Перевод группы переводчиков МАК. Руководитель перевода Гади Каплан.
Глава Ваехи
Три души
740) «Есть три души, и они поднимаются по высшим известным ступеням, и более того, что их три, – их четыре. Первая душа – это высшая душа, которая неуловима, и не пробудил ее высший хранитель и уж, тем более, – нижний. И это душа всех душ, и она скрыта и никогда не раскрывается, и непознаваема, и все зависят от нее».
741) «И она облачилась в одеяние сияния Кармеля. Внутри этого сияния выпадают капли драгоценных жемчужин, соединяясь вместе в одно целое, словно части одного тела. И она», высшая душа, «входит в них и раскрывает с помощью них свои действия», как тело раскрывает действия души. «Она и они – одно целое, и нет разделения между ними. И это высшая душа, скрытая от всего».
Пояснение сказанного. Душа означает свет Бины. И известно, что девять сфирот Арих Анпина являются корнями всех сфирот, находящихся в мирах. Таким образом, корень всех душ (нешамот) – это свет сфиры Бина Арих Анпина, и поэтому она называется высшей душой (нешама). И вот, вследствие подъема Малхут в рош Арих Анпина, вышла Бина Арих Анпина из рош Арих Анпина и стала ВАК без рош, что означает свет хасадим без Хохмы. И остался рош Арих Анпина с двумя сфирот, Кетер и Хохма, потому что Малхут, которая поднялась, стала в ней местом зивуга, называемым Есод, в рош Арих Анпина, и заканчивается на ней счет рош.[1]
И вследствие выхода Бины из рош Арих Анпина, Бина разделилась на два отдельных свойства. Ее ГАР – это высшие Аба ве-Има. Ее ВАК – это ИШСУТ. И это потому, что ущерб от выхода Бины из рош совершенно не касается ГАР Бины, так как по сути своей она является только светом хасадим, о чем сказано: «Ибо склонен к милости Он»[2]. И она не получает Хохму никогда, и поэтому в этом свете нет никакого изменения и в момент нахождения его в рош Арих Анпина, и в момент выхода его из рош Арих Анпина, и потому считается, что ГАР Бины словно и не вышли из рош Арих Анпина. И даже после выхода Бины наружу, еще светит в них скрытая Хохма Арих Анпина, однако в большом скрытии, поскольку они не получают Хохму, а только лишь свет хасадим. И эти ГАР Бины установились как парцуф Высшие Аба ве-Има, которые находятся в непрекращающемся зивуге, потому что они всегда ГАР, и нет в них никогда уменьшения.
Однако ЗАТ Бины – это включение ЗОН в Бину, и поэтому они нуждаются в Хохме. И поскольку после выхода Бины из рош остались хасадим без Хохмы, считается, что они потерпели ущерб из-за подъема Малхут в рош Арих Анпина, и остались без рош. Но во время гадлута, Малхут опускается из рош Арих Анпина на свое место, а Бина Арих Анпина возвращается в рош, снова достигая своих ГАР от Хохмы де-рош Арих Анпина.[3] И порядок выхода ГАР происходит согласно выходу трех точек – холам, шурук, хирик.[4] А эти ЗАТ Бины установились как парцуф ИШСУТ.
И сказано[5]: «Первая душа – это высшая душа, которая неуловима» – это ГАР Бины Арих Анпина, называемые высшие Аба ве-Има, в которых Хохма Арих Анпина светит в большом скрытии, так как они не получают Хохму. И поэтому: «Неуловима, и не пробудил ее высший хранитель» – Есод, называемый хранителем, поскольку он является местом зивуга, и все света собираются там. И Малхут, которая поднялась в рош Арих Анпина и стала в рош местом зивуга, называется высшим хранителем, поскольку она по этой причине стала окончанием рош Арих Анпина, а Бина вышла наружу.[6]
И говорит рабби Шимон, что высший хранитель вообще не пробуждает эту душу, – т.е. он нисколько не делает ее ущербной вследствие выхода Бины наружу, поскольку даже находясь в рош, она не получает Хохму. «И уж, тем более, – нижний» хранитель, – это во время гадлута, когда выходит средняя линия на экран де-хирик, снова уменьшающая ступень с ГАР де-ГАР до ВАК де-ГАР.[7] То есть, и нижний хранитель тоже никоим образом не касается этих ГАР Бины, т.е. Абы ве-Имы. И это потому, что она не получает Хохму никогда, и поэтому не увеличивается от ее свечения и не уменьшается от ее сокращения.
И сказано: «Это душа (нешама) всех душ», потому что Бина Арих Анпина является корнем всех Бинот, имеющихся в мирах, и поэтому свет в ней является корнем для всех душ (нешамот). «И она скрыта и никогда не раскрывается», – т.е. Хохма Арих Анпина, которая светит в ней, – она скрыта и исчезает в ней, и не раскрывается никогда. «И непознаваема» – так как «йуд י» не выходит из ее «воздуха (авир.«(אויר[8] «И все души зависят от нее», так как она – корень всех душ.
«И она облачилась в одеяние сияния Кармеля» – т.е. ГАР Бины, Аба ве-Има, облачаются в одеяние сияния Кармеля, т.е. ЗАТ Бины, называемых ИШСУТ. И называются они «сияние Кармеля», как сказано: «Голова твоя, как Кармель»[9]. Ибо ИШСУТ – это рош Нуквы, и называется Кармель, что означает: «Поле, полное (кар мале) всех благ».
«Внутри этого сияния выпадают капли драгоценных жемчужин» – в гадлуте ИШСУТ, мохин которых – это три капли: холам, шурук, хирик. И «внутри этого сияния», трех этих капель, облачаются высшие Аба ве-Има. «Соединяясь вместе в одно целое, словно части одного тела», – т.е. три капли соединяются друг в друге так, что одна не может светить без другой. «И высшая душа входит в них, раскрывая с их помощью свои действия, как тело раскрывает действия души», – высшие Аба ве-Има облачаются в ИШСУТ и действуют с помощью ИШСУТ, облачающего их. И «она и они», Аба ве-Има и ИШСУТ, – «это одно целое, и нет разделения между ними».
Иначе говоря, несмотря на то, что в Абе ве-Име – свет хасадим, а в ИШСУТ – свет Хохмы, все же они – «одно целое, и нет разделения между ними», так как даже ИШСУТ не получают Хохму для самих себя, а лишь для того, чтобы передать их Нукве Зеир Анпина, а сами светят скрытыми хасадим, как и высшие Аба ве-Има. Поэтому высшая душа «скрыта от всего», – так как ГАР Бины, Аба ве-Има, и ЗАТ Бины, ИШСУТ, оба скрыты от всего, ведь даже ИШСУТ светит для собственных нужд лишь скрытыми хасадим.
742) «Вторая душа – это Нуква, скрывающаяся внутри своих воинств и являющаяся душой (нешама) для них. И от них она получает тело (гуф)», т.е. облачается в них, как душа (нешама) облачается в тело (гуф), «чтобы с помощью них раскрыть свои действия всему миру, – так же, как тело является одеянием души, производящей с его помощью всевозможные действия, и они» связаны и соединены друг с другом, «как связаны скрытые наверху» – Аба ве-Има и ИШСУТ.
743) «Третья душа – это души праведников внизу. Души праведников происходят от этих высших душ: от души нуквы и от души захара», Зеир Анпина. «И поэтому души праведников более возвышены, чем все эти воинства и станы ангелов наверху», потому что ангелы происходят от внешних свойств Нуквы, а души происходят от внутренних свойств Нуквы и внутренних свойств Зеир Анпина, то есть – от их душ (нешамот).
Таким образом, выяснились три эти души:
- Бина Арих Анпина – Аба ве-Има и ИШСУТ;
- Нуква Зеир Анпина;
- Души праведников.
Но это – четыре души, так как Бина Арих Анпина делится на две души, между которыми существует различие. Поскольку Аба ве-Има – это источник хасадим, а ИШСУТ – это источник Хохмы. И поэтому их четыре: Аба ве-Има, ИШСУТ, Нуква, души праведников. Но так как ИШСУТ для себя самих находятся тоже в скрытых хасадим, как Аба ве-Има, поэтому они считаются одной душой. И он не берет в расчет души Зеир Анпина, поскольку он – скрытые хасадим, как Аба ве-Има, и поэтому в нем нет ничего нового.
744«Но если ты скажешь, что ведь высшие (души) – это души от двух сторон», от Зеир Анпина и Нуквы, исходящие от их внутренних свойств, и если так, – «почему же они опускаются в этот мир, и почему они уходят из него? Это подобно царю, у которого родился сын. И отправил он его в одну из деревень, чтобы вырастили его и заботились о нем, пока не вырастет, и обучали правилам поведения в царском дворце. Узнал царь, что вырос сын его и он уже большой. И что он сделал? Из любви своей к сыну, он послал к нему мать, и привела она его во дворец, и царь радовался с ним каждый день.
745) «Так и Творец родил с Царицей сына. И кто же он? Это высшая святая душа», – т.е. порождения ЗОН. «Отправил Он его в деревню» – в этот мир, «пока тот не подрастет, и не обучат его правилам поведения в царском дворце. Когда узнал Царь, что вырос сын Его в этой деревне, и пришло время привести его во дворец, что он сделал? Из любви своей к сыну, Он посылает к нему Царицу, и Она приводит его во дворец. Душа не уходит из этого мира, пока за ней не придет Царица и не приведет его во дворец Царя, и там поселяется она навсегда».
746) «Но, вместе с тем, законы мира таковы, что жители деревни плачут об уходе сына Царя от них. Был там один мудрец, сказал им: “О чем вы плачете, разве он не сын Царя? И более не подобает ему жить среди вас, а подобает жить во дворце отца его”. Так же Моше, который был мудрым, – увидел он, что жители деревни плачут, и потому сказал: “Сыны вы Творцу Всесильному вашему, не делайте на себе надрезов и не делайте плеши между глазами вашими по умершему”[10]».
747) «Если бы знали об этом все праведники, они бы радовались тому, что наступает день их ухода из этого мира. Разве не является для них высочайшей честью, что ради них приходит Царица сопровождать их во дворец Царя, чтобы радовался им Царь каждый день. Поскольку Творец пребывает в радости только с душами праведников».
748) «Зарождение любви Кнессет Исраэль», Нуквы, «к Творцу», Зеир Анпину, «вызывают праведники внизу, поскольку исходят они со стороны Царя», Зеир Анпина, «со стороны захара. Таким образом, это пробуждение приходит к Нукве со стороны захара, и зарождается любовь. Стало быть, захар пробуждает расположение и любовь в Нукве. И тогда Нуква привязывается в любви к захару».
И мы спрашивали[11]: ведь «не делает чести женщине добиваться расположения мужчины»? И теперь понятно, что души праведников, захары, вызывают в ней эту любовь к Зеир Анпину.
749) «И подобно этому, – стремление Нуквы источать нижние воды согласно высшим водам, возникает лишь благодаря душам праведников.[12] Счастливы праведники в этом мире и в мире будущем, ибо на них держатся высшие и нижние. И поэтому: “Праведник – основа (есод) мира”[13] сказано без уточнения». И можно сказать, что говорится о высшем праведнике – Есоде Зеир Анпина, а можно сказать, что говорится о душах праведников, и оба утверждения истинны.
750) «И вызывает всё это – праведник. Он – Есод наверху», Есод Зеир Анпина, «и он – Есод внизу», в Нукве и в душах праведников. «И Кнессет Исраэль», Нуква, «включает высшего праведника и праведника снизу. «Праведник с одной стороны» – Есод Зеир Анпина, «и праведник с другой стороны» – души праведников внизу, «наследуют ее» – Нукву, «как сказано: “Праведники унаследуют землю”[14]» – Нукву. «Праведник», Есод Зеир Анпина, «наследует эту землю», Нукву, «и дает ей благословения каждый день, и дает ей наслаждения и яства, притягиваемые свыше», от Бины, «которые он притягивает для нее».
[1] См. «Предисловие книги Зоар», п. 13, со слов: «В час, когда скрытый более всех…».
[2] Пророки, Миха, 7:18. «Кто Творец, как Ты, который прощает грех и проявляет снисходительность к вине остатка наследия Своего, не держит вечно гнева Своего, ибо склонен к милости Он».
[3] См. «Предисловие книги Зоар», п. 14.
[4] См. Зоар, главу Берешит, часть 1, п. 9.
[5] См. выше, п. 740.
[6] См. выше, п. 741, со слов: «Пояснение сказанного…».
[7] См. выше, п. 123, со слов: «Пояснение сказанного…».
[8] См. «Предисловие книги Зоар», п. 7, со слов: «И поэтому сказано…».
[9] Писания, Песнь песней, 7:6. «Голова твоя, как Кармель, и пряди волос на голове твоей, как пурпур, – царь пленен кудрями!».
[10] Тора, Дварим, 14:1. «Сыны вы Творцу Всесильному вашему, не делайте на себе надрезов и не делайте плеши между глазами вашими по умершему».
[11] См. выше, п.739.
[12] См. Зоар, главу Берешит, часть 2, п. 253, со слов: «Пояснение сказанного…».
[13] Писания, Притчи, 10:25. «Пронесется буря – и нет нечестивого, а праведник – основа мира».[14] Писания, Псалмы, 37:29. «Праведники унаследуют землю и будут обитать в ней вовеки».
Также рекомендуем: “Зоар: образы человека приходят от высшего“, “Три души“, “Зоар о механизме работы МАН“, “Плоды души Ари“, “Три уровня постижения МАН“.