Зоар о миссии праведников

Глава Ваикра

Воды Ноаха

230) «”И будет, если согрешил и виновен, то возвратит награбленное”[1]. Рабби Йоси говорит: “Ибо воды Ноаха это (досл. эта) у Меня: как клялся Я, что не пройдут более воды Ноаха по земле”[2]. Это изречение непонятно, так как написано: “Воды потопа были на земле”[3]. И написано: “И не будет истреблена всякая плоть более водами потопа”[4]. Ведь написано: “Воды потопа”, а не “воды Ноаха”. А здесь написано: “Ибо воды Ноаха”2. Кроме того, сказано: “Эта (зот) у Меня”2, надо было сказать: “Эти у Меня”».

231) «”Но мы так учили, что когда многочисленны праведники в мире, Творец радуется и восславляется ими. Как мы учили, что когда праведник появляется в мире, и пребывает в нем, он словно несет мир миру”, то есть Малхут, “и весь мир благословляется благодаря ему, и он приносит мир в высшее единение. Откуда нам это известно? Поскольку написано: “Или же будет держаться он твердыни Моей, сделает мир для Меня, мир сделает для Меня”[5]. Два мира, почему написано здесь? Но “сделает мир для Меня”5, – т.е. “когда водворяет захара и нукву”, Зеир Анпина и Малхут. “Мир сделает для Меня”5 – когда благословляются праотцы”», т.е. ХАГАТ Зеир Анпина.

232) «”В чем различие между ними?”», – между «мир сделает для Меня»5 и «сделает мир для Меня»5. «Сказал рабби Йоси: “Когда благословляются праотцы”, т.е. ХАГАТ, говорится: “Мир сделает для Меня”5, поскольку мир ставит прежде всего”, то есть он важней всего, “и поэтому мир” написан “вначале”», то есть: «Мир установит для Меня»5. «”Установит мир для Меня”5 – почему он здесь не поставил прежде мир? Но это потому, что сначала надо устранить змея, пребывающего в Нукве”, Малхут, “а затем придет захар”, Зеир Анпин, “чтобы пребывать вместо него” с Малхут. “И поэтому поставил прежде “установит”5, – чтобы сделал исправление по устранению змея, “а затем “мир”5» между Зеир Анпином и Малхут.

233) «”Мы учили, что в то время, когда праведник находится в мире, суды не пробуждаются и не властвуют в мире, поскольку этот человек-праведник является знаком в мире”, т.е. он в свойстве Есод, который называется знаком, “и Творец желает славы его, и мир существует благодаря ему”».

234) «”Мы учили, – сказал рабби Йоси, – что в то время, когда сыновья Исраэля виновны пред Творцом, тот праведник, который находится в мире, – Творец говорит с ним, чтобы тот попросил проявить милосердие к миру, и Он примирится с ними. Что делает Творец? Говорит с ним об этих грешниках мира, и предлагает доставить благо только ему одному, а всех уничтожить. Как поступает этот праведный человек? Свое оставляет и становится на защиту всего мира, чтобы Творец примирился с ними”».

235) «”Откуда у нас это? От Моше, которому сказал Творец: “Согрешили Исраэль, “сделали себе литого тельца и поклонились ему”[6]. Еще сказал ему: “Отступи от Меня, и Я уничтожу их”[7]. В тот час сказал Моше: “Если из-за славы моей Исраэль будут истреблены из мира, лучше мне умереть, тогда не скажут, что оставил я это всего мира из-за славы своей”. Сразу же: “И стал умолять Моше Творца Всесильного своего”[8], и готов был пойти на смерть несколько раз ради Исраэля. Как написано: “И потому, простишь ли Ты их грех? И если нет, прошу, сотри меня из книги Твоей!”[9] И мы учили, что Моше не отступился от этого, пока Творец не простил Исраэлю. Это означает: “И передумал Творец о зле, которое грозился сделать народу Своему”[10]. И написано: “Простил Я, по слову твоему”[11]».

236) «”А о Ноахе сказано: “И сказал Всесильный Ноаху: “Конец всякой плоти пришел предо Мной”[12]. Сказал Ему Ноах: “А мне что Ты сделаешь?”. Ответил ему: “А с тобой Я установлю Мой союз”[13], “сделай себе ковчег из дерева гофер”[14]. И он не просил смилостивиться над миром; и опустились воды и уничтожили населяющих землю. И поэтому написано: “Воды Ноаха”2, ибо от него они зависели”, из-за того, “что не просил смилостивиться над миром”».

237) «”Отсюда, – сказал рабби Йоси, – “(вытекает) то, что написано: “И начал Hoax, хозяин земли”[15]. “И начал (ваяхель וַיָּחֶל)”15 означает, “как сказано: “Не нарушит (яхель יַחֵל) слова своего”[16], ибо настали будни (холь חוֹל). “Хозяин земли”15, – потому что из-за него были уничтожены все жители мира, так как он не просил милосердия к ним. Другое объяснение. “Хозяин земли”15 – потому что благодаря ему выжила” земля, “после того как его предшественники развратили ее, как написано: “Не буду более проклинать землю за человека”[17]».

238) «”Мы учили, что называются они водами Ноаха, так как он привел к тому, чтобы они назывались по имени его”, то есть за то, что не молился за них, как мы уже сказали, однако, “что означает: “Эта (зот) у Меня”2?”. Но сказал Творец: “Воды Ноаха были у Меня причиной того, что раскрылась зот в мире”, то есть Малхут, называемая зот, которая раскрывается в свойстве радуги (кешет), призванной защитить мир, “как написано: “И Я, вот союз Мой с ними”[18]. И написано: “Эта (зот) знак союза”[19], “Радугу Мою поместил Я в облаке”[20], – чтобы защитить мир. “Иначе говоря”, радуга указывает, что “некому наблюдать” за миром и молиться за него, “но” Я это делаю “ради имени Моего, на которое указывает “зот”. И кто стал у Меня причиной этому? Воды Ноаха”», который не молился за мир и не защитил его.

239) «”Отсюда признак преданного праведника, в дни которого не раскрылась радуга, и в его дни мир не нуждался в этом знаке”, потому что он защищал мир молитвой своей. “И кто же он – тот, кто просит явить милосердие миру и достойный защищать его? То есть, как рабби Шимон, в дни которого мир не нуждался в этом знаке. Ибо знак этот является признаком в том мире”», что нет защитника, кроме Творца, как уже говорилось.

Творец выносит приговор, а праведник отменяет его

240) «”И не было приговора, вынесенного миру свыше, который бы” рабби Шимон “не отменил. И это как написано: “Управляет человеком”[21]», то есть изречение: «Твердыня Исраэля управляет человеком, праведник управляет страхом Всесильного»21. «”Творец “управляет человеком”21, а кто управляет Творцом? Якобы, праведник” управляет – “то есть Творец выносит приговор, а он отменяет”».

241) «”Как, например, рабби Шимон бен Йохай, который в один из дней сидел на входе во врата Лода. Вознес глаза свои и увидел светящее солнце. И перекрыл свет его трижды. Тем временем померк свет, и появилось на солнце черное с зеленым. Сказал рабби Эльазару, сыну своему: “Иди за мной, сын мой, и посмотрим. Ибо, несомненно, вынесен приговор свыше, и Творец хочет известить меня об этом”. Действительно, тридцать дней удерживается наверху вынесенный приговор, и Творец не вершит его прежде, чем извещает о нем праведников. Как сказано: “Ведь Всемогущий Творец не делает ничего, не открыв тайны служителям Своим, пророкам”[22]».

242) «”Пока они еще шли по тому винограднику, увидели одного змея, который приближался, разинув пасть, извергая огонь в прах земной. Выдержал напор рабби Шимон, и руки его ударили по голове змея. Притих змей и закрыл свою пасть. И увидел” рабби Шимон “его трепещущий язык. Сказал ему: “Змей, змей! Иди и расскажи тому высшему змею”, искусителю и обвинителю, “что рабби Шимон бен Йохай находится в мире”. Засунул” змей “свою голову в отверстие одно в прахе. Сказал” рабби Шимон: “Постановляю я: так же, как нижний змей вернулся в отверстие в прахе, так и высший змей вернется в отверстие великой бездны”».

243) «Произнес рабби Шимон шепотом молитву. Пока они еще молились, услышали голос один, говорящий: “Вынесите приговоры, войдите на место свое. Казни губителей не царят в мире, потому что рабби Шимон бен Йохай отменил их. Счастлив ты, рабби Шимон, что Господин твой желает славы твоей более, чем всех живущих в мире. О Моше сказано: “И стал умолять Моше”8, и это значит, что был охвачен недугом, а ты, рабби Шимон, постановляешь, и Творец выполняет. Он выносит приговор, а ты отменяешь”».

244) «Между тем, увидел, что начало светить солнце, и исчезло это черное. Сказал рабби Шимон: “Конечно, потому что мир получил подслащение”. Вошел в свой дом и истолковал: “Ибо праведен Творец, праведность любит Он, прямо взирают их лики”[23]. Что такое “их лики”23? Что означает: “Ибо праведен Творец, праведность любит Он”23? Так как “прямо взирают их лики”23. То есть высшие лики населяющих мир, потому что они должны просить милосердия у Творца во всем, что им нужно”».

245) «Сказал ему рабби Эльазар, сын его: “Если так, нужно было сказать: “Прямо взирает их лики”, или: “Прямые взирают”, что означает: “Прямо взирают”?” Сказал ему: “Это высшая тайна, ибо эти древние дни”, т.е. сфирот, “Атика Кадиша, самого скрытого из всего скрытого”, т.е. Кетера, “а дни мира, Зеир Анпина, они называются “их лики”, видят” друг друга “напрямую, – то, что нужно видеть”». То есть лики Зеир Анпина видят лики Атика, и также лики Атика видят лики Зеир Анпина, «прямо»23 – без отклонения вправо и влево. И это смысл сказанного: «Прямо взирают их лики»23.

246) «”Как мы учили: в час, когда Творец управляет миром и видит действия сынов человеческих внизу, что они правильны, раскрывается Атика Кадиша”, то есть Кетер, “в Зеир Анпине”, то есть в Тиферет, “и смотрят все эти лики” Зеир Анпина “в скрытые лики” Атика, “и благословляются все. Что значит “благословляются”? Это потому, что смотрят друг на друга прямо”, т.е. в свойстве средней линии, “которая не уклоняется ни вправо, ни влево. Это означает: “Прямо взирают их лики”23, т.е. лики Атика и Зеир Анпина смотрят друг на друга прямо, в средней линии. “И тогда благословляются все, и поят друг друга, пока не благословляются все миры, и становятся все миры как один, и тогда называется: “Творец един и имя Его едино”[24]».

247) «”А когда умножаются прегрешения мира, закрывается Атика Кадиша, и не смотрят лики на лики (паним бе-паним). И тогда суды пробуждаются в мире, и престолы покинуты, и Атик, Кетер, закрыт и не раскрывается. Это смысл сказанного: “Видел я в ночном видении…”[25], и до: “Пока не были сброшены престолы. И сидел старец в годах (Атик Йомин)…”[26]. “Пока не были сброшены престолы”26 означает – “те высшие Кетеры, которые поят всех остальных, поддерживая их существование. И кто они? Это праотцы”, т.е. ХАГАТ Зеир Анпина. “И сидел Атик Йомин”26 – то есть не раскрывался”. И поэтому называется сидящим, потому что сидящий уменьшает свою ступень. “И тогда обращают грешники мира милосердие в суд”».

[1] Тора, Ваикра, 5:23. «И будет, если согрешил и виновен, то возвратит награбленное, которым он завладел, или присвоенное, которое он выдает за свое, или вклад, который был ему доверен, или пропажу, которую нашел».
[2] Пророки, Йешаяу, 54:9. «Ибо воды Ноаха это у Меня: как клялся Я, что не пройдут более воды Ноаха по земле, так поклялся Я не гневаться на тебя и не упрекать тебя».
[3] Тора, Берешит, 7:10. «И было спустя семь дней: воды потопа были на земле».
[4] Тора, Берешит, 9:11. «И заключу союз Мой с вами, и не будет истреблена всякая плоть более водами потопа, и не будет более потопа, чтобы губить землю».
[5] Пророки, Йешаяу, 27:5. «Или же будет держаться он твердыни (Торы) Моей, установит мир для Меня, мир установит для Меня».
[6] Тора, Шмот, 32:8. «Быстро сошли они с пути, который Я заповедал вам, – сделали себе литого тельца и поклонились ему, и принесли ему жертвы, и сказали: “Вот божество твое, Исраэль, которое вывело тебя из земли египетской”».
[7] Тора, Дварим, 9:14. «Отступи от Меня, и Я уничтожу их и сотру их имя из поднебесной, и сделаю тебя народом, сильнее и многочисленнее их».
[8] Тора, Шмот, 32:11-13. «И стал умолять Моше Творца Всесильного своего, и сказал: “Зачем, Творец, гневаться Тебе на народ Твой, который Ты вывел из земли египетской силою великой и рукою могучей? Зачем допускать, чтобы египтяне говорили: “На беду Он их вывел – чтобы убить их в горах и стереть их с лица земли!” Отступись от гнева Твоего и передумай – не губи народ Свой! Вспомни Авраама, Ицхака и Яакова, рабов Твоих, которым Ты поклялся самим Собою и говорил им: “Умножу потомство ваше, сделав его многочисленным, подобно звездам небесным, и всю ту землю, о которой Я говорил, отдам вашим потомкам, и будут они владеть ею вечно”».
[9] Тора, Шмот, 32:32. «И потому, простишь ли Ты их грех? И если нет, прошу, сотри меня из книги Твоей, которую Ты написал!»
[10] Тора, Шмот, 32:14. «И передумал Творец о зле, которое грозился сделать народу Своему».
[11] Тора, Бемидбар, 14:20. «И сказал Творец: “Простил Я по слову твоему”».
[12] Тора, Берешит, 6:13. «И сказал Всесильный Ноаху: “Конец всякой плоти пришел предо Мною, ибо земля наполнилась злодеянием из-за них. И вот, Я истреблю их с землею”».
[13] Тора, Берешит, 6:18. «А с тобой Я установлю Мой союз, и войдешь в ковчег ты и сыновья твои, и жена твоя, и жены сынов твоих с тобою».
[14] Тора, Берешит, 6:14. «Сделай себе ковчег из дерева гофер; с отделениями сделай ковчег и просмоли его изнутри и снаружи».
[15] Тора, Берешит, 9:20. «И начал Hoax, хозяин земли, и насадил виноградник».
[16] Тора, Бемидбар, 30:3. «Если человек даст обет Творцу или поклянется клятвой, приняв запрет на себя, не нарушит слова своего, все, что сказал, должен он исполнить».
[17] Тора, Берешит, 8:21. «И обонял Творец благоухание приятное, и сказал Творец в сердце своем: “Не буду более проклинать землю за человека, ибо помысел сердца человека зол от молодости его, и не буду более поражать все живущее, как Я сделал”».
[18] Пророки, Йешаяу, 59:21. «И Я, вот союз Мой с ними, – сказал Творец, – дух Мой, который на тебе, и слова Мои, которые вложил Я в уста твои, не отступят от уст твоих, и от уст потомков твоих, и от уст потомков потомков твоих, – сказал Творец, – отныне и вовеки».
[19] Тора, Берешит, 9:17. «И сказал Всесильный Ноаху: “Это (досл. эта) знак союза, который Я установил между мною и между всякой плотью, которая на земле”».
[20] Тора, Берешит, 9:13. «Радугу Мою поместил Я в облаке, и будет она знаком союза между Мною и землею».
[21] Пророки, Шмуэль 2, 23:3. «Сказал Всесильный Исраэля, мне говорил: “Твердыня Исраэля управляет человеком, праведник управляет страхом Всесильного”».
[22] Пророки, Амос, 3:7. «Ведь Всемогущий Творец не делает ничего, не открыв тайны служителям Своим, пророкам».
[23] Писания, Псалмы, 11:7. «Ибо праведен Творец, праведность любит Он, прямо взирают их лики».
[24] Пророки, Зехария, 14:9. «И будет Творец Царем на всей земле, в этот день будет Творец един, и имя Его – едино».
[25] Писания, Даниэль, 7:2. «Заговорил Даниэль и сказал: “Видел я в ночном видении, как четыре ветра небесных дуют (в сторону) моря великого”».
[26] Писания, Даниэль, 7:9. «И смотрел я, пока не были сброшены престолы. И сидел старец в годах, одежда его бела как снег, а волосы на голове его как чистая шерсть; престол его – искры огненные, колеса – пылающий огонь».

Также рекомендуем: “Поколения праведников“, “Бедствие, постигающее грешников, начинается с праведников“, “Зоар о моливах праведников“, “Рабаш: выход праведника оставляет след“.