Окончание. Четырнадцатую часть читайте здесь.
Йегуда Ашлаг (Бааль Сулам)
Предисловие к Учению о десяти сфирот
149. И после того как мы дошли сюда, можно дать некоторое понятие и определение о четырех мирах, известных в каббале под именами Ацилут, Брия, Ецира и Асия святости, и о четырех мирах АБЕА нечистоты, расположенных против миров АБЕА святости, – одни соответственно другим. И пойми это в четырех стадиях постижения Его управления и из четырех ступеней любви. И разъясним сначала четыре мира АБЕА святости. И начнем снизу, с мира Асия.
150. Ибо разъяснились выше две первые стадии управления в стадии сокрытия. И знай, что обе они – стадия мира Асия. И потому написано в книге Древо жизни, что большая часть мира Асия – зло, да и та малость добра, которая есть в нем, также смешана со злом до неузнаваемости. Ведь исходя из одинарного сокрытия следует, что большая его часть – зло, то есть страдания и боль, которые ощущают получающие это управление. А исходя из двойного сокрытия получается, что и добро смешивается со злом, и добро совершенно неразличимо.
А первая стадия раскрытия лика – это стадия мира Ецира, и потому написано в книге Древо жизни (врата 58, ч.3), что половина мира Ецира – добро, а половина – зло. То есть, что постигающий первую стадию раскрытия лика, являющуюся первой стадией зависимой любви, называемой лишь возвращением из трепета, называется средним. И он наполовину – виновен, и наполовину – оправдан.
А вторая ступень любви так же зависима, но только нет меж ними (человеком и Творцом) никакой памяти об ущербе и каком бы то ни было зле. И так же – третья стадия любви, являющаяся первой стадией независимой любви: обе они – стадия мира Брия. И потому написано в книге Древо жизни, там же, что большая часть мира Брия – добро, а меньшая – зло, и эта малость зла неразличима. То есть, как сказано выше, удостаиваясь одной заповеди, средний склоняет себя к чаше оправдания и потому называется “большей частью добрым”. То есть это – вторая стадия любви. А та неразличимая малость зла, которая есть в мире Брия, следует из третьей стадии любви, являющейся независимой. И хотя он уже склонил себя к чаше оправдания, однако все еще не склонил весь мир, и потому получается, что малая его часть – зло. Ибо эта любовь еще не в стадии вечности. Однако эта малость незаметна, поскольку он еще не ощутил никакого зла и ущерба даже по отношению к другим.
А четвертая стадия любви, то есть независимая и вечная любовь, – это стадия мира Ацилут. И об этом написано в книге Древо жизни, что в мире Ацилут нет совершенно никакого зла. И там “не водворится у Тебя зло”. Ибо после того как склонил также и весь мир к чаше оправдания, – любовь вечна и абсолютна, и не представится более никогда никакого покрытия и сокрытия. Ведь там – место окончательного раскрытия, как сказано: “И не будет более скрываться Учитель твой, и очи твои будут видеть Учителя твоего”. Ибо знает он уже все дела Творца со всеми творениями на стадии истинного управления, раскрывающегося из Его имени: Добрый и приносящий добро плохим и хорошим.
151. И отсюда пойми также стадию четырех миров АБЕА нечистоты, расположенных напротив миров АБЕА святости в тайне: “Одно напротив другого сделал Творец”. Ибо система нечистых сил мира Асия находится в стадии сокрытия лика на двух ее уровнях, и система эта властвует с тем, чтобы заставить человека склонить все к виновности.
А нечистый мир Ецира держит в своих руках чашу виновности, не исправленную в святом мире Ецира. И тем самым властвует над получающими от мира Ецира средними в тайне: “Одно напротив другого сделал Творец”.
Нечистый же мир Брия – есть в его руках та же сила, чтобы отменить зависимую любовь, то есть отменить лишь то, от чего она зависит. И это – несовершенство в любви второй стадии.
А нечистый мир Ацилут – именно он держит в своих руках ту малость зла, присутствие которого незаметно в мире Брия в силу третьей стадии любви. И хотя это истинная любовь в силу Доброго и приносящего добро плохим и хорошим, являющаяся стадией святого мира Ацилут, – причина в том, что не удостоился склонить таким же образом и весь мир к оправданию, и есть сила в руках нечистоты низложить любовь в силу управления над другими.
152. И об этом написано в Древе жизни, что мир Ацилут нечистоты стоит напротив мира Брия, а не напротив мира Ацилут, поскольку в мире Ацилут святости, откуда происходит лишь четвертая стадия любви, вовсе нет власти нечистоты, ибо (человек) уже склонил весь мир к оправданию и постиг все дела Творца также и в управлении всеми творениями из постижения имени Его, – Добрый и приносящий добро плохим и хорошим.
Но в мире Брия, откуда происходит третья стадия любви, которая еще не склонила весь мир, есть еще зацепка для нечистоты. Однако эта нечистота определяется как Ацилут нечистоты, будучи расположенной напротив четвертой стадии, которая представляет собой независимую любовь. А эта любовь – стадия мира Ацилут.
153. И хорошо разъяснились четыре мира АБЕА святости и нечистоты, являющиеся категорией “противостояния” каждого мира и категорией недостатка, который есть в мире, противопоставленном ему в святости, и они называются четырьмя мирами АБЕА нечистоты.
154. Итак, эти слова достаточны любому изучающему, дабы почувствовал в своем сознании суть мудрости каббалы в ничтожной мере.
И заслуживает того, чтобы ты знал, что большинство авторов книг по каббале адресовали свои книги лишь тем изучающим, которые уже удостоились раскрытия лика и всех высших постижений. И не следует спрашивать: если они уже удостоились постижений, то ведь знают все из собственного постижения, – так зачем же им еще изучать каббалистические книги других?
Но не от мудрости этот вопрос, ибо это подобно занимающемуся открытой Торой и не имеющему никакого познания в делах этого мира в категориях “мир”, “год”, “душа”, что в этом мире, и не знающему ситуаций с людьми и их поведения по отношению к себе, и их поведения с другими. И не знающему животных, зверей и птиц, что в этом мире. И разве можешь ты помыслить о том, что такой человек будет способен понять какой-либо вопрос в Торе как полагается? Ведь он бы переворачивал вопросы в Торе от зла к добру, а от добра ко злу, и не разбирался бы ни в чем.
Так же и в том вопросе, который перед нами: хотя человек и удостаивается постижения, и даже постижения из Торы мира Ацилут, – в любом случае он знает оттуда лишь то, что касается его собственной души. Однако все еще должен познать все три категории: мир, год, душа во всех их событиях и поведении совершенным познанием, чтобы смог понять вопросы Торы, относящиеся к тому миру. А эти вопросы во всех их деталях и подробностях разъясняются в книгах Зоара и в истинных книгах по каббале, которые каждый мудрец и понимающий (человек) обязан изучать днем и ночью.
155. И посему следует спросить: если так, то почему же обязали каббалисты каждого изучать каббалу? Однако есть в этом великая и достойная оглашения вещь: есть неоценимо чудесное свойство для занимающихся мудростью каббалы, ибо хотя не понимают того, что учат, – пробуждают на себя света, окружающие их души.
То есть каждому человеку из Исраэля обеспечено в конце обрести все чудесные постижения, которыми задумал Творец в замысле творения насладить каждое создание. А тот, кто не удостоился в этом кругообороте, удостоится во втором и т.д., – пока не удостоится завершить замысел Его, который задумал. И все время, пока не удостоился человек своего совершенства, определяются для него те света, которым предстоит прийти к нему, как окружающие света. И значение их в том, что стоят наготове для него, однако они ждут от человека, чтобы очистил свой сосуд получения, и тогда облачатся света эти в подготовленные сосуды.
И посему также и в тот час, когда недоставало ему сосудов, в час, когда человек занимается этой мудростью и упоминает имена светов и сосудов, у которых есть с точки зрения его души принадлежность к нему, – они тотчас светят ему в определенной мере. Однако они светят ему без облачения во внутреннюю часть его души, так как недостает сосудов, подготовленных для их получения. И все же свечение, которое получает раз за разом во время занятия, притягивают на него очарование с небес и преисполняют его изобилием святости и чистоты, которые намного приближают человека к тому, чтобы достиг своего совершенства.
156. Но есть строгое условие во время занятия этой мудростью: не материализовывать понятия мнимыми и материальными вещами, ибо преступают тем самым (сказанное): “Не делай себе изваяния и никакого изображения”. Ведь тогда наоборот, – получают ущерб вместо пользы. И потому предостерегли мудрецы: изучать эту мудрость только по истечении сорока лет или из уст рава и т.п., – из осторожности. И все это – по вышеописанной причине.
И потому, дабы спасти изучающих от любой материализации, составляю я книгу “Учение о десяти сфирот по Ари”, в которой собираю из книг Ари все основные статьи, касающиеся разъяснения десяти сфирот, просто и легким языком, – насколько я смог. И на них я составил таблицу вопросов и таблицу ответов – на все слова и на все вопросы. “И желание Творца в руке Его свершится”.
Также рекомендуем: “Славьте Творца все“, “Бааль Сулам о цели его работы в раскрытии каббалы Ари“, “Рабаш о трудности достижения цели в духовном пути“, “Бааль Сулам о механизме вознесения молитвы“.