мира Асия. И подобным образом – во всех остальных частях, пока не будет полностью совершенным. Так вот, исправление человека зависит от множества вещей, таких как совершение всех исполнительных заповедей, и занятий Торой, и т.п., как будет разъяснено. И в соответствии с тем, что умножает их, – таким образом восполнит свое исправление, удостоившись обрести все части души. А когда, не дай Бог, прегрешит и преступит триста шестьдесят пять запретительных заповедей, – таким же будет ущерб, который повредит части его души, даже если делает множество исполнительных заповедей.
(88) И знай, что суть исправления, или наоборот, ущерба, – все это только лишь в месте прикрепления его души, а не в остальных местах. Это подобно вышеупомянутому, что главное исправление или изъян – в месте прикрепления его души, являющейся частной искрой. Но это исправление или причинение ущерба (происходит) также и во всех искрах, которые близки ему (т.е. месту прикрепления души). Таким образом, что если тот, который был из левой пятки в парцуфе органа “левое плечо”, называемом “Каин”, исправится, – станет причиной исправления по всех искрах упомянутой пятки. А если нанесет ущерб, – станет причиной порчи во всех (них), несмотря на то, что они уже полностью исправили все необходимое. И (это) затрагивает все частные искры, каждую из них: они не называются совершенными и исправленными полностью до тех пор, пока не останется никакой малой или большой искры из всех искр пятки (в неисправности), но восполнятся совершенно. Ибо все они – это пятка, называемая одной большой искрой души. И поэтому все эти искры, даже если одной из них будет пророк Шмуэль, мир ему, не называются совершенными, пока не восполнятся все искры этой пятки в своем исправлении, – даже самые высокие из всех них. А потому все они приходят в этот мир помогать поврежденной искре в ее исправлении. Однако у остальных искр всего органа “левое плечо” из-за искр этой пятки вообще нет ни исправления, ни ущерба.
Получаем правило, что каждый корень из малых корней в каждом органе, называемом большим корнем из шестиста тринадцати больших корней в парцуфе Адама Ришона, называется одной великой душой, и все они помогают друг другу. Однако один ущерб не причиняет повреждения во всех их частях, находящихся во всех мирах. Но есть прегрешение, наносящее ущерб в его нефеш со стороны Асия, а есть причинение порчи в части его руаха, находящегося в Ецира, и т.п. И поскольку его частная искра причиняет повреждение в Асия, также во всех искрах упомянутой пятки, находящихся в Асия, есть такое же повреждение. И таким же образом – в остальных мирах. Обычно главное вознаграждение или наказание – только для этой частной искры. Однако по причине ущерба, нанесенного этой искрой, благодать, притягиваемая в эту пятку, уменьшается во всех ее искрах.
(89) А сейчас разъясним исправление ущерба в частностях. И начнем со стадии исправления нефеш из мира Асия, которая наиболее низка из всех и которая изначально входит в человека во время его рождения. Ведь уже знаешь, что высшая часть не входит, пока не восполнятся исправления нижней. Ибо вначале необходимо, чтобы завершилось исправление вхождением всех частей нефеш де-Асия, затем начнется вхождение в него частей руаха Ецира, а когда завершится вход нешамы де-Брия и т.п., – будет восполнено все. Впрочем, условия и различия, которые существуют в этом вопросе, будут разъяснены в этих вратах Врат кругооборотов. Знай, что все исправление человека, который удостоится нефеш де-Асия – оно посредством выполнения двухсот сорока восьми исполнительных заповедей. А весь ущерб, – он или в отсутствии их выполнения, или в том, что преступил одну из трехсот шестидесяти пяти запретительных заповедей. Занятие же Торой – это обретение руаха в Ецира, как будет разъяснено.
(90) И знай, что человек должен исполнить все шестьсот тринадцать заповедей. И если одна из них отсутствует, его нефеш все еще в недостатке соответственно мере заповедей, которых у него недостает. Однако двести сорок восемь исполнительных заповедей делятся на пять частей.
Первая (часть) – это заповеди, от исполнения которых человек (сейчас) воздерживается. Как например, заповеди, зависящие от времени (существования) Храма, в котором было (их) исполнение, – как жертвоприношения и подобные им. И они не возвращают человека в кругооборот для их исполнения, – ибо какова польза в (таком) кругообороте? Но когда будет выстроен Храм, – будут исполняться.
Вторая (часть), – заповеди, которые человек может исполнить, – как цицит и тфилин, и подобные этому. И если их не исполняет, безусловно должен возвратиться в кругооборот множество раз, пока восполнит их все. Таким образом, тот, кто уже перевоплощался и исполнил часть заповедей, – в этом воплощении достаточно ему, когда исполнил недостающую ему заповедь, которую вообще никогда не исполнял. И знай, что когда воплотится для этого, может прегрешить и придти посредством этого ко множеству преступлений.
Третья (часть) – это заповеди, исполнять которые у него нет обязанности, а только лишь если такая обязанность возникнет независимо от него, – к примеру: пожертвование, маасер, отогнать (птицу от) гнезда. Он не обязан искать возможность их исполнить. Они тоже вынуждают его к перевоплощению для их исполнения, однако поскольку должен перевоплотиться только по этой причине, – обещано ему, что не прегрешит в этом втором воплощении.
Четвертая (часть) – это заповеди, исполнить которые (человек) не имеет возможности, когда Всесильный таковую (возможность) ему не предоставляет. Такие как выкуп сына, ибум, халица, или разводное письмо, когда он не обязан давать развод, и не находит удовольствия этом процессе вследствие того, что “труден развод…, и жертвенник плачет о нем”, и т.п. В этих (заповедях) есть отличия (последствий). Ибо если не предоставляется ему такая возможность, – он не возвращается в воплощение, а приходит в тайне убара только лишь временно, пока не выполнит их, и сразу уходит из мира и покидает его. Но если возникает такая возможность и не исполняет их, – тогда он обязан перевоплотиться. Однако я не получил от моего учителя, благословенной памяти, (объяснения) по вопросу третьей части: обещано ему, что не прегрешит, или нет?
Также в вопросе остальных заповедей и частностей, как то (изготовить) ограду и отогнать (птицу от) гнезда, я удовольствуюсь тем, что (скажу, что человек) не обязан искать возможность исполнить их. Если желает исполнить, но не было у него возможности исполнить их, – например был бедным и не мог приобрести дом, (чтобы) построить ограду, – то чтобы это не называлось принуждением, достаточно ему ибура. Или же будет нуждаться в полном воплощении. В другом месте мы написали: как видится, чтобы избавиться от кругооборота, достаточно ему тайны убара, – (и) как можно сказать, что перевоплотится? Но (в любом случае) Творец благословенный несомненно предоставит ему эту заповедь и даст ему возможность исполнить ее.
Пятая (часть) – это личная заповедь, и это: “плодиться и размножаться”. И она из заповедей, которые человек обязан стремиться исполнить. Также и есть у него возможность исполнить ее, и она важнее всех заповедей. И это потому, что тот, кто умер без сыновей, – недостаточно, чтобы перевоплотился. Ибо любое тело остальных, которые перевоплощаются из-за недостатка какой-либо заповеди, восстанет во время воскрешения, и войдет в него искра его души согласно мере заповедей, которые исполнил, будучи в этом теле. Но у того (тела), которое умерло без сыновей, все части искр его души войдут во второе тело, в которое перевоплощен в тайне ибума. И тогда исполнит заповедь “плодитесь и размножайтесь”. Однако в первое тело, которое не исполнило ее, входит только тот первичный дух (руха кадма), который он ставил в своей жене когда произвел с ней первое соитие[1].
И шестая (часть), – это (тоже) личная заповедь, и это: заниматься Торой. Она равноценна всем заповедям, поскольку учение Торы[2] соответствует им всем. И есть у нее четыре (уровня) толкования, которые составляют (аббревиатуру) “ПАРДЭС”: простой (смысл), намек, истолкование и тайна[3]. И необходимо заниматься всеми ими и трудиться в них настолько, насколько в силах дотянуться своим разумом. И будет искать учителя, чтобы научил его. А если недостает ему в постижении одного (уровня) из четырех, – из-за этого перевоплотится.
(91) Необходимо знать, что человек должен исполнить все шестьсот тринадцать заповедей в действии, и так же – в речи, подобно тому как сказали учителя наши: “Каждый, кто занимается (Торой) надлежащим образом, – восходит, как если бы поднимал жертвоприношения…”. И таким же образом – в мысли. Если не выполняет их все в трех этих формах, – будет перевоплощаться, пока не исполнит все шестьсот тринадцать заповедей таким способом.
(92) Еще знай, что шестьсот тринадцать заповедей делятся в шестиста тринадцати органах и жилах Адама Ришона, называемых шестьюстами тринадцатью большими корнями. И в каждом органе из них есть отдельная заповедь: как упомянуто, что в каждом органе левого плеча есть одиннадцать исполнительных заповедей и пятнадцать запретительных заповедей. И каждый, кто из этого плеча, обязан восполнить эти заповеди более, чем все остальные из шестиста тринадцати. И не (удастся) мне хорошо прояснить этот вопрос, так как поскольку каждый человек обязан завершить все шестьсот тринадцать заповедей, – он обязательно изменяет то (соотношение важности), которое существует между частными заповедями в каждом органе, и всеми остальными шестьюстами тринадцатью.
(93) Также слышал я от своего учителя, благословенной памяти, что не подобен тот (человек), у которого предшествующие ему остальные искры корня его души выполнили все заповеди, – тому (человеку), у которого предшествующие ему искры не выполнили те же заповеди, которые не исполняет также и он. И мне не известно каково различие, которое существует между одним и другим. Таким образом, разъяснен вопрос исполнения заповедей “делай”.
[1] Объяснение этого процесса см. в девятой части Учения о десяти сфирот.
[2] Аббревиатура, использованная здесь автором: “ת”ת”, также имеет также значение “Тиферет”.
[3] Пшат (простой смысл), ремез (намек), друш (истолкование), сод (тайна).
Также рекомендуем: “Зоар о трех категориях души человека“, “Буквы еврейского алфавита“, “Четыре стадии постижения“, “Рабаш: краткое описание методики каббалы“, “Бааль Сулам о понятии искр (ницуцин)и их значении“.