Перевод группы переводчиков МАК. Руководитель перевода Гади Каплан.
Глава Ахарей мот
АВАЯ с огласовкой Элоким
157) Имя Элоким в любом месте означает “суд”. Имя АВАЯ в одном случае произносится Элоким, т.е. обозначено огласовкой Элоким, – в сочетании Адни АВАЯ, где имя АВАЯ приобретает огласовку Элоким. Почему же оно произносится Элоким, ведь эти буквы имени АВАЯ всюду означают милосердие?
158) Сказано в Писании: “Познай же сегодня и прими сердцем своим, что Творец (АВАЯ) – Он Всесильный (Элоким)”[1]. И сказано: “И увидел (это) весь народ, и пал на лицо свое; и сказали (люди): “Творец (АВАЯ) – Он Всесильный (Элоким)”[2]. В том месте, где есть суд, есть милосердие, но иногда и в том месте, где есть милосердие, есть суд. И поэтому сказано здесь: “Творец (АВАЯ) – Он Всесильный (Элоким)”. Ведь в любом месте имя АВАЯ – это милосердие, но в час, когда грешники превращают милосердие в суд, написано АВАЯ, но читается Элоким.
159) Есть три ступени, и каждая ступень самостоятельна, хотя всё это – одно целое, и они связываются как одно целое и не отделяются друг от друга. Все саженцы, т.е. сфирот, и все свечи, т.е. сфирот Малхут, называемой “огненные светила”, светятся и горят, и питаются, и благословляются от той самой реки, Бины, которая исходит и вытекает, и всё включается в нее, поскольку все мохин исходят от нее, и она содержит всё в себе.
160) Эта река называется матерью сада, т.е. Малхут, потому что Бина называется матерью, как выяснилось во фразе: “Ибо матерью назови Бину”[3], так как эта река выше сада. И она называется матерью, поскольку Эден, т.е. Хохма, соединяется с ней и не расстается. Поэтому все источники мохин выходят и исходят от нее, питая все стороны – как правую, так и левую – и раскрывая в ней врата. Поэтому милосердие, т.е. средняя линия, исходит от нее, и милосердие открывается в ней. Ведь начало раскрытия средней линии, призванной согласовать и соединить правую линию с левой, что является совершенством их всех, находится в Бине.
161) И поскольку Бину называют матерью, она – Нуква и Гвура, и от нее исходит суд. Поэтому сама по себе, т.е. по своей сути, она называется милосердием, однако с ее стороны пробуждаются суды. Поэтому имя Бины пишется как милосердие, т.е. буквами АВАЯ, указывающими на милосердие, но огласовано как суд, т.е. четыре ее буквы АВАЯ огласованы так же, как огласовывается имя Элоким. И получается, что буквы ее имени относятся к свойству милосердия, но с ее стороны исходят суды, на которые указывает огласовка букв ее имени АВАЯ (יֱהֹוִה): “йуд יֱ” – с огласовкой “хатаф-сэголь”, первая “хэй הֹ” – с огласовкой “холам”, “вав וִ” – с огласовкой “хирик”, последняя “хэй ה” – без огласовки. Это одна ступень.
Пояснение сказанного. Хохма и Бина в любом месте называются Аба ве-Има. Ведь Малхут, из которой были созданы миры, не может принять высший свет в свое собственное свойство, так как на нее было произведено первое сокращение и установлен экран с тем, чтобы не получать высший свет. Чтобы возвести миры, способные получать высший свет, Бина поднимает к себе Малхут, и вследствие этого Бина принимает в себя суды Малхут, и от нее уходят ГАР, но благодаря этому Малхут, находящаяся в Бине, приобретает свойство келим Бины и ее состояние катнут.
А потом, когда Малхут опускается из Бины, и к Бине возвращаются ГАР, Малхут обретает мохин де-ГАР Бины. А от Малхут получают все миры. Таким образом Бина приняла в себя Малхут и ее суды, и уменьшила себя, чтобы Малхут могла получать мохин и поддержку становления. Подъем Малхут для получения мохин от Бины считается зачатием и рождением. Поэтому Бина стала для Малхут как мать, а Малхут – ее дочь. Но поскольку Хохма и Бина пребывают в зивуге, и нет Бины без Хохмы, то и Хохма считается отцом Малхут.
“Эта река называется матерью сада”[4], – т.е. Бина, называемая рекой, становится матерью Малхут. И вследствие подъема Малхут в Бину, в Бине выходят три линии из трех точек холам-шурук-хирик, называемых тремя посевами или тремя видами судов. Из точки холам выходит правая линия, из точки шурук – левая линия, а из точки хирик – средняя. “Поэтому все источники, корни мохин, выходят и исходят от нее, питая все стороны – правую и левую линии. Поэтому милосердие, т.е. средняя линия, исходит от нее”. Таким образом, в Бине от трех линий образуются три вида судов, и всё это возникает у нее вследствие того, что она подняла в себя Малхут, ведь со своей стороны она находится в свойстве “ибо желает благодеяния (хафец хесед) Он”, без всякого суда.
“И поскольку Бину называют матерью”, – так как она подняла в себя Малхут, – “она – Нуква и Гвура, и от нее исходит суд”[5], – ведь поскольку Малхут является Нуквой, Бина тоже становится Нуквой. А также поскольку Малхут является свойством Гвуры, Бина тоже становится свойством Гвуры, и от нее исходят суды – т.е. в ней производятся три посева холам-шурук-хирик, от которых исходят суды.
“Поэтому сама по себе, т.е. по своей сути, она называется милосердием”, – ведь сама по себе она полностью милосердие, без всякого суда, поскольку находится в свойстве “ибо желает благодеяния (хафец хесед) Он”. “Однако с ее стороны пробуждаются суды”, – из-за того, что она приняла в себя Малхут. “Поэтому имя Бины пишется как милосердие, т.е. буквами АВАЯ”, указывающими на ее собственное свойство, т.е. милосердие, “но огласовано как суд”, – что указывает на суды в ней из-за соединения с Малхут. Поэтому ее огласовка такая же, как и у имени в Малхут, т.е. Элоким: “хатаф-сэголь” под “йуд יֱ”, “холам” над “хэй הֹ”, и “хирик” под “вав וִ”.
162) Вторая ступень. Со стороны первой ступени, т.е. Бины, исходит и пробуждается другая ступень, называемая Гвурой, т.е. левая линия Зеир Анпина. И она называется Элоким, но не только по огласовкам, как Бина, а уже и по буквам. Ее начало – в Хеседе Зеир Анпина, откуда исходит Гвура и куда она включается. Ведь левая линия Зеир Анпина включается в правую линию Зеир Анпина, т.е. в Хесед. И поскольку она соединяется с Хеседом, написано: “Творец (АВАЯ) – Он Всесильный (Элоким)”[6]. Ведь АВАЯ, т.е. Хесед, – это Элоким, т.е. Гвура. И здесь это имя не только по огласовкам Элоким, как в Бине, а еще и состоит из букв имени Элоким. И они являются одним целым, поскольку включаются друг в друга.
163) Третья ступень – справедливость, т.е. Малхут, являющаяся последней сфирой, называемой судебной палатой Царя, т.е. Зеир Анпина. Имя Адни как пишется, так и читается. Кнесет Исраэль, т.е. Малхут, называется именем Адни. Однако имя Зеир Анпина пишется АВАЯ, а читается Адни. И это имя восполняется в Малхут.
Это те три ступени, которые называются именами суда. Ступень Бины называется АВАЯ с огласовкой Элоким. Ступень Гвуры также и по буквам называется Элоким. Ступень Малхут называется Адни. И это три имени суда. Поскольку речь здесь идет о левой линии – суде, корнем которого является Бина, и поэтому на него указывают только огласовки имени Элоким. И от нее он нисходит в левую линию Зеир Анпина, и там он действительно проявляется, но только включенным в правую линию. Поэтому также и по буквам он является именем Элоким. А оттуда он нисходит в Малхут, которая целиком образуется из левой линии. Поэтому она называется Адни – буквы суда (дин) в проявленном виде. И все они неразрывно связываются друг с другом.
[1] Тора, Дварим, 4:39. “Познай же сегодня и прими сердцем своим, что Творец есть Всесильный, на небе вверху и на земле внизу нет другого”.
[2] Пророки, Цари 1, 18:39. “И увидел (это) весь народ, и пал на лицо свое; и сказали (люди): Творец – Он Всесильный, Творец – Он Всесильный”.
[3] Писания, Притчи, 2:3. “Если призовешь разум и глас твой подымешь, (взывая) к разумению”. “Если призовешь разум” – можно прочесть как: “Ибо матерью назови разум (бину)”.
[4] Пункт 160.
[5] Пункт 161.
[6] Пророки, Мелахим 1, 18:39. “И увидел (это) весь народ, и пал на лицо свое; и сказали (люди): “Творец – Он Всесильный, Творец – Он Всесильный”.
Также рекомендуем: “Имена и названия в духовном“, “Закон и суд – имя Творца“, “Зоар об именах, создающих миры“, “Зоар о единстве мысли и действия“.