Продолжение. Двадцать восьмую часть читайте здесь.
Хаим Виталь
Введение двадцать седьмое
193) Знай, что не существует человека, душа которого не была бы в свойствах окружающего и внутреннего светов, – подобно тому, что разъяснено нами в толковании целема[1] мохин Зеир Анпина. Так вот, когда родились Надав и Авиу и пришли в мир, тогда была (положена) основа и начало исправления корня Каина, – свойства второго корня Адама Ришона, который был наиболее возвышен. И в целем Надава и Авиу в свойстве окружающего света над ними пришли все включенные в упомянутый корень души. Но, кроме искр самих Надава и Авиу, все эти души еще не были чисты, а в каждой душе из всех остальных душ упомянутого корня, которые пришли включенными в целем окружающего света Надава и Авиу, была примешана ее клипа зла. И когда рождается другая душа из тех, что были включены в целем Надава и Авиу и приходит в этот мир, тогда эта душа чиста и очищена от своей клипы, а все остальные души этого корня приходят включенными в целем этой чистой души, и пока что все они находятся внутри своих клипот.
И подобно этому продолжается процесс (далее): очистилась другая душа и раскрывается внутри нее ее клипа. И тогда она приходит в этот мир, а все остальные из этого корня, которые пока что не очищены, приходят включенными в (ее) целем в тайне окружающего света души, которая уже очистилась и пришла в этот мир.
194) Уже сообщил я тебе, что очищение душ и их приход в этот мир (происходит) не в порядке их достоинства и ступени, а только вследствие события, в котором (душа) удостоится этого момента (от) нижнего человека, который притянет эту душу в капле семени. Как разъяснено в предшествующих толкованиях, иногда наиболее высокие и достойные души находятся в глубинах клипот, и они не могут выйти оттуда длительное время, пока не возникнет некая относящаяся к ним заслуга, которая выводит их. А души, которые хуже, чем они, могут выйти оттуда и придти в этот мир прежде других по причине заслуги души, относящейся к ним. Иногда же человек прегрешит неким грехом в этом мире, и пожелают клипот обмануть и погубить его, и тогда притянут к нему некую душу из его корня, которая была погружена в трясину бездны клипот и смешана с некими клипот и внешними. И выводят ее оттуда и протягивают ее в свойство целем этого прегрешившего человека, чтобы совратить его больше. А иногда может случиться, что притянутая к нему душа – это великая душа, но была погружена в глубины клипот, и клипот считали, что она уже пропала между ними и не вернется к прежнему ее (состоянию святости). Но Святой, благословен Он, помогает ей и освобождает ее от клипот. И она показывает свою силу и святость, и наоборот, – помогает тому человеку улучшиться. И это тайна стиха: “Время, когда властвует человек над человеком во зло ему”. Иными словами, – когда властвует нечистый человек клипы над человеком, являющимся святой душой, и он заблуждается, считая, что она будет (служить) в интересах клипы. Но это наоборот, – во зло ему, как упомянуто в Саба де-Мишпатим. А затем эта душа очищается и, становясь чистой, после этого тоже приходит в этот мир, – подобно вышеизложенному.
195) Коротко об этом. Знай, что в результате греха Адама Ришона, или Каина и Эвеля, и т.д., во всех душах смешано добро со злом. Объяснение. Ибо (они) спустились в глубины клипот, внутрь нечистого Адама и скрылись там. И когда для некой души из них приходит время войти в тело этого мира по причине заслуги какого-то человека в этом мире, она не может сразу по выходу из глубин клипот воплотиться в тело в этом мире. Но после выхода из глубин клипот должна трижды, раз за разом, включиться в свойство целема и окружающего света над головами трех человек, (души которых происходят) из ее корня. А затем входит в рожденное после этого тело и становится в нем душой (в свойстве) завершенного внутреннего света. И в этот раз это называется ее первым воплощением, а оттуда и далее перевоплощается (в) других кругооборотах соответственно необходимости. А порой случается, что три человека, которые предшествовали ему, когда он приходит как включенный в целем их окружающего света, изначально не исправились в свое время как подобает. И тогда, когда этот человек воплотится в первом кругообороте, воплотятся с ним вместе также и они, дабы восполнить свои исправления. Однако это тело называется именем только того нового человека, который воплотился в первый раз, а трое других (пребывают) там как гости, несмотря на то, что в действительности воплощены туда до дня (его) смерти.
196) Также знай, что у этого мужа из новых, который пришел сейчас в воплощение в первый раз, вследствие того, что он (только) начинает очищаться от клипот, есть большая трудность в усмирении своего (злого) начала, несмотря на то, что его душа весьма высока. Ибо даже будучи в свойстве целема был смешан со своими клипот. Также по упомянутой причине этот муж вынужден быть весьма скорбным все дни, и внутренне всегда обеспокоен без причины. А истинная причина в том, что (эти) страдания притягиваются от клипот. И это тайна достаточной причины для (оправдания) царя Давида, друга Благословенного. И нашли мы о нем: его (дурное) начало усиливалось над ним с Бат Шевой и Авигаэль. И это великое чудо, но (его) смысл понятен с упомянутым: тогда было начало его выхода из глубин клипот. И из этого пойми некоторые стихи, сказанные царем Давидом, мир праху его, о самом себе: “Утонул я в трясине бездны…”, и т.п. И знай, что по упомянутой причине преступления такого нового мужа перед Благословенным не считаются (такими тяжелыми), как (у других) людей, – вследствие того, что он пока находится среди клипот, но (при том) велики его старания выйти из них. И это тайна сказанного мудрецами: “Если бы ты, – не Давид, а он, (не) Шауль, – Я бы потерял несколько Давидов ради Шауля”. И пойми это очень (хорошо).
197) А иногда случается, что душа этого нового человека достойна и очень велика, а он не может усмирить свое (злое) начало, и если бы не так, – то с лёгкостью мог бы стать великим приверженцем (хасидом). Из этого тебе станет понятной тайна побуждения: иногда один человек за небольшой грех будет наказан строго, а другой человек за большое преступление не наказывается. И это тайна (стиха): “Твердыня, – совершенно деяние Его, ибо все пути Его – закон…”. И достаточно этого разумеющим, а потому не пытайся рассуждать о качествах Благословенного, – даже о праведниках, даже если они прегрешат. И также следует знать, что тот, кто (происходит) из свойства Каина, второй ступени, вместе с существованием смешения в нем добра и зла, – добро в нем очень велико. Но он смешан с множеством клипот зла и загрязнен, и это зло в нем многочисленнее добра. Причина этого в том, что весь корень Каина – от гвурот, в которых удерживаются клипот и внешние.
Введение двадцать восьмое
198) Знай, что у Зеир Анпина есть трое мохин: Хохма и Бина, а между ними третий моах, называемый Даат, состоящий из хасадим и гвурот, двух венцов. И когда Адам Ришон прегрешил, он причинил этим спуск моаха Даат вниз, в верхнюю треть Тиферет до места хазе, между двумя плечами Зеир Анпина. И там они разделились: хасадим – в правом плече, а гвурот – в левом плече. И известно, что Каин и Эвель родились после греха Адама Ришона. Так вот, Каин – он из этих гвурот в левом плече, после их спуска туда, когда их свечение не настолько (совершенно), как оно наверху в самом моахе (Даат). Таким образом, это один недостаток. (Есть) еще и второй недостаток, ибо (когда) они были (категорией) Даат наверху, на своем месте в рош, были внешние (свойства) нефеш от “кости и плоти” самого рош. Ведь известно, что нет души, в которой не было бы внутреннего и внешнего, являющегося его облачением. И получается, что внутренние (свойства) в гвурот моаха Даат, соотносятся с ее внешними, являющимися “костью и плотью” рош с левой стороны. Но поскольку опустился моах Даат вниз, оказывается, что внутренние (свойства) корня души Каина – из моаха гвурот в Даат, а их внешние – от органа левое плечо, и они не соотносятся (друг с другом). И, тем самым, есть у них определенный недостаток во внутренних свойствах, – они теперь не светят так, как тогда, когда были наверху на своем месте в рош. И второй недостаток – во внешних свойствах: они из нижнего места, от плеча, а не из достойного их высшего места, являющегося гальгальтой.
199) И знай, что несмотря на то, что у человека нет силы в этом мире исправить эти недостатки даже благодаря добрым деяниям, вместе с тем, если человек улучшает свои деяния в этом мире, удостоится того, что в грядущем будущем, в дни Машиаха, с Божьей помощью эти повреждения будут исправлены. И Даат поднимется наверх, на свое место в рош, и тогда, будучи наверху в рош, засветят внутренние (свойства) душ как вначале. И также их внешние (свойства) будут тогда от высшего подобающего им создателя, являющегося гальгальтой.
200) Знай, что есть у меня сомнения по вопросу нынешних внешних (свойств), которые из левого плеча: говорил ли мне мой учитель, благословенной памяти, что останутся даже тогда, в дни Машиаха, вместе с внутренними (свойствами) упомянутых душ, поскольку сейчас в этом мире соединены вместе, или, напротив, – это не так. Также знай, что подобно тому, как при прегрешении Адама Ришона опустился Даат вниз, между плечами, так же опустилось из ахораим Даат Зеир Анпина свойство парцуфа Леи, ибо там было ее (Леи) место вначале. И теперь, после греха Адама Ришона, она тоже опустилась вниз, в заднюю часть (ахор) плеч. Как известно, в моахе Даат Зеир Анпина, облаченного внутрь Есода Имы, Лея выходит из Малхут Имы.
201) И знай, что у всех душ, о которых говорится в этих толкованиях, таких как раби Акива и другие, один корень, – Каин. Все они из Гвуры Хода в Даат, являющейся пятой Гвурой. И также все внешние души от гвуры Хода, находящейся в Даат Леи, близки к корню раби Акивы. И (все это) считается одним корнем. И аналогично этому – в корне Эвеля, происходящем из хасадим в Даат.
202) Рассмотрим корень Каина, а из него проведешь аналогию к корню Эвеля. Знай, что все эти включенные в корень Каина искры душ, содержались и в Каине, а когда прегрешил, все эти искры смешались с клипот. И все (наиболее) достойные и важные искры опустились ниже всех остальных, ибо они упали в глубины клипот в соответствии с тем, что преступление Каина причиняет ущерб в высшей мысли, как упомянуто в книге Тикуним (Зоар), тикун 69. Так вот, место удержания корня нефеш раби Акивы (עקיבא) бен Йосеф – в руках (зроот), в тайне (стиха): “И рука его держалась за пяту (עקב) Эсава”, как разъяснено в этих толкованиях. Иногда человек опускает свою руку до пятки, а иногда может поднять ее до головы, что не так у остальных органов (тела). И поэтому эти руки (могут) упасть в глубины клипот до пят. Когда раби Акива был убит, вознеслась (его душа) и поднялась до высшей мысли. И это тайна сказанного Святым, благословен Он, Моше, учителю нашему, об умерщвлении раби Акивы: “Молчи, так поднялось в мысли Моей!”, – чтобы исправить повреждение. И получается, что все души из свойств этих рук благодаря добрым деяниям могут подняться на высокий уровень, и подниматься без конца, – более, чем некоторые предшествовавшие им люди первых времен. И помни это.
203) Также знай, что несмотря на то, что некая душа из корня Каина приходит в этот мир в первый раз, называясь тогда новой, (тем не менее она) нуждается в восполнении своих нефеш, руаха и нешамы, которые были повреждены, будучи включенными в нефеш Каина при его прегрешении. Ей необходимо исправить и восполнить свойства ее части в упомянутом корне.
204) Выше разъяснена сущность добрых деяний и предписывающих заповедей, – как они зависят от двухсот сорока восьми органов души Адама Ришона. И не существует органа, который не состоял бы из басар, гидим и ацамот. И знай, что ацамот – это свойство наиболее возвышенное в аспекте моаха, находящегося внутри них, но не свойство ацамот само по себе. А после него по достоинству – гидим, поскольку жизнь человека протекает внутри них, и это кровь, распространяющаяся внутри артерий тела человека. И также они связывают все органы и устанавливают их в свойстве единого уровня. И худшая (категория) из этих трех – это басар. Так вот, в каждой категории из этих трех, – басар, гидим и ацамот, – есть души, которые называются корнями этой категории, и это мудрецы в них. А вокруг них протягиваются ветви, и это обыватели, дельцы и народ земли. И это относится ко всем трем категориям, находящимся в каждом органе. И знай, что есть длинные органы, такие, как предплечья (руки) и голени (ноги), и тогда есть большая удаленность душ из этого органа друг от друга. Но тот, кто из органа плечо и подобных ему, – все мудрецы там соединены вместе и близки друг другу великой близостью.
[1] Досл.: “образ”, “форма”. См. Учение о десяти сфирот, части 10 и 11.
Также рекомендуем: “Зоар о внутреннем смысле букв имени АВАЯ“, “Бааль Сулам о трех рошим Ацилута и различии между парцуфами АК и Ацилута“, “Рабаш о работе над свойством отдачи“.