От редакции: Духовное устремление человека должно находиться в полном внутреннем единстве и гармонии. Однако, в зависимости от внутренних состояний, человек обычно отдает преимущество одному из трех направлений работы: стремлению к собственной внутренней духовной основе, стремлению к полному ощущению Того, Кто велик и правит всем, и, наконец, – стремлению постичь глубинную суть сотворенного и пути такого сотворения, дабы быть совершенным служителем Творца. В предлагаемом к прочтению материале Бааль Сулам, подчеркивая необходимость абсолютного равновесия этих устремлений во внутренней работе человека, тем не менее, дает совет: при невозможности в существующем состоянии достичь единства и гармонии устремлений, предпочесть средний путь, – стремиться к познанию путей Творца и Его Имен (тайн Торы) с намерением достичь совершенства духовного служения.
Йегуда Ашлаг (Бааль Сулам)
Послание семнадцатое, 1925 г. (фрагменты)
…Вместе с тем напишу я тебе о свойстве средней линии в духовной работе, чтобы были у тебя всегда целью правая и левая, ибо бывает, что идущий еще хуже, чем сидящий в бездействии. И это – отклонившийся с пути, ибо путь истины – это очень тонкая линия, по которой шагают все время, пока не достигнут царского дворца. И каждый, кто находится в начале линии, обязан особо остерегаться, чтобы не уклониться вправо от линии или влево от нее, даже на волос, потому что если в начале отклонение на волос, – даже если затем он идет действительно по прямой, однако уже не придет он никоим образом к царскому дворцу, ибо не идет по настоящей линии…
И объясню я тебе, что такое средняя линия. И это называется: “Тора, Творец и Исраэль – одно”. Ибо цель души, – когда входит она в тело, – удостоиться, еще будучи облаченной в тело, вернуться к своему корню и слиться с Творцом, как сказано: “любить Творца вашего, и идти всеми путями Его, хранить заповеди Его, слиться с Ним”. Видишь ты, что окончание всего – это “слиться с Ним”. То есть, – как была (душа) до своего облачения в тело.
Но необходима большая подготовка, а именно – “идти всеми путями Его”, а кто же знает пути Творца? Однако это называется “Тора, состоящая из 613 путей”, идущий по которым в конце концов очистится, – настолько что тело его (гуф) не будет представлять железное препятствие между ним и Творцом его. Как сказано: “И удалю сердце каменное из плоти вашей”, и тогда сольется он с Творцом своим, точно так же, как был он слит (с Ним) до облачения души в тело.
Получается, что есть три свойства:
- Исраэль – это тот, кто прилагает усилия, чтобы вернуться к своему корню;
- Творец – это тот корень, к которому он стремится;
- Это 613 путей Торы, на которых он очищает свою душу и свое тело (гуф), и это называется “приправа”, как сказано: “Я создал дурное начало, и я создал Тору в приправу ему”.
Хотя на самом деле, все эти три свойства – есть воистину одно, ибо, в конечном счете, каждый служащий Творцу постигает их как одно, – единое и неделимое. А то, что кажется, что делится оно на три части, это лишь относительно несовершенной работы на Творца.
И раскрою я тебе немного, часть ты увидишь, но всего не увидишь, до того как спасет тебя Творец. Душа, – известно, что это божественная часть свыше, и до своего вхождения в тело она слита (с Творцом), как ветвь с корнем. И изучи в книге “Эц Хаим”, в начале ее, что потому создал Творец миры, что желание его было раскрыть Свои святые имена “Милостивый и Милосердный”…, потому что если не будет творений, – не кого будет жалеть… изучи там. И это вещи очень глубокие.
И хотя мала сила пера, но “вся Тора – это имена Творца”, как сказали наши мудрецы. А постижением называется, “что все, чего не постигнем, – не будем знать названия”, как приведено в книгах, ибо все эти имена – это вознаграждение души, которая не по своей воле входит в тело, и которая именно благодаря телу способна постичь имена Творца, и ее постижением определяется ее (духовный) уровень. И держись правила: “Духовное существует лишь в мере его познания”. Ведь земное животное ощущает себя, потому что состоит из разума и материи. Поэтому духовное ощущение – это свойство “знания”, а мера духовного уровня -мера величины знания, как сказано: “Хвалят человека по разуму его”. Однако животное знает, но никоим образом не чувствует. И пойми это как следует.
Пойми вознаграждение души: душа до своего вхождения в тело была маленькой точкой, хотя она и была слита с корнем, как ветвь с деревом, и точка эта называется корень души и ее мир. И если бы не явилась она в этот мир в теле, был бы у нее только ее мир, – т.е. мера ее доли в корне.
Однако чем больше удостаивается она идти всеми путями Творца, т.е. 613-ю путями Торы, вновь превращающимися в имена Творца, тем больше растет ее уровень в мере тех имен, которые постигла. Это называется, что “Творец дарует каждому праведнику 310 (гематрия слова “подарок”) миров”. Объяснение: душа состоит из двух праведников – высшего праведника и низшего праведника, подобно разделению гуфа от табура и выше, и от табура и ниже. И удостаивается она этим письменной Торы и устной Торы, каждая из которых – 310, – т.е. вместе – 620, – что означает 613 заповедей Торы и 7 заповедей мудрецов.
И об этом сказано в “Эц Хаим”, что “миры были сотворены только для того, чтобы раскрыть имена Творца”, изучи это и пойми. И вот ты видишь: поскольку спустилась душа, чтобы облачиться в эту гадкую материю, не могла она уже снова слиться со своим корнем в своем (изначальном) мире, как была она в корне своем до прихода в этот мир, а обязана она увеличить свой уровень в 620 раз по сравнению с тем, как была она до того в корне, и это называется все совершенство, весь НАРАНХАЙ до света ехида. И потому называется ехида именем “кетер”, ибо это указание на число 620 (гематрия слова “кетер” равна 620), как сказано выше.
И вот видишь ты, что 620 упомянутых имен, состоящих из 613 заповедей Торы и 7 заповедей мудрецов – это в сущности 5 свойств души, т.е. НАРАНХАЙ, ибо келим НАРАНХАЙ – из 620 упомянутых заповедей, а света НАРАНХАЙ – это сам свет Торы, заключенный в каждой заповеди. Получается, что Тора и душа – это одно.
Однако Творец – это свет Бесконечности, облаченный в свет Торы, который заключен в 620 упомянутых заповедях. И пойми это как следует, ибо это смысл сказанного мудрецами: “Вся Тора – это имена Творца”. Объяснение: Творец -всеобъемлющ, а 620 имен – детали и частности, и частности эти – согласно шагам и ступеням души, которая не получает свет свой за один раз, а по ступеням, – постепенно, один за другим.
И становится ясным из всего этого, что в конце душа должна постичь все 620 святых имен и обрести весь свой уровень, который количественно в 620 раз больше, чем до ее вхождения (в тело). Причем, мера ее уровня определяется 620-ю заповедями, в которые облачается свет Торы, а Творец – это свет Торы в общем. И вот ясно тебе, что “Тора, Творец и Исраэль – действительно одно”.
И вглядись тщательно в эти вещи, которые не толкование, а простое объяснение, о котором сказали: “объяснение не объясню”. И счастлив ты, если поймешь то, что перед тобой.
И вернемся к тому, что до завершения работы Творца представляются Тора, Творец, Исраэль тремя свойствами. То есть, – то пожелает человек восполнить свою душу, вернув ее к ее корню, и это свойство Исраэль. То хочет он понять пути Творца и тайны Торы, “ведь (тот), кто не знает указаний Господина, – как будет служить Ему”, и это свойство Торы. А иногда стремится он к постижению Творца, т.е. (желая) слиться с Ним в полном познании, и сокрушается главным образом лишь об этом, и совершенно не сокрушается о постижении тайн Торы, и также не особенно сокрушается о возвращении своей души к ее корню, какой была она до облачения в тело.
Поэтому идущий по правильной линии в подготовке к работе Творца обязан постоянно проверять себя, – стремится ли он к названным трем свойствам абсолютно одинаково, потому что конец действия равен его началу. А если стремится к одному этих из свойств более, чем ко второму или третьему, значит отклоняется он от истинного пути, и пойми это.
Поэтому лучше тебе держаться цели “стремиться к указаниям Господина”, “ведь кто не знает путей Господина и указаний Господина, – т.е. тайн Торы, – как будет служить Ему” и это самая надежная гарантия средней линии из трех.
И это называется: “Откройте мне единственный вход для возврата (размером) с острие иглы, а я открою вам входы, в которые пройдут телеги и вагоны”. Объяснение: игольное отверстие (предназначено) не для входа и выхода, а чтобы вставить в него нитку для шитья и работы. Точно также стремись лишь познать указания Господина, чтобы делать работу, и тогда раскрою вам вход как ворота в зал. И это называется явное имя во фразе: “Однако (“зал”) жив Я, и наполнится вся земля славою Творца”.
Иегуда Лейб
Источник: Библиотека МАК
Также рекомендуем: “Зоар: преимущество мудрости перед глупостью”, “О правой и левой линиях в духовной работе”, “Ступени лестницы (избранные статьи). Часть первая”, “О подъемах, падениях и о “между ними”.