Продолжение. Начало читайте здесь
Барух Ашлаг (РАБАШ)
Но главное, что должен принять человек (качестве своей обязанности) – заниматься Торой и заповедями потому, что это – желание Единственного Великого Властителя. И если человек действительно считает так, то, выполняя желания Творца, он получает наслаждение, потому что прислуживает самому большому царю.
Отсюда, причина, по которой человек выполняет Тору и заповеди, – чтобы Творец дал ему силу “отдавать”, совершать альтруистические поступки, чего по своей природе он ни желать, ни совершать не в состоянии. А Тора и заповеди – особое средство, с помощью которого только и возможно достичь духовных, альтруистических желаний, как сказано: “Я создал эгоизм и создал Тору для его исправления”.
Но это средство действует только в том случае, если человек во время занятия Торой и заповедями осознает, – для чего он этим занимается. То есть, его намерения изначально направлены на само исправление, и только для этого он изучает Тору и выполняет заповеди-желания Творца. Чтобы получить, благодаря этому, свойство Творца – “отдавать”, дабы достижение этого желания и было вознаграждением за его усилия в выполнении Торы и заповедей.
Поэтому сказано: “Кто выполняет заповеди, и идет путем Творца…”. Добавлено “…идет путем Творца…” – именно для тех уже, кто выполняет заповеди, (чтобы) указать, что этого недостаточно, а обязан устремить все свои намерения на получение только определенного вознаграждения – чтобы смог “идти путем Творца” – т.е., как и Творец, “отдавать”, желать обратного, насладить своими поступками Творца.
Поэтому, приступая к изучению Торы или выполнения заповеди, человек обязан упорядочить свои желания и стремления: для чего он делает это, ведь ничего в мире не делается бесцельно. Бесцельные поступки свойственны только детям (потому, что таким образом природа заставляет их развиваться, давая детям наслаждение в движении), или психически больным.
Природа эгоизма не позволит человеку совершить ни одного сознательного или несознательного движения без получения какого-либо вознаграждения. Отличие между людьми не столько и их поступках, сколько в вознаграждении, которое они желают получить за выполняемое ими. Ведь можно резать человека для спасения его жизни и наслаждать его наркотиками, приближая к смерти.
Поэтому, приступая к выполнению Торы и заповедей, человек обязан четко понимать, – что он желает получить. И ждать вознаграждения, – как ждет его, работая на своей обычной работе, – ежеминутно надеясь получить от Творца альтруистические желания.
Поэтому объясняет Зоар: “…сказано в Торе, что Давид сделал имя”, – имеется в виду, что Давид достиг того, что имя Творца стало притягательным ему. Поскольку имя говорит о свойствах, то это означает, что, идя путем Торы, Давид достиг того, что имя Творца, – свойство “отдавать”, – стало ему желанным. Или, поскольку имя дается по тому, как ощущается нами данный объект, то если Творец ощущается добрым, то так Он и называется ощущающим Его. Давид достиг того, что имя Творца стало хорошим ему, поскольку получить наслаждение от Творца можно только в меру наличия в человеке альтруистических желаний.
Творец желает, чтобы человек ощутил Его как источник наслаждений, добра. То есть, чтобы человек назвал Творца “добрым”. Если человек желает за то, что делает добро другим получить вознаграждение в этом мире или в будущем, то Творец желает получить от человека имя “доброго”, “наслаждающего”, имя, говорящее, что творения (так) ощущают Его и по своему ощущению дают Ему имя.
Но, поскольку ощутить Творца можно только в меру совпадения с Ним свойствами, а свойство Творца – абсолютный альтруизм, то, в меру своих исправленных свойств, человек может ощутить Творца и дать Ему Его истинное имя.
Потому что только в исправленные, альтруистические свойства, человек способен получить Высший свет, ощущение Творца. Отсюда ясно, что означает сказанное о царе Давиде, – что он постиг имя Творца. Сказано в книге Зоар: “Закон это Малхут, суд – это Зеир Анпин (З”А). И это правило святого имени Творца, потому что Его имя – это закон и суд, и сделайте их”. З”А называется Творец, а Малхут называется Шхина, – ощущение Творца.
Поскольку ничего невозможно ощутить, если не желаешь (этого), то Творец, желая насладить Творения, создал в них желание насладиться. Это желание насладиться называется Малхут. Свет, наслаждение, которое Творец желает дать творениям, называется Творец, а желание (кли), которое Его ощущает, называется Малхут или Шхина, – от слова “шохэн”, – ибо в ней находится (шохэн) свет.
В той мере, в которой Малхут исправлена в своих желаниях, она подобна Творцу, заполнена Его светом и полностью, таким образом, слита с Ним. Творец и творение, наслаждение и желание, шохэн и шхина сливаются и превращаются в одно.
Малхут представляет собою соединение всех созданных эгоистических желаний, всех душ человеческих, постепенно неоднократно нисходящих до уровня нашего мира для своего исправления. Те части Малхут, – т.е. те души, которые себя исправляют, – в состоянии получить свет Творца и помогают остальным, еще не исправившимся от эгоизма нашего мира, выйти из эгоистических рамок нашего мира, чтобы всем вместе достичь состояния всеобщего возвышения, наслаждения, слияния с Творцом.
Задача всех созданных, всех людей, всех душ – в том, чтобы исправить каждую свою часть в общей душе – Малхут, и слиться свойствами с Творцом: желать дать Ему, как Он желает дать ним.
Поэтому, хотя и сказано, что З”А и Малхут – это два имени: суд и закон, дающий и получающий; что получающий обязан получить все, что дающий желает дать ему, а получить можно только в альтруистические желания, что и называется закон. (Но) человек, специально созданный разумным, обязан осознать этот закон и прийти к его осмысленному выполнению. И осмысленное выполнение означает, что человек должен поступать не так, как разум говорит ему, а, как раз, наоборот, вопреки своему разуму, выше разума веря в совет каббалистов, что цель творения, цель жизни человека только в достижении подобия свойств с Творцом. И это он обязан принять на себя как закон (своей жизни).
Исходя из этого, человек должен принять Тору и заповеди как закон, как средство достижения закона, чтобы в итоге смог объединить оба имени в одно, чтобы достичь состояния “И в этот день будет Творец един и имя Его едино”, т.е. Творец и все Творения сольются в одно целое.
Источник: Библиотека МАК.
В дополнение рекомендуем опубликованные ранее материалы:“Уверенность”, “Что такое желание отдавать”, “Тора Моше: изменить себя, чтобы раскрыть Творца”, “Тенденции интереса к единству, богу и каббале в поисковых запросах”,