Перевод группы переводчиков МАК. Руководитель перевода Гади Каплан.
Глава Тецаве
Тайна букв святого имени
8) «”Первая тайна – это “йуд י” де-АВАЯ (הויה), “первая точка”, т.е. Хохма, “стоящая на девяти поддерживающих ее столпах, а они стоят в четырех сторонах мира”, юг, север, восток и запад, и это три линии и Малхут, “как и конец замысла, последняя точка”, т.е. Малхут, “стоит в четырех сторонах мира”, юг, север, восток и запад, и это три линии и Малхут, их получающая. И они равны друг другу, “за исключением того, что” высшая точка, йуд де-АВАЯ, – “это захар, а” последняя точка, Малхут, – “это некева”».
9) «”И эта “йуд י”, Хохма, “стоит без гуф”, т.е. нет у нее кли, так как нет более чем три кли, – Бина, Тиферет и Малхут. А у Хохмы нет кли, но она облачается во внутреннюю часть Бины, Тиферет и Малхут. “И когда она находится в облачении, облачившись в них, она стоит на девяти столпах”, ХАБАД ХАГАТ НЕХИ, “в тайне буквы “мэм ם” без круга. И хотя буква “самех ס” круглая и стоит в кругу”», «йуд י» – это свойство «самех ס», а первая «хэй ה» – это «мэм ם».[1] «”Однако в буквах, отмеченных некудот”, – в буквах, указывающих на свойство Хохмы, называемое некудот, – считается, что “света, которые наверху, они в квадрате, а те, что внизу, они в круге”».
Объяснение. Он поясняет, что здесь говорится со стороны свечения Хохмы. В ГАР принято изображать мохин в виде квадрата, и это «мэм ם», т.е. имеются в виду четыре свойства ХУБ ХУГ, содержащиеся в трех линиях высших ХАБАД высших Абы ве-Имы, на которые указывает «йуд י» де-АВАЯ (הויה), и каждое из них состоит из десяти, всего – 40 (мэм), в виде квадрата, и они считаются закрытой «мэм ם», потому что находятся в свойстве исчезающих хасадим, и средняя линия, Даат, не раскрывает в них Хохмы. И поэтому считается средняя линия двумя свойствами – Хеседом и Гвурой.
Но внизу, в ХАБАД де-ИШСУТ, на которые указывает первая «хэй ה» де-АВАЯ (הויה), они находятся в круге, т.е. они являются свойством «ламед ל» де-целем (צלם), и это круг. Ибо, поскольку средняя линия в них объединяет две линии и раскрывает Хохму, объединились Хесед и Гвура в средней линии в одно свойство.[2] И это всего лишь три свойства, Хохма-Бина-Даат, в каждом из которых десять сфирот, т.е. «ламед ל» (30), являющаяся круглой. И то, о чем говорилось раньше,1 что первая «хэй ה» – это закрытая «мэм ם», а «йуд י» – это «самех ס», – там говорится о состоянии свечения хасадим в высших Абе ве-Име в непрекращающемся зивуге, что происходит в ХАБАД ХАГАТ Бины. И поэтому они «самех ס (60)» – шесть сфирот, в каждой из которых – десять. А ИШСУТ, представляющие собой первую «хэй ה» де-АВАЯ (הויה), – это четыре сфиры НЕХИМ Абы ве-Имы, свойство закрытой «мэм ם», ведь поскольку они являются Хохмой без хасадим, она закрывается и не может светить.
10) «”Этот квадрат установлен в размере трех точек, по три в каждой стороне: одни – в размере отсчета восьми точек, а другие – девяти” точек. И объясняет: “И это те, что устанавливаются” и выходят “от свойства “светило”», т.е. Бины Арих Анпина, и Кетера «йуд י», т.е. Абы ве-Имы «”в квадрате, т.е. “мэм ם” в девяти столпах (опорах) для буквы “йуд י”, и она – “одна точка” от них, то есть ХАБАД ХАГАТ НЕХИ, “всего – девять. И их – восемь, в виде буквы “мэм ם” в квадрате, по три в каждой стороне”», когда не считается сама «йуд י», – т.е. Бина, Даат, ХАГАТ НЕХИ.
11) И разъясняет еще, и говорит: «”И это тайна. Буква “йуд י” – это одна точка. И хотя она одна точка, ведь форма ее – рош наверху”», и это верхний кончик «йуд י», «”и кончик внизу”, и сама точка. И поэтому мера ее – это три точки, в виде “, правая, левая и средняя, т.е. три линии. “И поэтому распространение (их) в четыре стороны, по три в каждой стороне, это – девять”, вместе с йуд, “и это – восемь”» без самой йуд, как мы уже объясняли.
Объяснение. Есть в букве «йуд י» рош-тох-соф, и это верхний кончик и нижний кончик, и сама точка, то есть три линии в ней, так как рош и тох в ней – это две линии, правая и левая, а соф ее – это средняя линия. И они включены друг в друга, и получается, что в рош «йуд י» есть три линии, и в тох «йуд י» – три линии, и в соф ее – три линии. И три линии в рош – это ХАБАД, три линии в тох – это ХАГАТ, а три линии в соф – это НЕХИ. И все они находятся в квадрате в свойстве «мэм ם» де-целем (צלם), то есть средняя линия в рош и в тох, и в соф, делится на два свойства, Хесед и Гвуру, то есть Зеир Анпин и Малхут, так, что в каждых трех линиях есть четыре стороны. Две линии, правая и левая, – это юг и север, а два свойства в средней линии – это восток и запад. Ибо Зеир Анпин – это восток, а Малхут – это запад. И это означает сказанное: «Когда распространились две, стали тремя»[3], – т.е. когда распространились две линии, правая и левая, и стали тремя линиями: правая и левая, и средняя. «Одна стала двумя», – и одна из них, средняя линия, стала двумя, т.е. двумя свойствами, Зеир Анпином и Малхут, востоком и западом, как было сказано.
И это означает сказанное здесь: «И поэтому распространение (их) в четыре стороны, по три в каждой стороне, это – девять, а это – восемь», потому что три линии распространяются в четыре стороны: юг-север-восток-запад, в виде «мэм ם». И находим, что в «йуд י» есть три «мэм ם»: «мэм ם» в рош – это три линии ХАБАД, «мэм ם» в тох – это три линии ХАГАТ, и «мэм ם» в соф – это три линии НЕХИ. И это означает: «По три в каждой стороне», – т.е. в трех сторонах в «йуд י», в каждой из них есть по три. И сторона означает «свойство» во многих местах в Зоаре. «И это – девять», – вместе с собственным свойством «йуд י», т.е. Хохмой. «И это – восемь», – без «йуд י», как говорилось выше.
12) «”И эти” восемь точек – “это столпы (опоры), исходящие от светила”, от Бины Арих Анпина и Кетера Арих Анпина, “поскольку они поддерживают букву “йуд י”, потому что йуд облачается в эти восемь точек – Бина, Даат, ХАГАТ НЕХИ. “И они называются ее меркавой (строением). И не называется по имени, а только девятью огласовками (некудот) в Торе”». Камац-патах-цейре – это ГАР, сэголь-шва-холам – это ХАГАТ, хирик-кубуц-шурук, называемые также хирик-шурук-мелафум, – это НЕХИ. Ибо сфирот Хохмы называются огласовками (некудот).
13) «”В тайне книги Адама делятся эти девять, представляющие собой восемь, по сочетаниям букв святого имени”». Ибо Бина и Даат светят первой «хэй ה» де-АВАЯ (הויה), а ХАГАТ НЕХИ светят «вав ו» де-АВАЯ (הויה), а атерет Есод светит нижней «хэй ה» де-АВАЯ (הויה). «”Для того чтобы составить их и соединить во всех этих видах, поскольку, когда эти восемь, представляющие собой девять, передвигаются”, т.е. светят своим свечением в виде трех линий, одна вслед за другой,[4] “они светят свечением буквы “мэм ם” в квадрате, излучая восемь светов, которые выглядят как девять, и распределяются внизу” между сфирот Бины, Зеир Анпина и Малхут, “пока не перенесут всю Скинию”», т.е. Малхут. Ибо Хохма, что в «йуд י» де-АВАЯ (הויה), раскрывается только в Малхут.[5] И поэтому должны эти восемь точек распространиться до Малхут, называемой Скиния, в которой раскрывается Хохма.
14) «”И они – сочетание святого имени из семидесяти двух запечатлевшихся букв, происходящих от трех цветов: правый, левый и средний”, – ХАГАТ Зеир Анпина.[6] “И всё это исходит от трех точек, являющихся необходимой мерой буквы “йуд י”, – т.е. ее рош, тох и соф, как уже объяснялось, “которая светит в четырех сторонах”», – т.е. в виде буквы «мэм ם» де-целем (צלם).[7] «”И это восемь точек”, не включая Хохмы, “и это девять точек”» вместе с Хохмой, когда каждая из трех точек, рош-тох-соф этой «йуд י», состоит из всех трех. И это девять, то есть ХАБАД ХАГАТ НЕХИ.
«”И это двенадцать высших точек, по три в каждой из сторон”». Ведь поскольку она светит в «мэм ם», у которой есть четыре стороны, юг-север-восток-запад, и это потому, что средняя линия разделилась надвое – на Зеир Анпин и Малхут, как уже говорилось, то в таком случае следует сказать, что есть четыре света в рош «йуд י», т.е. ХАБАД, и четыре света в тох «йуд י», т.е. ХАГАТ, и четыре света в соф «йуд י», т.е. НЕХИ, – потому что Даат и Тиферет, и Есод, – каждый из них делится на два света. «”И отсюда опускаются вниз в виде двенадцати (светов) в шести окончаниях (ВАК). И когда эти двенадцать запечатлелись в шести окончаниях (ВАК)” Зеир Анпина, – “это семьдесят два имени”. Ибо шесть раз по двенадцать – это семьдесят два. И они – “тайна святого имени де-“аин-бэт (72)”, т.е. они являются этим святым именем”», исходящем от двенадцати точек буквы «йуд י» де-АВАЯ (הויה).
15) «”И всё это восходит в желании поддержать замысел”, т.е. Хохму, “у этих поддерживающих букву “йуд י”», – то есть все эти сочетания семидесятидвухбуквенного имени необходимы для того, чтобы раскрыть Хохму, которая содержится в «йуд י» де-АВАЯ (הויה), называемую замыслом. «”И поэтому буквы приходят к своим сочетаниям” в семидесятидвухбуквенном имени, – “по три буквы в каждом из сочетаний в нем,[8] чтобы подняться в желании буквы “йуд י” де-АВАЯ (הויה), “в которой есть три точки”, – рош-тох-соф, “как мы уже сказали. И поэтому поднимаются при восхождении этого сочетания лишь основа и корень свойства этих поддерживающих, которые поддерживают букву “йуд י”, в виде буквы “мэм ם” в квадрате”, как уже говорилось, т.е. три точки рош-тох-соф, которые являются основой и корнем всех поддерживающих, которые распространяются от нее, и это – “девять точек, восемь точек, двенадцать точек, семьдесят две точки. Таким образом, всё святое имя находится в букве “йуд י”, и всё это – одно свойство”, т.е. свойство притяжения Хохмы. “И находится в свойстве “светило”, и это Бина Арих Анпина, Кетер этой йуд, т.е. Аба ве-Има, “как мы говорили, чтобы создать поддержку для каждой буквы имени АВАЯ (הויה).[9] И эти поддерживающие”, – девять, и восемь, и двенадцать, и семьдесят два, – “все являются меркавой (строением) каждой буквы” имени АВАЯ, “как мы уже сказали”».
[1] См. Зоар, главу Трума, п. 22.
[2] См. Зоар, главу Трума, п.27.
[3] См. ниже, п.18.
[4] См. Зоар, главу Бешалах, п.137, со слов: “И три эти линии не раскрывают Хохму иначе, как с помощью своих движений, т.е. когда свечение каждой из них раскрывается специально одно вслед за другим в месте трех точек: холам, затем шурук, а затем хирик. И тогда Малхут получает от них раскрытие Хохмы…”.
[5] См. Зоар, главу Берешит, часть 1, п.340, со слов: “И, кроме того, так же как высшая Хохма является началом (решит ראשית), так же и нижняя Хохма считается началом (решит ראשית). Потому что от высшей Хохмы до Малхут, являющейся нижней Хохмой, нет во всех сфирот того, кто бы взял себе свечение Хохмы…”.
[6] См. Зоар, главу Бешалах, п.160. “Смотри, в тот час восполнилась луна”, Малхут, “во всем”, во всех отношениях, “и приобрела семьдесят два святых имени в трех сторонах”, т.е. в трех линиях…”.
[7] См. выше, п. 11.
[8] См. Зоар, главу Бешалах, таблицу в п.168.
[9] См. выше, п.13.
Также рекомендуем: “Имена и названия в духовном“, “Рабаш: краткое описание методики каббалы“, “Бааль Сулам о внутреннем смысле единства исхода из Египта и получения Торы“, “Зоар о правиле соединения святых имен в молитве“.