От редакции: Эти короткие статьи – жемчужины каббалистической мысли из сборника “Даргот Сулам” (“Ступени лестницы”). РАБАШ писал их, скорее, для себя, в виде способа фиксации духовных ступенек. Однако, для человека, продвигающегося к духовному постижению, они представляют бесценный клад и счастливую находку. “Точечные” постижения элементов матрицы реальности, приходящие к человеку в определенном состоянии, являются результатом действия Творца, подсвечивающего для человека свой Замысел.
Барух Ашлаг (РАБАШ)
Статья 34. Таамим, некудот, тагин, отиёт
Примечание редакции: Таамим, некудот, тагин и отиёт – элементы ивритского письма, позволяющие наиболее полно передать информацию. Таамим – значки, передающие длину и высоту звука (тона), некудот (огласовки) передают данные о гласном звуке данного слога, тагин – передают интонацию и ударение, ониёт – это сами буквы. В каббале под термином “таамим” понимается внутренний свет в парцуфе, “некудот” – свет исторжения из него, возникающий при подъеме экрана, “тагин” – решимо (запись), остающаяся от внутреннего света (наполнения), “отиёт” – решимо желания получить наслаждение, остающееся после исторжения света, – тело парцуфа.
Тот, кто хочет вкусить (“таамим” – досл. вкусы) истинной жизни, должен обратиться к точке в своём сердце. Точка эта есть у каждого человека, только она ещё не проявлена, не светит ему ничем и потому подобна чёрной. Но она – частичка духовного в человеке, частичка его души, а потому природа её – стремление к Творцу.
Просто пока это свойство совершенно не ощущается человеком как нечто важное для него, и потому не ставит он ни во что это крохотное присутствие Творца в себе, уподобив эту точку черной, лишенной привлекательности, – как пыль под ногами. И это называется “некудот”.
И есть только один совет увеличить эту точку – человек должен возвеличить для себя её значимость, сделав эту частичку духовного венцом (тагин) всех своих мыслей, своей целью. Пусть вместо подобия пыли вознесётся присутствие Творца над его головой и станет наивысшим для человека.
И тогда духовное проявится в желаниях (теле) человека (тело называют “отиёт”), став его сущностью, а ведь это и составляет его духовное тело (“отиёт гуф”). И тогда возможность восприятия Творца становится действительностью.
Статья 61. Правая и левая
Примечание редакции: Авраам (в каббале соответствует сфире Хесед, корню правой линии – милосердию, свойству неограниченности) был бездетным. Поэтому вынужден был просить Творца о даровании возможности породить сына – Ицхака (в каббале соответствует сфире Гвура, корню левой линии – силе, мужеству, преодолению, свойству ограничения).
Зивуг (слияние для оживления миров) – это “зивуг де ло-пасик” (непрерывное соединение, вечное слияние), что является “хасадим мехусим” (покрытыми хасадим). Зивуг для рождения душ (“зивуг пасик”), прерывающееся, неполное слияние, – является ступенью хохма́.
С правой стороны могут существовать, но не рожать. Тогда как левая сторона (хохма́), называемая недостатком, может родить второе состояние.
[simple_tooltip content=’Ивр.: “удовлетворен имеющимся”. Состояние существования духовного объекта в свойстве “необходимо и достаточно” – ГАР де Бина, Хесед’]Хафец хесед[/simple_tooltip], который радуется своей доле, у него есть жизнь, но он не может порождать, потому что хорошо ему и так, – и зачем ему желать иного состояния?
Слияние для оживления миров является постоянным слиянием, и оно дает жизнь. Слияние для рождения душ – это слияние неполное, то есть непостоянное. И нужно работать на соединение обоих.
Пример материального уровня: для того чтобы пробудить к жизни, – не говорится о таком (состоянии): когда не надо пробуждать к жизни, что исходит от свойства “хафец хесед”, довольного своей долей. Совсем наоборот когда должны породить; ведь не постоянно должны этим заниматься. Рождение нового состояния происходит благодаря недостатку, но не всегда человек должен заниматься недостатками.
Статья 62. Вознаграждение и наказание
Примечание редакции: В каббале категорией “массы” обозначают свойства человека, в которых он стремится к духовному ради себя. Индивидуальной духовной работой называется работа человека в свойствах ради Творца. Понятие “будущий мир” определяет состояние постижения человеком Творца на уровне материальной реальности. Понятие “этот мир” – состояние скрытия Творца от человека в его духовной работе на уровне материальной реальности.
В духовной работе используется понятие вознаграждения и наказания в этом мире, но не в будущем мире, хотя это и (там) присутствует. Относительно масс используется главным образом вознаграждение и наказание в будущем мире и не используется вознаграждение и наказание в этом мире, потому что вознаграждением называется наслаждение, а наказанием – страдания.
Для масс, которые работают ради себя, используется понятие вознаграждения и наказания в будущем мире, так как только в будущем мире они почувствуют наслаждение от выполнения Торы и заповедей, и страдания, что не исполняли Тору и заповеди. А в этом мире они не чувствуют наслаждения и страдания при выполнении Торы и заповедей, или наоборот. Поэтому они должны использовать только понятие будущий мир.
А те, кто работают индивидуально, ощущают наказание, если нет у них веры в Творца, то есть ощущают страдания, что нет у них веры (слияния с Творцом). Их наслаждение, то есть вознаграждение, в том, что у них есть возможность верить, что Творец управляет миром как Добрый и Творящий добро, что называется вознаграждением и наказанием на уровне этого мира.
Источник: Библиотека МАК.
В дополнение рекомендуем наши книги: Предисловие книги Зоар; Зоар. Глава Берешит, часть 1; Учение десяти сфирот, часть 2.
Другие статьи РАБАША вы можете найти в рубрике “Первоисточники”.