Продолжение. Двенадцатую часть читайте здесь.
Йегуда Ашлаг (Бааль Сулам)
Предисловие к Учению о десяти сфирот
129. Итак, из всего сказанного до сих пор мы удостоились узнать, что нет у тебя рожденного женщиной, который не пройдет трех вышеупомянутых мер:
– меры грешников;
– меры средних;
– меры праведников.
И называются мерами, поскольку следуют из мер их постижения Его управления. Так как сказали мудрецы: “Той мерой, которой меряет человек, – отмеряют ему”[1]. Ибо постигающие меру Его управления из стадии сокрытия лика рассматриваются в мере грешников: или незаконченных грешников, – исходя из одинарного сокрытия, или законченных грешников, – исходя из двойного сокрытия. И согласно их разуму и ощущению мир управляем недобрым управлением, – то есть “грешат” они на себя, что получают от Его управления страдания и мучения и ощущают лишь зло весь день, – и еще больше “грешат”, думая, что все обитатели мира управляются, как и они, недобрым управлением.
И посему, постигающие управление со стороны сокрытия лика называются именем “грешники”. Ибо из глубин их ощущения раскрывается в них это имя, и от понимания сердца зависит. И не важны совсем слова или мысль, оправдывающая Его управление, в час, когда она противоречит ощущению всех членов и органов чувств, которые не умеют сами лгать по принуждению, как она. И посему находящиеся в этой мере постижения управления рассматриваются как склонившие себя и весь мир к обвинению, как сказано выше в словах раби Эльазара, сына раби Шимона. Поскольку представляют себе, что все обитатели мира управляются, как они, не (таким) хорошим управлением, как подобает имени Его – Добрый и приносящий добро плохим и хорошим.
130. А удостаивающиеся постичь и ощутить Его управление в виде раскрытия лика на его первой ступени, называемой “возвращение из трепета”, рассматриваются в мере средних. Поскольку чувства их делятся на две части, называемые “две чаши весов”. Ибо теперь, когда удостаиваются “раскрытия лика” в стадии: “Мир свой увидишь ты при жизни своей”, уже постигли по меньшей мере отсюда и далее Его доброе управление, как подобает Его, да будет благословен Он, доброму Имени. И потому есть у них чаша оправдания. Однако все беды и горькие страдания, которые хорошо отпечатались в их чувствах из всех тех дней и лет, когда получали управление сокрытием лика, то есть из прошлого, прежде чем удостоились упомянутого возвращения, – все они остаются в силе и называются “чаша вины”. И поскольку у них есть две эти чаши, поставленные одна против другой так, что с момента их возвращения и впереди них расположена и остается в силе чаша вины, а с момента их возвращения и позади них расположена и обещана им чаша оправдания, – время возвращения находится у них между виной и оправданием. И потому называются “средними”.
131. А заслужившие стадию раскрытия лика второй ступени, называющуюся “возвращением из любви”, когда злоумышления становятся для них как заслуги, рассматриваются как склонившие вышеупомянутое обвинение к оправданию. То есть, все страдания и мучения, высеченные на костях их в то время, когда находились под управлением сокрытия лика, были склонены теперь и обратились в оправдание, ибо всякое страдание и горе превращается в чудесное нескончаемое наслаждение. И называются теперь праведниками, так как оправдывают Его управление.
132. И нужно знать, что упомянутая мера средних имеет место также и в то время, когда человек пребывает даже под управлением сокрытия лика. Так как посредством приложения дополнительных усилий в вере в вознаграждение и наказание раскрывается им свет великой уверенности в Творце. И удостаиваются в свой срок ступени раскрытия Его лика в мере средних. Но недостаток в том, что не могут они выстоять в своих качествах, чтобы оставаться такими постоянно. Ибо остаться постоянно возможно лишь посредством возвращения из трепета.
133. Также следует знать, что сказанное нами о том, что свобода выбора бывает лишь во время сокрытия лика, не подразумевает, что после того как удостоился управления раскрытием лика, нет у него больше никакой заботы и усилий в занятии Торой и заповедями. Но более того, – основная работа в Торе и заповедях, как полагается, начинается после того, как удостоился человек возвращения из любви. Ибо лишь тогда можно ему заниматься Торой и заповедями в любви и трепете, как заповедано нам, – а “мир создан лишь для законченных праведников”[2].
Но похоже это на царя, пожелавшего избрать для себя всех самых верных, любящих его людей в стране и ввести их в его работу внутри дворца его. Что сделал: отдал открытый приказ по стране, чтобы каждый желающий, великий или малый, пришел к нему заниматься внутренними работами в его дворце. Но поставил из рабов своих многочисленных стражников на входе во дворец и на всех путях, ведущих во дворец его, и приказал им хитростью вводить в заблуждение всех приближающихся к его дворцу и сбивать их с пути, ведущего к дворцу.
И, разумеется, все обитатели страны побежали к дворцу царя, однако были сбиты хитростью усердных стражников. И многие из них превозмогли тех (стражников) вплоть до того, что смогли приблизиться ко входу во дворец. Однако стражники у входа были самыми усердными. И любого, кто приближался ко входу, отвлекали и сбивали с большим рвением, пока не возвращался так же, как пришел. И снова пришли и воротились, и опять укрепились, и снова пришли и воротились, и так повторяли заново несколько дней и лет, пока не утомились пытаться. И лишь герои среди них, обладавшие (необходимой) мерой терпения, победили тех стражников, и, растворив вход, удостоились тотчас узреть лик царя, который назначил каждого на подходящую ему должность. И, разумеется, с тех пор и далее не было у них более дел с этими стражниками, которые отвлекали и сбивали их, и делали горькой жизнь их несколько дней и лет, снова и снова на входе. Потому что удостоились работать и служить пред великолепием света лика царя внутри дворца его.
Так же и в работе законченных праведников: выбор, ведущийся в период сокрытия лика, конечно же, не ведется более с того времени, как растворили вход в постижение явного управления. Однако же начинают основную работу Его на стадии раскрытия лика и тогда начинают шагать по многочисленным ступеням лестницы, установленной на земле, вершина которой достигает небес, как сказано: “А праведники будут идти от успеха к успеху”. И как истолковали мудрецы: каждый праведник завидует славе товарища своего. И работы эти подготавливают их к воле Творца, чтобы осуществился в них Его замысел творения: “насладить Его творения” по Его доброте и щедрости.
134. И желательно знать этот высший закон: нет для тебя никакого раскрытия, кроме как там, где было сокрытие. Как и в делах этого мира, где отсутствие предшествует возникновению. И прорастание пшеницы раскрывается лишь там, где была она посеяна и сгнила. Так же и в высших вещах: сокрытие и раскрытие соотносятся как фитиль и свет, льнущий к нему. Ибо по причине всякого сокрытия, приходящего к исправлению, раскрывается свет, относящийся к роду этого сокрытия. И раскрывшийся свет льнет к нему, как свет к фитилю. И помни это на всех своих путях.
135. И вместе с этим пойми сказанное мудрецами, что вся Тора – это имена Творца. И на первый взгляд, слова эти непонятны, поскольку мы нашли множество грубых слов, как, например, имена грешников: Фараон, Билам и им подобные, – и “запрет”, и “скверна”, и жестокие проклятия в двух увещеваниях, и тому подобное. И как можно взять в толк, чтобы все они были именами Творца?
136. И чтобы понять это, нужно знать, что наши пути – не Его пути. Так как наши пути – прийти от несовершенного к совершенству, а Его путем приходят к нам все раскрытия из совершенства к несовершенному. Ибо вначале создается и выходит пред Ним законченное совершенство, и это совершенство нисходит от Его лика и распространяется, сокращение за сокращением, через несколько ступеней, покуда не приходит к последнему, наиболее сокращенному этапу, соответствующему нашему материальному миру. И тогда раскрывается оно нам здесь, в этом мире.
137. И из сказанного уразумей, что святая Тора, высоте достоинства которой нет предела, не создалась и не вышла пред Ним сразу такой, какой предстает нам здесь, в этом мире, ведь известно, что “Тора и Творец едины”. А в Торе этого мира незаметно это вовсе. И мало того, для занимающегося ею ло лишма становится Тора его смертельным ядом.
Но как сказано выше, вначале, когда создалась пред Ним, то создалась и вышла в абсолютном совершенстве, то есть действительно в стадии “Тора и Творец едины”. И это то, что называется Торой мира Ацилут в предисловии к (книге) Тикуней Зоар (стр.3): “Он, Оживляемое, Принадлежащее – все едино (в Нем)”. А затем спустилась от лика Его и поступенчато сократилась многими сокращениями, пока не была дана на Синае, когда была написана такой, какой предстает нам здесь в этом мире, в своем облачении в грубые одеяния материального мира.
138. Однако знай, что хотя расстояние от одеяний Торы в этом мире до одеяний, что в мире Ацилут, неизмеримо, вместе с тем сама Тора, то есть тот свет, что внутри одеяний, – нет в нем никакого изменения от Торы мира Ацилут до Торы этого мира, как сказано: “Я, Господь, не изменился”[3]. И более того, эти грубые одеяния, что в нашей Торе мира Асия, ничуть не менее ценны по сравнению со светом, облачающимся в них. Но напротив, их важность неизмеримо превышает, с точки зрения их конечного исправления, все чистые ее одеяния, что в высших мирах.
И это потому, что сокрытие есть причина раскрытия. Сокрытие, после своего исправления во время раскрытия, становится раскрытием, как фитиль – светом, льнущим к нему. И чем больше сокрытие, тем во время его исправления раскроется и будет льнуть к нему больший свет. Таким образом, все эти грубые одеяния, в которые облачилась Тора в нашем мире, нисколько не менее ценны, чем свет, облачающийся в них, а даже наоборот.
139. И так победил Моше ангелов своим утверждением: “Разве есть среди вас зависть? Есть среди вас злое начало?”[4]. То есть, как разъясняется, большее сокрытие раскрывает больший свет. И показал им, что посредством чистых одеяний, в которые облачается Тора в мире ангелов, не могут раскрыться большие света так, как это возможно в одеяниях этого мира.
[1] Трактат Сота, 8.
[2] Трактат Брахот, 61.
[3] Пророки, Малахи, 3:6.
[4] Трактат Шабат, 89.
Также рекомендуем: “Раскрытие в скрытии“, “Скрытие и раскрытие Творца“, “Праведник и грешник“, “Рабаш об отличии в действиях праведника и грешника“.