Продолжение. Тринадцатую часть читайте здесь.
Йегуда Ашлаг (Бааль Сулам)
Предисловие к Учению о десяти сфирот
140. Итак, прояснилось, что нет никакого изменения в чем-либо от Торы мира Ацилут, где “Тора и Творец едины”, и до Торы, что в этом мире. А все различие лишь в одеяниях. Поскольку одеяния в этом мире покрывают Творца и скрывают Его.
И знай, что по имени Его облачения в Тору называется Он именем “учитель”, дабы сообщить тебе, что даже во время сокрытия лика и даже в стадии двойного сокрытия Творец пребывает в Торе и облачен в нее. Ибо Он – Учитель, а она – Учение (Тора). Но грубые одеяния Торы пред нашими глазами – как крылья, покрывающие и скрывающие Учителя, облаченного и скрывающегося в них.
Однако когда удостаивается человек раскрытия лика возвращением из любви в четвертой стадии, говорится о нем: “И не будет более скрываться Учитель твой, и глаза твои будут видеть Учителя твоего”[1], – ибо с того момента и далее одеяния Учения не покрывают и не скрывают более Учителя. И раскрылось ему (человеку) навеки, что “Тора и Творец едины”.
141. И из этого пойми сказанное: “Меня оставили, а Тору Мою сохранили”. Что означает: “Хорошо, если бы Меня оставили, а Тору мою сохранили, – свет, что в ней, возвращает их к источнику”[2]. Что на первый взгляд странно. Но имеется в виду, что они постились и мучились, чтобы найти раскрытие Его лика, как сказано: “Близости Божьей желают”[3].
И говорит им написанное от имени Творца: “Хорошо, если бы вы оставили Меня, потому что все ваши усилия напрасны и бесполезны, ибо не нахожусь Я нигде, кроме как в Торе. Поэтому храните Тору. И там ищите Меня. И свет, что в ней, вернет вас к источнику, и найдете Меня”, как разъясняется сказанным: “И ищущие Меня найдут Меня”.
142. А теперь можно прояснить суть мудрости каббалы в ничтожной мере, – так, чтобы хватило для верного представления о природе этой мудрости, дабы не вводить себя в заблуждение ложными представлениями, которые массы по большей части воображают себе.
И нужно, чтобы ты знал, что святая Тора делится на четыре стадии, охватывающие всю действительность. Так как три стадии различаются во всей действительности этого мира и называются: “мир, год, душа”, а четвертая стадия – это пути существования этих трех частей действительности. То есть, – их питание и управление, и все их события.
143. Ибо внешняя сторона реальности, например небеса, небосвод, земля, моря и т.п., упоминаемые в Торе, – все это именуется миром.
А внутренняя сторона реальности, то есть человек, животное, зверь, птица, по видам их и т.п., приводимые в Торе, которые есть в вышеупомянутых местах, называемых “внешней стороной”, – они именуются душой.
А развитие реальности по поколениям их (именуется) причиной и следствием. Например, – развитие глав поколений от Адама Ришона до пришедших в землю Йеошуа и Калева, приводимое в Торе. Причем отец рассматривается как “причина” сыну своему, “причиненному” им. И аспект этого упомянутого развития деталей реальности путем причины и следствия именуется годом.
А все пути существования всей реальности, как с внешней стороны, так и с внутренней, упомянутых выше, по всем способам их ведения и событиям их, приводимым в Торе, именуются “существованием реальности”.
144. И знай, что четыре мира, называемые в каббале: Ацилут, Брия, Ецира, Асия, – в то время когда распространились и вышли, вышли один из другого, как печать и отпечаток. То есть так же, как все, что записано на печати, непременно раскрывается и выходит в ее отпечатке, – не меньше и не больше, – так было и в распространении миров. Так что все четыре стадии: мир, год, душа и их (виды) существования, как сказано выше, находившиеся в мире Ацилут, – все они вышли и отпечатались, и раскрылись по их примеру (стадии) так же и в мире Брия. И так же из мира Брия в мир Ецира, – до мира Асия.
Таким образом, все три стадии в реальности, (находящейся) перед нами, называемые мир, год, душа, со всеми путями их существования, расположенные пред нашими глазами здесь, в этом мире, произошли и раскрылись здесь из мира Ецира. А мир Ецира – из того, что выше него.
Так что источник всех тех многочисленных деталей, что перед нашими глазами, – в мире Ацилут. И мало того, даже то новое, что обновляется и возникает сегодня в этом мире, – обязано каждое обновление раскрыться прежде наверху в мире Ацилут. А оттуда приходит, и распространяется, и раскрывается нам в этом мире.
И об этом сказали наши мудрецы: “Нет у тебя никакой травинки внизу, чтобы не было у нее участи и надсмотрщика свыше, который ударяет по ней и говорит ей: “Расти!”[4]. И об этом написано: “Не пошевелит человек пальцем внизу, покуда не провозгласят о нем свыше”[5].
145. И знай, что от облачения Торы в три материальные категории реальности мир, год, душа, и виды их существования в этом мире, имеются у нас запрет, скверна и изъян, приходящие в открытой Торе. Причем разъяснилось выше, что Творец облачен в нее, как сказано: “Тора и Творец едины”, но в большом сокрытии, поскольку эти материальные одеяния суть крылья, покрывающие и скрывающие Его.
Однако облачение Торы в виде тонких мира-года-души и виды их существования в трех высших мирах, называемых Ацилут, Брия, Ецира, – именуются в совокупности своей мудростью каббалы.
146. Таким образом, каббалистическая мудрость и открытая Тора суть одно и то же. Но пока человек получает в стадии сокрытия лика и Творец скрывается в Торе, определяется, что он занимается открытой Торой. То есть, не подготовлен к тому, чтобы получить какое бы то ни было свечение от Торы мира Ецира, не говоря уже о том, что выше мира Ецира.
А когда человек удостаивается раскрытия лика, тогда начинает заниматься каббалой. Поскольку сами одеяния открытой Торы утоньшились для него, и Тора его стала Торой мира Ецира, называемой мудростью каббалы. И даже (когда) удостаивается Торы мира Ацилут, – это не значит, что поменялись для него буквы Торы, а лишь те же самые одеяния открытой Торы утоньшились для него и стали очень тонкими, сделавшись согласно сказанному: “И не будет более скрываться Учитель твой, и глаза твои будут видеть Учителя твоего”. И установились они тогда в стадии: “Он, Оживляемое, Принадлежащее – все едино в Нем”.
147. И для того чтобы немного приблизить это к разуму, я приведу тебе пример. Пока находился человек в периоде сокрытия лика, буквы и одеяния Торы обязательно скрывали Творца, ввиду того что терпел неудачи из-за злоумышлений и оплошностей, которые совершал. И тогда пребывал под угрозой наказания, грубых одеяний, что в Торе, являющихся скверной, запретом, изъяном и т.п.
Однако в то время как удостаивается открытого управления и стадии возвращения из любви, когда злоумышления стали ему как заслуги, то все злоумышления и оплошности, в которых терпел неудачу со времени своего пребывания под сокрытием лика, сняли теперь грубые и очень горькие одеяния и облачились в одеяния света, заповеди и заслуг. Ибо те грубые одеяния сами обратились в заслуги, и теперь они – одеяния, исходящие из мира Ацилут или Брия, и не укрывают и не покрывают Учителя. И более того: “И глаза твои будут видеть Учителя твоего”[6].
Ведь нет никакого различия в чем бы то ни было между Торой мира Ацилут и Торой, которая в этом мире, то есть между мудростью каббалы и открытой Торой, а все различие лишь в свойстве человека, занимающегося Торой. И годами занимаются Торой, воистину одним законом и одним и тем же языком, но вместе с тем, у одного будет та Тора в стадии мудрости каббалы и Торы мира Ацилут, а у другого будет открытой Торой мира Асия.
148. И тем самым пойми справедливость слов Виленского Гаона в молитвеннике, в благословении Торы, написавшего, что начинают Тору с тайны, то есть с открытой Торы мира Асия, являющейся скрытой, где Творец скрывается совершенно. А затем (занимаются) намеком, то есть тем, что наиболее раскрывается в Торе мира Ецира. Пока не удостоится простого смысла, а это – тайна Торы мира Ацилут, называемой “простой смысл”, ибо сняла с себя все одеяния, скрывающие Творца.
[1] Пророки, Йешаяу 30:20.
[2] Трактат Хагига, ч.1, закон 7.
[3] Пророки, Йешаяу, 58:2.
[4] Берешит Раба, ч.10.
[5] Трактат Хулин, стр.7.
[6] Пророки, Йешаяу, 30:20.
Также рекомендуем: “Корни слияния“, “Жемчужины каббалистической мудрости“, “Бааль Сулам о месте исправления и духовной работы в системе мироздания“, “Зоар о смерти и постижении в мире истины“, “Виленский гаон о начальных основах духовной работы“.