Продолжение. Первую часть читайте здесь.
Перевод группы переводчиков МАК. Руководитель перевода Гади Каплан.
Глава Тецаве
Тайна букв святого имени
16) «”Вторая тайна – это буква “хэй ה” де-АВАЯ (הויה), “стоящая на пяти столпах, поддерживающих ее, исходящих от светила”, т.е. Бины Арих Анпина, “после того, как оно соединилось и поднялось над свойством экрана”». Объяснение. Ведь вследствие подъема Малхут в место Бины Арих Анпина образовался там экран, оканчивающий рош Арих Анпина, а Бина и ТУМ Арих Анпина вышли вне рош, в место ХАГАТ Арих Анпина, где находятся Аба ве-Има и ИШСУТ Ацилута.[1] А затем, во время гадлута, возвращаются Бина и ТУМ в рош Арих Анпина, поднимаясь над оканчивающим экраном, и снова становятся рош Арих Анпина.[2] И тогда они поднимают с собой также Абу ве-Иму и ИШСУТ, т.е. «йуд-хэй יה» де-АВАЯ (הויה), в место рош Арих Анпина, и светят им.[3] И это означает, что светило, т.е. Бина Арих Анпина, светит «хэй ה» де-АВАЯ (הויה), «после того, как оно соединилось и поднялось над свойством экрана», т.е. после того, как она снова поднялась над экраном, оканчивающим рош Арих Анпина. Ибо тогда светило светит «хэй ה» де-АВАЯ (הויה).
17) «”Эта буква называется святым чертогом (эйхаль) для точки, о которой мы говорили”», т.е. «йуд י» де-АВАЯ (הויה), «”и всё содержится в свойстве, о котором мы говорили, в букве “мэм ם” в квадрате”, и это означает, что там не раскрывается свечение Хохмы. “Но здесь не записывается”» буква «мэм ם», «”а только буква “хэй ה”», ибо здесь начинается раскрытие буквы «ламед ל» де-целем (צלם), «”и ее строение (меркава) – это пять (хэй) столпов, как мы говорили”».
18) И он объясняет, что представляют собой эти пять опор, и говорит, что «”когда начал светить свет светила в букве “йуд י”, и она была освещена тем свечением, которым осветило ее светило”, Бина Арих Анпина, “образовались эти девять столпов, о которых мы сказали”, т.е. ХАБАД ХАГАТ НЕХИ, распространившиеся из рош-тох-соф де-йуд, как было сказано выше, “и тогда вследствие свечения, которым была освещена буква “йуд י”, распространились три точки “йуд י”. Две точки наверху, и они в рош “йуд י”, т.е. верхний кончик и гуф йуд, “и одна точка внизу”, – нижний “кончик йуд. В таком виде , как мы уже сказали”,[4] – т.е. три линии, правая-левая-средняя. “И когда распространились две” точки, в свойстве холам и шурук, и стали двумя линиями, присоединилась к ним средняя линия, в свойстве хирик, и “стали тремя, а одна”, средняя линия, “стала двумя”, т.е. разделилась на Хесед, Зеир Анпин, и Гвуру, Нукву. “И распространились” эти четыре точки, “и стали одним чертогом. Этот чертог, после того как стал чертогом для первой точки, стал скрытым и укрытым свойством этой буквы” хэй, “и она стоит над пятью (хэй) другими”».
Пояснение сказанного. Известно, что пять ступеней вышли в Ацилуте от нового МА.
- Ступень Кетера в парцуфе Атика.
- Ступень Хохмы в парцуфе Арих Анпина.
- Ступень Бины распределилась между двумя парцуфами: ее Кетер и Хохма становятся парцуфом высшие Аба ве-Има, ее Бина и ТУМ становятся парцуфом ИШСУТ.
- Ступень Тиферет вышла в парцуфе Зеир Анпина.
- Ступень Малхут вышла в парцуфе Нуквы Зеир Анпина.
Таким образом, ты видишь, что только ступень Бины распределена между двумя парцуфами, в каждом из которых десять сфирот. И смысл этого был выяснен.[5] И это «йуд-хэй יה» де-АВАЯ (הויה), где высшие Аба ве-Има – это «йуд י», а ИШСУТ – это «хэй ה». И кроме этого, также и Аба ве-Има, т.е. «йуд י» де-АВАЯ (הויה), разделились на два свойства в момент выхода точки холам на всех ступенях, то есть в момент подъема Малхут от каждой ступени в Бину каждой ступени.[6] При этом Бина и ТУМ «йуд י» упали на ступень ниже нее, то есть (на ступень) «хэй ה» де-АВАЯ (הויה). И знай, что все эти Бина и ТУМ, упавшие со своей ступени, когда возвращаются на свою ступень во время точки шурук, не соединяются по-настоящему в одну ступень с Кетером и Хохмой, которые остались на ступени, но устанавливаются, чтобы быть левой линией и нуквой для Кетера и Хохмы, которые остались на ступени.
Отсюда следует, что есть две нуквы у «йуд י» де-АВАЯ (הויה), т.е. у высших Абы ве-Имы.
Первая нуква – Бина и ТУМ, которые упали из «йуд י» во время катнута, и опустились в ИШСУТ, т.е. в «хэй ה» де-АВАЯ (הויה). И эти Бина и ТУМ представляют собой «вав-далет וד» наполнения «йуд יוד».
Вторая нуква – это сами ИШСУТ, являющиеся Биной и ТУМ общей ступени Бина, и она установились как ступень сама по себе, в качестве «хэй ה» де-АВАЯ (הויה).
Однако во время катнута они не считаются нуквами, так как обе они тогда находятся ниже ступени Абы ве-Имы, т.е. «йуд י» де-АВАЯ (הויה), но только во время выхода точки шурук, когда Бина и ТУМ каждой ступени снова поднимаются на свою ступень,[7] и берут с собой также и нижнюю ступень, на которой они находились во время своего падения.12 Таким образом, Бина и ТУМ «йуд י» снова поднялись в «йуд י», став для нее нуквой, в виде «вав-далет וד» наполнения «йуд יוד». И эти Бина и ТУМ подняли с собой также и «хэй ה» де-АВАЯ (הויה) в «йуд י», поскольку были облачены в них в час падения. И установилась также «хэй ה» де-АВАЯ (הויה), чтобы быть нуквой для «йуд י», т.е. ее левой линией. Таким образом, есть у «йуд» две нуквы:
- «вав-далет וד» наполнения «йуд י», и она считается ХАГАТ по отношению к «йуд י»;
- «хэй ה» де-АВАЯ (הויה), и она считается НЕХИ по отношению к «йуд י».
И это означает сказанное: «Исходящих от светила»[8], ибо любая ступень получает свое свечение от свойства, соответствующего ему в высшем. И так как «йуд-хэй י”ה» де-АВАЯ (הויה) – обе являются ступенью Бины, поэтому они получают от Арих Анпина, т.е. от ступени Хохмы, но только от свойства, соответствующего ей, – от Бины Арих Анпина. И она называется светилом (буцина), «после того, как оно соединилось и поднялось над свойством экрана»17, ибо прежде чем Бина Арих Анпина снова поднялась в рош Арих Анпина, все ступени находились в состоянии катнут: и Бина и ТУМ «йуд י», то есть «вав-далет וד» наполнения «йуд יוד», и Бина и ТУМ ступени Бина, «хэй ה» де-АВАЯ (הויה), – обе они еще не на ступени «йуд י», чтобы считаться двумя нуквами «йуд י», но они находились в падении вне ступени «йуд י». А после того, как Бина Арих Анпина снова поднялась в рош Арих Анпина, над экраном, тогда также Бина и ТУМ де-«йуд י» поднялась на ступень «йуд י» и стала свойством ее нуквы, то есть «хэй ה» в виде «вав-далет וד» наполнения «йуд יוד».
И это означает сказанное: «Когда начал светить свет светила в букве “йуд י”, и она была освещена тем свечением, которым осветило ее светило, образовались эти девять столпов, о которых мы сказали»[9], потому что «йуд י» получила от светила все три свойства холам-шурук-хирик, три линии рош-тох-соф «йуд י», и каждая из них состоит из всех трех. И поэтому есть три линии в рош, и это ХАБАД, и три линии в тох, ХАГАТ, и три линии в соф, НЕХИ. Но буква «хэй ה», т.е. Бина и ТУМ де-«йуд י», упавшие у нее во время свечения точки холам, в катнуте, как мы уже сказали, не начала светить, чтобы быть свойством нуквы «йуд י» и получать от нее, но лишь после того, как светило «соединилось и поднялось над свойством экрана»17, ибо тогда это свечение шурук, и оно лишь свойство тох «йуд י» и ХАГАТ ее. И поэтому она получает лишь свечение трех линий от ХАГАТ де-«йуд י».
И это значение сказанного: «И тогда вследствие свечения, которым была освещена буква “йуд י”», – т.е. от части свечения «йуд י», «распространились три точки “йуд י”», – т.е. в части свечения тох «йуд י», которое поделилось на три линии, представляющие собой четыре, ибо «две стали тремя, а одна стала двумя», как было сказано выше.18 Тогда «и стали одним чертогом»18, т.е. (хэй) установилась, чтобы быть чертогом для «йуд י», установилась, чтобы быть нуквой для «йуд י». Ибо нуква называется «чертог». Но от свойства трех линий де-рош «йуд י» она не получает, поскольку ее свечение начинается от тох буквы «йуд י», как уже объяснялось.
И это означает сказанное: «Этот чертог, после того как стал чертогом для первой точки»18, то есть после того как (хэй) получила от свечения шурук, она поднялась из своего падения и стала нуквой для первой точки, то есть «йуд י», «стал скрытым и укрытым свойством этой буквы»18, – т.е. в скрытии и укрытии образовалась эта буква «хэй ה», представляющая собой «вав-далет וד» наполнения «йуд י», которая стала нуквой для нее, т.е. она скрывает и утаивает Хохму и устанавливается в свойстве «непознаваемый», и это – высшая Има. «И она стоит над пятью (хэй) другими»18, т.е. она стоит над другой «хэй ה», «хэй ה» де-АВАЯ (הויה), Биной и ТУМ общей Бины Ацилута, называемой ИШСУТ, в которой начинает раскрываться свечение Хохмы. И она облачается на соф буквы «йуд י», т.е. на ее НЕХИ. Так, что у «йуд י» есть рош-тох-соф, и в каждом из них три ступени. И «далет-вав ד”ו» наполнения «йуд יוד», то есть Бина и ТУМ самой «йуд י», стала «хэй ה», и она облачает ХАГАТ «йуд י», и обе они называются высшие Аба ве-Има. А «хэй ה» де-АВАЯ (הויה), то есть ИШСУТ, облачает НЕХИ «йуд י», и поэтому в этих двух буквах «хэй ה», в каждой из них есть лишь только четыре точки, а не все девять, подобно «йуд י», ибо у каждой из них есть только одно свойство от «йуд י»: у одной – тох, у другой – соф.
[1] См. “Предисловие книги Зоар”, п.13, со слов: “Подъем точки к мысли, т.е. к Бине, обусловлен возникновением нового окончания (сиюм) в десяти сфирот каждой ступени…”.
[2] См. “Предисловие книги Зоар”, п.14. “И утвердил в этой святой скрытой свече”, – т.е. в Малхут, которая включилась в Бину, “печать одного скрытого образа, святая святых – глубинное строение, исходящее из мысли”…”.
[3] См. “Предисловие книги Зоар”, статью “Мать одалживает свои одежды дочери”, п.17, со слов: “И это означает: “Мать (има) одалживает свои одежды дочери и венчает ее своими украшениями”, – т.е. во время выхода мохин гадлута…”.
[4] См. выше п.11.
[5] См. “Предисловие книги Зоар”, статью “Роза”, обозрение Сулам, п.2. Со слов: “Известно, что в рош Арих Анпина мира Ацилут есть только две сфиры – Кетер и Хохма, называемые Китра и Хохма стимаа (скрытая Хохма). А его Бина вышла из рош Арих Анпина и стала свойством гуф…”.
[6] См. Зоар, главу Берешит, часть 1, п.2, со слов: “Пояснение сказанного…”.
[7] См. Зоар, главу Берешит, часть 1, п.366, со слов: “Поскольку все воды, т.е. все эти ступени, включены в этот высший небосвод…”.
[8] См. выше, п.16.
[9] См. выше, в этом же пункте.
Также рекомендуем: “Бааль Сулам о сути единения АВАЯ-Элоким“, “Движение материальное и движение духовное“, “Шофар Машиаха“, “Зоар о механизме образования имен“, .