От редакции: принцип построения духовной работы человека в трех линиях, в числе прочего, основывается на понятиях “закон”, “суд” и “милосердие”. Если милосердие – это свет, свойство Творца, то “закон и суд” являются категориями ограничения и относятся к намерению творения. В предлагаемой вашему вниманию статье из сборника “Ступени возвышения” РАБАШ подробно объясняет как, используя взаимодействие этих категорий, можно продвигаться к цели творения: получению ради отдачи, или, другими словами, – к достижению свойства Творца.
Барух Ашлаг (РАБАШ)
В книге Зоар, в недельной главе торы “Бэхукотай”, стр. 6, п.16, сказано, что закон и суд есть Имена Творца. Поэтому необходимо выполнять законы и идти путем Творца. Из сказанного следует, будто есть два требования: выполнять заповеди и идти путем Творца. Поскольку желание Творца насладить создания, Он создал человека с этой целью.
Поэтому постигающие Творца, ощущающие Его, ощущают исходящее от Него наслаждение, и по этому своему ощущению дают Творцу имя “Источник жизни и наслаждения”. Для того, чтобы творение насладилось тем, чем желает Творец, оно создано в желании получить наслаждение, и в этом вся его суть.
А потому как получатель должен желать получить, иначе он не ощутит наслаждение при получении, то предварительная стадия перед наслаждением – всегда страдание от его отсутствия, ощущение голода. Поскольку в самом Творце нет желания чего-либо, то созданное им желание наслаждаться создано “из ничего”. То есть, такого желания ранее не было, и оно появилось “из ничего”. Предшествовало ему желание Творца усладить кого-то, что не является недостатком.
Поэтому, если человек ощущает недостаток чего-либо, он находится в противоположном от Творца желании и потому, в мере этого отличия, удален от Творца. И даже если он наполняет свое желание и перестает быть отличным от Творца в том, что страдал от недостатка чего-то, но, поскольку получил, а Творец дал, – все равно, остается удаленным от Творца.
Для того, чтобы исправить то, почему человек и называется созданием, а не Творцом, исправить этот недостаток его природы, чтобы уподобился Творцу, человек обязан прийти к совершенству: получить от Творца, но чтобы это получение не делало его отличным от дающего Творца. А это возможно, если его получение будет “ради Творца”.
“Ради Творца” – означает, что хотя по своей природе человек желает насладиться от всего, что видит и представляет себе, как источник наслаждения, – несмотря на это, он отвергает такое наслаждение. Но отвергает его только по той причине, что желает дать наслаждение Творцу, также как Творец желает дать ему. Ибо все наслаждение человека в том, что он получает от Творца, ведь исполняет Его желание, и этим услаждает своего Творца, а потому получает.
(Тогда) человек достигает такого уровня своего духовного развития, что желает только порадовать своего Творца получением того, что дает ему Творец, потому как это единственное, чем он может порадовать своего Творца, как бы отдавая Ему наслаждение от получения.
В таком состоянии человек обладает подобием Творцу с обеих сторон:
1) поскольку получает наслаждение, то уже не является носителем недостатка, отсутствия наслаждения, в чем подобен Творцу;
2) раз получение его “ради Творца”, то это не получение, а отдача, подобно (тому), как делает ему Творец.
Ведь сейчас он дает наслаждение Творцу, а Творец получает от него. И получает наслаждение не для наполнения своих желаний, а ради Творца. Но это имеет место только в том случае, если человек действительно желает получать не ради себя, а только ради Творца. А ради своего наслаждения, он отвергает получение.
В таком случае есть совпадение по двум параметрам: исправление творения и цель творения. Совпадение этих двух параметров называется ударным взаимным проникновением (зивуг дэ-акаа): посредством отталкивания возникает единение. Отталкиванием в духовном называется взаимодействие противоположных желаний (духовный мир – это мир бестелесных желаний): каждое желание желает своего и отталкивает иное желание. Творец желает, чтобы творение получило наслаждение, а творение желает быть подобным Творцу, – т.е. давать Ему, как Он дает творению.
Но от такого столкновения затем наступает их единение: каждый принимает мнение другого – Творец желает, чтобы творение получило и потому творение получает, но только в той мере, в которой уверено, что получает потому, что Творец желает этого. Вследствие этого, получается, что творение подобно сейчас Творцу: получает потому, что Творец (этого) желает, и дает Творцу, как он сам того желает.
И нет никакого отличия между Творцом и творением, а оба они подобны по своим желаниям и целям. Теперь, когда у творения появились подобные Творцу желания “отдавать”, оно ощущает самого Творца как Источник совершенного наслаждения и добра.
Но до того, как в творении появилось исправленное желание получать “ради Творца”, оно ощущало управление Творца и Его (самого) как источник своих страданий, потому что не могло получать наслаждения в эгоистические желания, – ведь не было (у него) подходящих желаний ощутить совершенное наслаждение.
Отсюда пойми, что всякий, ощущающий в нашем мире страдания, ощущает их только по одной причине – отсутствия подходящих желаний ощутить настоящее наслаждение. Поэтому человек обязан верить, что Творец добром управляет всем миром, и Его цель насладить нас. А из-за наших неисправленных желаний, мы не в состоянии ощутить это, ощутить Творца. Поэтому такое состояние называется скрытием Творца, скрытием ощущения высшего наслаждения, – наслаждения Им.
Но как человек может обрести нужные желания? Ведь со стороны природы эти желания совершенно противоположны нашим естественным желаниям! Ибо человек создан, – уже рождается каждый из нас, – с эгоистическими желаниями и только с ними он существует и только в их рамках понимает и действует! Поэтому человек не в состоянии не только что-либо альтруистическое совершить, но даже придумать что-либо совершенно независимое, безвозмездное, нейтральное. А во всем обязан природой преследовать целью своей выгоды в почестях, власти, половых наслаждениях, денежном выигрыше, уверенности и пр., – только чтобы получить для себя что-либо.
Поэтому сказано Творцом: “Я создал эгоизм и Я же создал Тору для его исправления”. То есть, выполнением Торы человек может привести себя к цели творения, к слиянию с Творцом, к высшему совершенному и вечному наслаждению.
Выполнение Торы включает в себя две части:
1) выполнение Торы и заповедей;
2) намерение, – т.е. что человек желает (обрести) за выполнение Торы и заповедей.
Человек обязан просить у Творца, чтобы идти в жизни путем Творца. Путь Творца означает услаждение созданий, альтруизм. Так вот, человек обязан просить Творца, чтобы все его стремления были думать о Творце, – как порадовать и усладить Творца, подобно стремлениям Творца о нем.
Но, поскольку Творец, желая насладить человека, создал его с желанием получить наслаждение, а не отдавать, то это желание насладиться, называемое эгоизмом (злым началом), можно исправить только с помощью Торы. (Именно) из нее можно получить новое желание и силу противодействовать своему природному стремлению насладиться, изменив свое намерение с намерения получить наслаждение на намерение усладить Творца.
Поэтому недостаточно соблюдение человеком Торы и Заповедей, а важно еще его намерение – “ради чего он выполняет их”. То есть, какое вознаграждение он требует за свои усилия. А в этом уже есть много различных намерений: вознаграждение в этом мире, вознаграждения в мире будущем, и что именно человек желает получить в качестве вознаграждения.