Перевод группы переводчиков МАК. Руководитель перевода Гади Каплан.
Глава Ваишлах
Молитвы праведников
43) «И возвратились посланцы к Яакову, сказав: “Пришли мы к брату твоему, к Эсаву, и он тоже идет навстречу тебе и с ним четыреста человек”»[1]. Спрашивается: если сказано: «Пришли мы к брату твоему», то разве непонятно, что это Эсав? Разве были другие братья у Яакова? Однако «пришли мы к брату твоему» означает: «Если ты думаешь, что он раскаялся и идет исправленным путем, то это не так, но “(пришли мы) к Эсаву” – грешнику, как и прежде. “И он тоже идет тебе навстречу”, а если ты думаешь, что он идет один, то и это не так – “с ним четыреста человек”».
44) Почему же они сказали ему всё это? Потому, что Творцу всегда желанна молитва праведников и Он украшается их молитвой. И ангел по имени Сандал, который отвечает за молитву Исраэля, берет все молитвы и делает из них венец Оживляющему миры. И тем более молитвы праведников желанны Творцу, – так как они становятся венцом, чтобы Творец украсился этими молитвами. И может возникнуть вопрос: но ведь станы святых ангелов шли вместе с ним (с Яаковом), почему же он испугался? Однако праведники полагаются не на свои заслуги, а на молитвы и просьбы к своему Владыке.
45) Молитва общества восходит к Творцу, и Творец украшается этой молитвой. Ибо она восходит несколькими путями: один просит о милости (хасадим), второй – о мужестве (гвурот), третий – о милосердии (рахамим). И она включает в себя несколько сторон: правую, левую и среднюю, так как милость (хасадим) исходит от правой стороны, мужество (гвурот) – от левой стороны, а милосердие (рахамим) – от средней. И поскольку включает в себя несколько путей и сторон, она становится венцом и возлагается на голову праведника, дающего жизнь мирам, т.е. Есода, несущего всё избавление Нукве, а от нее – всему обществу.
Однако молитва одиночки не включает все стороны и бывает только одного вида: либо он просит о милости, либо о мужестве, либо о милосердии. Поэтому молитва одиночки не является исправленной, чтобы быть принятой, подобно общей молитве, поскольку не включается во все три линии, как общая молитва.
Яаков включал все три линии, будучи носителем средней линии, включающей две другие. И потому Творцу была желанна его молитва, пребывающая в полном совершенстве всех трех линий, подобно общей молитве. И потому сказано: «И устрашился Яаков очень, и стало тесно ему»[2], – поскольку Творец устроил ему это, чтобы он молился, так как желал его молитву.
46) «Счастлив человек, который всегда страшится, а ожесточающий сердце свое попадет в беду»[3]. Счастливы (сыновья) Исраэля, которых пожелал Творец и дал им Тору истинную, чтобы удостоиться с ее помощью жизни вечной. Ведь каждому, кто занимается Торой, Творец протягивает высшую жизнь и приводит к жизни мира будущего, как сказано: «Ибо Он жизнь твоя и долгота дней твоих»[4], а также сказано: «И благодаря этому продлятся дни ваши»[5], ибо она – жизнь в этом мире и жизнь в мире будущем.
47) Каждому, кто занимается Торой во имя нее (лишма), нет смерти от злого начала, т.е. ангела смерти, ведь он держится за Древо жизни и не отпускает его. И потому тело праведников, занимающихся Торой, после смерти не содержит скверны, так как не царит над ними дух скверны.
48) Почему Яаков, будучи Древом жизни, боялся Эсава? Ведь нечистая сторона не может властвовать над ним. И еще: ведь написано, что Творец сказал ему: «Вот, Я с тобою, и сохраню тебя»[6]. Почему же он испытывал страх? Сказано: «И встретили его ангелы Всесильного»[7]. Но если станы святых ангелов были с ним, почему он боялся?
49) Всё это правда, что он не должен был бояться, но Яаков не хотел полагаться на чудо Творца, считая, что не достоин, чтобы Творец совершил для него чудо, поскольку не служил отцу и матери как подобает, и не занимался Торой в течение двадцати двух лет, которые провел с Лаваном, а взял (в жены) двух сестер. И хотя всё устроилось так, что Яаков при этом вовсе не согрешил, вместе с тем, человек всегда должен бояться и просить в молитве пред Творцом, как сказано: «Счастлив человек, который всегда страшится»3.
50) Молитва праотцев дала жизнь миру. Все приходящие в мир существуют благодаря им, и основываются на их заслуге. Во веки вечные не забудется заслуга праотцев, ибо заслуга праотцев – это жизнь наверху и внизу. А жизнь Яакова совершеннее всех, и потому, когда приходит пора бедствий к сыновьям Яакова, Творец видит образ Яакова пред Собой и жалеет мир, как сказано: «И вспомню союз Мой с Яаковом»[8], где Яаков (יעקוב) написано с буквой «вав ו» потому, что «вав» – это истинный образ Яакова. Объяснение. Яаков – это строение для Зеир Анпина, т.е. «вав ו» имени АВАЯ (הויה), и поэтому образ Яакова – это «вав ו».
51) Каждый, кто видел Яакова, словно смотрел в светящее зеркало, т.е. Зеир Анпин. Красота Яакова – как красота Адама Ришона. Каждому, кто видел во сне Яакова, облаченного в свои одеяния, добавляется жизнь.
52) У царя Давида, прежде чем он явился в мир, вообще не было жизни, кроме того, что Адам (Ришон) дал ему семьдесят своих лет. И жизнь царя Давида длилась семьдесят лет. А жизнь Адама составила тысячу лет за вычетом семидесяти. И находятся Адам Ришон и Давид в первом тысячелетии сотворения мира.
53) «Жизни просил он у Тебя – Ты дал ему долголетие навеки»[9]. «Жизни просил он у Тебя» – это царь Давид. Ведь когда Творец создал Эденский сад и поместил в нем душу царя Давида, Он посмотрел на нее и увидел, что нет у нее собственной жизни вовсе – и так простояла она пред Ним весь день. Когда сотворил Он Адама Ришона, сказал: «Это, конечно, жизнь Давида». И от Адама Ришона были те семьдесят лет, которые царь Давид прожил в мире.
54) Еще одно объяснение. Каждый из праотцев дал ему часть от своей жизни. Авраам дал ему часть от своей жизни, а также Яаков и Йосеф. Ицхак не дал ему ничего, так как царь Давид произошел от его стороны. Ибо царь Давид – это Нуква с левой стороны, и тогда она – тьма, а не свет. И потому не было у него жизни, потому что жизнь бывает только от правой стороны – Зеир Анпина, называющегося Древом жизни.
Ицхак тоже относился к левой стороне, но поскольку он был включен в Авраама, как сказано: «Авраам родил Ицхака»[10], а также в силу того, что был связан для принесения в жертву[11], у него была жизнь. И всё это – только для себя, однако дать жизнь Давиду он не мог, так как основа его была от левой линии, и жизнь у него была не от себя самого, а только благодаря включению. И это означает сказанное: «Так как царь Давид произошел от его стороны», – иначе говоря, Ицхак тоже относился к левой линии, как и Давид, и потому не мог дать ему собственную жизнь.
55) Конечно же, Авраам дал ему пять лет, поскольку должен был жить сто восемьдесят лет, как и Ицхак, а прожил только сто семьдесят пять, и пяти лет недостает.
Яаков должен был прожить в мире по числу лет Авраама – сто семьдесят пять лет, а прожил только сто сорок семь лет. Недостает ему двадцати восьми лет. Таким образом, Авраам и Яаков дали ему от жизни своей тридцать три года.
Йосеф прожил сто десять лет, а должен был прожить сто сорок семь лет, по числу лет Яакова. Недостает тридцать семь лет. Вместе с тридцатью тремя годами Авраама и Яакова выходит семьдесят лет, которые дали они царю Давиду для жизни. И Давид прожил все эти годы, которые дали ему праотцы.
56) Почему же Ицхак не дал ему ничего от своей жизни, подобно Аврааму, Яакову и Йосефу? Потому что Ицхак являл собой тьму, т.е. относился к левой линии, которая до ее включения в правую является тьмой. И Давид исходил со стороны тьмы, т.е. он тоже относился к левой стороне. А у того, кто пребывает во тьме, нет никакого света, и нет у него жизни. И потому не было жизни у Давида вовсе. Однако Авраам, Яаков и Йосеф, у которых был свет, поскольку они относятся к правой стороне, светили царю Давиду. И от них он должен светить, чтобы была у него жизнь. Иначе говоря, он обязан включиться в правую сторону, потому что со стороны тьмы, т.е. левой, нет жизни вовсе. И потому не принимается в расчет Ицхак.
57) Почему Йосеф дал ему жизни более всех – тридцать семь лет, а они дали ему только тридцать три года? Однако Йосеф сам по себе оценивается как все вместе, поскольку называется «праведник», т.е. Есод, включающий все сфирот. И это значит, что он светит луне, Нукве, больше всех, и потому он дал царю Давиду жизни больше всех, как сказано: «И поместил их Всесильный на своде небесном, чтобы светить на землю»[12]. Небосвод – это свойство Есод-праведник, Йосеф. А земля – это Нуква, царь Давид. Таким образом, Нукве светит Есод, т.е. Йосеф, и потому он дал ему жизни больше всех.
[1] Тора, Берешит, 32:7. «И возвратились посланцы к Яакову, сказав: “Пришли мы к брату твоему, к Эсаву, и он тоже идет навстречу тебе и с ним четыреста человек”».
[2] Тора, Берешит, 32:8. «И устрашился Яаков очень, и стало тесно ему. И разделил он народ, который с ним, и мелкий и крупный скот, и верблюдов на два стана».
[3] Писания, Притчи, 28:14. ««Счастлив человек, который всегда страшится, а ожесточающий сердце свое попадет в беду»».
[4] Тора, Дварим, 30:19-20. «В свидетели призываю Я на вас сегодня небо и землю – жизнь и смерть предложил Я тебе, благословение и проклятье, – избери же жизнь, чтобы жил ты и потомство твое, и любил Творца Всесильного твоего, и исполнял волю его, и прилепился к нему, ибо Он жизнь твоя и долгота дней твоих, чтобы жить тебе на земле, которую поклялся Творец отцам твоим, Аврааму, Ицхаку и Яакову, дать им».
[5] Тора, Дварим, 32:45-47. «И окончил Моше произносить все эти слова всему Исраэлю и сказал им: “Обратите внимание ваше на все слова, которыми я свидетельствую о вас сегодня и которые вы заповедуйте сынам вашим, чтобы строго исполнять все слова учения этого. Ибо это не пустое слово для вас, но это жизнь ваша, и благодаря этому продлятся дни ваши на земле, в которую вы переходите через Ярден, чтобы овладеть ею”».
[6] Тора, Берешит, 28:15. «И вот, Я с тобою, и сохраню тебя везде, куда ни пойдешь, и возвращу тебя в эту страну, ибо Я не оставлю тебя, пока не сделаю того, что говорил тебе».
[7] Тора, Берешит, 32:2. «И Яаков пошел путем своим, и встретили его ангелы Всесильного».
[8] Тора, Ваикра, 26:42.
[9] Писания, Псалмы, 21:5.
[10] Тора, Берешит, 25:19. «Вот родословная Ицхака, сына Авраама. Авраам родил Ицхака».
[11] Тора, Берешит, 22:9. «И пришли на место, о котором сказал ему Всесильный. И построил там Авраам жертвенник, и разложил он дрова, и связал Ицхака, сына своего, и положил его на жертвенник, поверх дров».
[12] Тора, Берешит, 1:17. «И поместил их Всесильный на своде небесном, чтобы светить на землю».
Также рекомендуем: “Поколения праведников“, “Алгоритмы духовной работы“, “Работа в сердце“, “Зоар о месте вознесения молитвы“.