Зоар о букве хэй имени АВАЯ. Часть первая

О букве йуд имени АВАЯ читайте здесь.

Новый Зоар, глава Берешит

«Хэй ה» имени АВАЯ (הויה)

23) Буква «йуд» поднялась вместе с опорами в ней наверх, в рош Арих Анпина, и там производит зивуг тот, кто производит, и он непознаваем. И свет Бесконечности светит и не светит. Оттуда «йуд» опустилась на свое место, и неизвестен тот, от кого она светит. И когда она опустилась, включились в нее девять опор, и она распространилась вместе с ними. И когда она распространилась, вышел из нее один свет, состоящий из всех них, и она скрылась в нем, словно кто-то вошел в некий чертог.

Объяснение. Когда выходят мохин в первый раз, в них происходит столкновение правой и левой линии, и они не светят. И поэтому они называются мохин обратной стороны[1] (ахор). Поэтому девять опор, имеющихся в «йуд י», еще не могут создать «хэй ה» имени АВАЯ (הויה), ИШСУТ, так как при выходе девяти опор в первый раз они еще находились в состоянии ибур-еника-мохин де-ахор.

Поэтому для того, чтобы создать «хэй ה», они должны вернуться вместе с «йуд י» в МАН к их высшему, рош Арих Анпина, и получить оттуда ибур-еника-мохин де-паним. И тогда смогут мохин де-паним создать «хэй ה».

Для того чтобы создать «хэй ה», поднимается буква «йуд י» вместе с поддерживающими ее наверх, в Арих Анпин, для того чтобы включиться в зивуг, происходящий там, и получить ибур-еника-мохин де-паним. «И там производит зивуг тот, кто производит, и он непознаваем», – т.е. рош Арих Анпина, который непознаваем, производит там зивуг.

«И свет Бесконечности светит и не светит». Свет Бесконечности нисходит и светит этому зивугу, но из-за его огромного скрытия он словно не светит. И после того как «йуд י» включается в этот зивуг и получает его свечение, она опускается на свое место. «И неизвестен тот, от кого она светит», – так как вначале она выходит в состоянии катнут, т.е. в состояниях ибур и еника, представляющих собой света нефеш-руах и считающихся свойством ВАК без рош, «и неизвестен тот, от кого она светит» – потому что там еще нет моаха Даат.

А когда она опустилась, включились в нее эти девять опор, и она распространилась вместе с ними. Эти опоры, т.е. три вида мохин, включились в нее с помощью свечения свыше, и она распространилась вместе с ними в три линии ХАБАД с мохин де-паним. И когда распространилось свойство мохин де-паним, вышел из мохин ХАБАД один свет, состоящий из всех светов, имеющихся во всех девяти опорах «йуд י», и этот родившийся свет – это буква «хэй ה».

«И она скрылась в нем, словно кто-то вошел в некий чертог», – т.е. света девяти опор облачаются и скрываются в родившемся свете, словно входя в некий чертог. И они производят все свои свечения в этом чертоге так, что их свечение не выходит, чтобы светить вне этого чертога. И поэтому считается, словно этот чертог, буква «хэй ה», окутывает и облачает эти девять опор снаружи.

 24) Чертог расположен в двух сторонах, правой и левой, т.е. он скрывается в правой стороне, и раскрывается снизу вверх в левой. Потому что правая сторона – это хасадим, а Хохма скрыта и исчезает. А в левой Хохма раскрывается, но только снизу вверх, а не сверху вниз, и это состояние устанавливается посредством средней линии[2].

Эти девять опор буквы «йуд י» светят внутри чертога, и буква «йуд י» тоже скрыта внутри чертога, – т.е. она облачается в девять своих опор, светящих в чертоге. И этот чертог называется первой «хэй ה» имени АВАЯ (הויה) и, благодаря облачению «йуд י» вместе с девятью своими опорами в «хэй ה», выходят также и в «хэй ה» те же три свойства, которые выяснились в «йуд י».

25) Готов к постижению и не готов, раскрывается и не раскрывается, и не раскрывается вовсе – в этом свойстве находится буква «йуд י» со всеми ее опорами потому, что она исчезает. И в ней всё находится для того, чтобы прийти к своему завершению.

Свойства «йуд י», т.е. высшие Аба ве-Има, полностью скрыты со стороны Хохмы, и только во втором их парцуфе ИШСУТ, представляющем собой девять опор, раскрывается Хохма. И даже эти девять опор существуют и не существуют, поскольку являются свойством Аба ве-Има, которые облачают скрытую Хохму, и поэтому им самим они раскрываются, и не раскрываются другим. Однако они передают Хохму букве «хэй ה» имени АВАЯ, а от «хэй ה» передаются все мохин парцуфу ЗОН и мирам.

Поэтому сказано: «Готов к постижению и не готов», – т.е. девять опор буквы «йуд» готовы к постижению и не готовы к постижению. Потому что, с одной стороны, с их стороны не происходит никакого раскрытия другим, и они не готовы к постижению, а с другой стороны, – они передают Хохму букве «хэй» имени АВАЯ, и получается, что они готовы к постижению.

«Раскрывается и не раскрывается». Хохма в них раскрывается и не раскрывается, т.е. раскрывается только им самим, а не другим. «И не раскрывается вовсе», – т.е. сама «йуд», являющаяся свойством высших Аба ве-Има, которые не раскрываются даже для самих себя.

26) У буквы «хэй» есть пять строений, выходящих из того же света свечи, когда она поднимается на свое место и завершается после того, как установила свою меру.

Объяснение. И у «хэй» тоже есть состояние катнут, относящееся к ибур и еника, т.е. ВАК без рош, а затем гадлут, относящийся к мохин. И во время гадлута Малхут опускается из Бины на свое место, а трое упавших келим, АХАП, возвращаются на ступень, и она достигает ГАР.

Поэтому сказано, что «у буквы “хэй” есть пять строений» – так как пять сфирот ТАНХИМ (Тиферет-Нецах-Ход-Есод-Малхут) в ней, расположенные от хазе ее и ниже, становятся во время гадлута пятью строениями. И эти пять строений выходят после того, как свет свечи, свет Бины, возвращается на свое место.

Иными словами, после того как Малхут и сокращение опускаются из Бины, – Бина, Тиферет и Малхут, которые упали, снова соединяются со своей ступенью, т.е. с ТАНХИМ от хазе ее и ниже, которые стали в это время пятью строениями или пятью опорами, потому что только в них раскрывается свечение Хохмы. И после того как Бина подняла к себе Малхут и сократилась из-за нее, и установила сама уровень катнут, она приобщается к своей ступени, к ГАР.

И необходимо знать, что хотя Малхут и поднимается под Хохму Арих Анпина, и выводит сфирот Бина, Тиферет и Малхут за пределы рош Арих Анпина, на ступень ВАК без рош, всё же это не наносит никакого вреда свойству ГАР Бины, т.е. высшим Аба ве-Има, облачающим ХАГАТ Арих Анпина до хазе, так как они находятся в свойстве «хафец хесед». И только свойству ЗАТ Бины, т.е. ИШСУТ, облачающим Арих Анпин от хазе и ниже, эта Малхут, находящаяся в хазе Арих Анпина, и сокращение ее, наносят ущерб и приводят к удалению их ГАР.

И поэтому Аба ве-Има называются «йуд י» имени АВАЯ (הויה), которая указывает на то, что есть в них полные десять сфирот. А ИШСУТ называются «хэй ה» имени АВАЯ, по двум причинам:

  1. Поскольку она приняла в себя Малхут, называемую нижней «хэй ה» имени АВАЯ (הויה), и поэтому ИШСУТ тоже приобрели форму «хэй ה», как и она;
  2. Поскольку она облачает Абу ве-Иму только от их хазе и ниже, где есть только пять сфирот ТАНХИМ (Тиферет-Нецах-Ход-Есод-Малхут).

И поэтому она называется «хэй (пять)». Однако не имеется в виду, что «хэй ה» имени АВАЯ (הויה) облачает ТАНХИМ самих Абы ве-Имы, а подразумеваются ТАНХИМ вторых ИШСУТ Абы ве-Имы, называемых девятью опорами. Однако, поскольку эти девять опор тоже происходят от Абы ве-Имы, мы называем их свойством ТАНХИМ Абы ве-Имы.

27) И эти пять строений в своем состоянии катнут носят название «чудесные (нифлаот נפלאות)», состоящее из букв «пятьдесят чудес (нун плеот נ׳ פלאות)». И царь Давид хотел опереться на эти пять строений, как сказано: «Открой глаза мои, чтобы я увидел чудесное в Торе Твоей»[3]. И эти пятьдесят чудес, когда они светят и поднимают «хэй», чтобы получить свое завершение, становятся пятью, чтобы светить пяти внизу, и светить выходящим из нее.

Объяснение. ИШСУТ называются первой «хэй ה» имени АВАЯ (הויה), так как они облачают только пять (хэй) сфирот от хазе Абы ве-Имы и ниже, называемые ТАНХИМ (Тиферет-Нецах-Ход-Есод-Малхут), и тогда они являются свойством ВАК без рош. И эти пять сфирот, начинающиеся в хазе Абы ве-Имы, светящие в катнуте парцуфу ИШСУТ, называются пятьюдесятью чудесами, потому что каждая их сфира состоит из десяти, и их пятьдесят. И поскольку света Абы ве-Имы скрыты и исчезают, они называются чудесами, потому что «чудо» указывает на скрытие, т.е. оно необъяснимо.

Однако после того, как ИШСУТ получает мохин де-паним, то пять сфирот от хазе и ниже, т.е. ТАНХИМ де-ИШСУТ, называются пятью строениями или пятью опорами, так как место от хазе и ниже называется местом раскрытия свечения Хохмы, и поэтому они поддерживают эти пятьдесят чудес, раскрывающиеся в Абе ве-Име, и называются поддерживающими потому, что восполняют света, которых нет в Абе ве-Име, так как Аба ве-Има всегда находятся в свойстве «хафец хесед».

[1] См. «Введение в комментарий Сулам», п.78.
[2] См. «Введение в комментарий Сулам», п.35.
[3] Писания, Псалмы, 119:18.

Читать далее…

Также рекомендуем: “Недельная глава Корах“, “Зоар о внутреннем смысле букв имени АВАЯ“, “Зоар об именах суда (ограничений) левой линии“, “Бааль Сулам о внутреннем смысле букв алеф в Маасэ Берешит“.