От редакции. Любое живое существо молится постоянно, – каждое неудовлетворенное желание творения всегда обращено к Источнику всего сущего и определяется как требование об удовлетворении недостатка. Однако это требование не является осознанным: осознается лишь сама потребность, а не Источник, из которого она исходит, и в котором в действительности находится наполнение этой самой потребности.
Один из великих каббалистов, – раби Нахман из Бреслава, – писал, что единственным отличием человека от животного является способность человека вознести осознанную молитву к Творцу. “Осознанную” – означает выясненную, проверенную, необходимую и совершенную.
Вопросы о том, что же такое каббалистическая молитва и какова технология ее совершения, в последнее время начали возникать все чаще. Вначале мы публиковали избранные первоисточники, освещающие эту тему. Но потом появилась мысль собрать наиболее важные принципы из них в отдельную публикацию и добавить в это обозрение собственный небольшой опыт.
Предлагаемая к прочтению статья подготовлена редакционной коллегией сайта.
“То, что человек ощущает в своем сердце, а не то, что просто выходит из его рта, – и называется его молитвой: ощущение, что не в состоянии переделать себя сам. Потому, что все желания исходят свыше, как сказано: молитва это работа в сердце. То есть, то, что чувствует сердце, ощущение недостатка того, чего он желает, – этим измеряется его молитва.” Рабаш, статья 20, 1990 г. “Полшекеля в духовной работе”
Основы молитвы
Изучение каббалистических первоисточников и все практические занятия человека в рамках этого изучения называются стадией подготовки. Эта стадия, – Маасэ берешит (Начальное действие), – предназначена для того, чтобы человек действительно пожелал раскрыть Творца, устремившись к установлению свойства отдачи также и в себе. На этой стадии происходит формирование корней истинной потребности к духовному и наращивание силы такого желания. Затем приходит время включиться в Действие устроения (Маасе меркава). То есть самому начинать практически познавать действия Творца и участвовать в них. Этот процесс называется молитвой, или обращением к Творцу с просьбой и благодарностью, – подъемом МАН. Он приходит как результат учебы и множества внутренних выяснений.
Молитва – это наше истинное, выверенное желание, в ответ на которое приходит свет, – ощущение Творца и величия связи с Ним, постижение, наслаждение. Именно на вынашивание этого совершенного желания уходит основное время подготовки. Может потребоваться много лет только для того, чтобы достичь потребности в настоящем МАНе и еще столько же, чтобы довести его до совершенного уровня.
Главное при формировании молитвы человека – его собственная осознанная потребность в ней. Если это просто согласие с некими правильными словами и формулировками, – это не будет молитвой.
Второе, и не менее важное условие в каббалистической молитве, – намерение (“заповедь без намерения – как тело без души”). Это означает: в каждый момент своей жизни человек должен осознавать и принимать действие высшей силы, формирующей его реальность вокруг и внутри него, и быть в устремлении к слиянию с ней.
Не стоит использовать просто механические действия, лишенные духа, света жизни. Просто читать красивые молитвенные тексты из Торы или других источников, надеясь, что все, что в них написано, обязательно исполнится, – глубокое заблуждение. Поскольку в таком действии нет стадии “пробуждения снизу”, – отсутствует потребность, намерение и, соответственно, – внутренняя работа человека. Использовать тексты молитв, созданных другими людьми имеет смысл только в том случае, если слова просьб, благодарности и восхваления, заложенные в них, ощущаются внутри как собственные.
Молитва выражается в виде просьбы и/или в виде благодарности. Обращение к Творцу в виде утверждения возможно лишь в благословении. Если такое обращение формулируется в рамках просьбы, это может указывать на внутреннюю гордыню, утверждение собственной власти, а не устремление к единственности Творца. Поэтому тексты подобных молитв скорее относятся к самовнушению, чем к каббалистической молитве, и очень ограничены в своей эффективности с точки зрения цели исправления.
Просить надо только того, в чем имеется неотложная, острая необходимость, и того, что выяснено человеком внутри себя как желание, направленное к его собственному исправлению.
И все же, желательно начинать “работу в сердце” (каббалистический синоним молитвы) с выстраивания собственных молитвенных формул. Собственные молитвы можно разделить на молитвы “разового применения” и “относительно постоянного применения”.
Формы молитвы
Благословение (проявление благодарности) как самостоятельную форму молитвы поднимают перед получением любого наслаждения и/или сразу после него. Восхваление является частной формой благословения.
Молитва “разового применения” состоит из благословения, самой молитвы, завершающего благословения. Или, совсем кратко, – молитвы и благословения.
Молитва “относительно постоянного применения”. В названии этого вида молитвы использовано слово “относительно”, поскольку формулировки молитв, с которыми человек работает постоянно, рекомендуется изменять в зависимости от потребностей, выясненности желаний, состояния связи с Творцом и пр. У каббалистов из Коцка, например, существовало мнение, что если сегодня человек поднимал такую же молитву, как и вчера, – то он “хуже грешника”. Это, конечно, очень жесткое требование к скорости развития духовного уровня для человека, только начавшего свой путь к Творцу, но прислушиваться к такой рекомендации желательно.
Такая молитва состоит, как правило, из пяти стадий:
1) благословение;
2) “жертвоприношение” (молитва, предваряющая молитву);
3) собственно сама молитва (основная молитва);
4) завершающее “жертвоприношение”;
5) завершающее благословение.
1. Благословение
Благословение является необходимым и предваряет молитву по нескольким причинам.
Первая причина – укрепление веры в величие Творца, в истинность постулатов “Нет никого, кроме Него”, “Он добр и творит добро плохим и хорошим”, “Только он действует и будет действовать впредь”. Ведь, как пишет Рабаш, чего-либо попросить у кого-то можно только тогда, когда просящий уверен, что просимое у дающего есть, он добр и поэтому обязательно выполнит просьбу.
Вторая причина благословения – сформировать устремление к единению с Творцом, настроившись внутри себя на убеждение, что предстоящее действие молитвы уже изначально записано в мире Ацилут. И это – мысль Творца, которая пришла к человеку как пробуждение свыше. Это зов Его, и сам по себе Его призыв уже большой подарок, ответом на который является искренняя благодарность молящегося. Об этом Бааль Сулам и Рабаш пишут во многих местах, – см. например: Бааль Сулам, Шамати, ст. 241, письма 52, 54; Рабаш, ст. 18 1986г., ст. 28, 1990г., и др.
Третья причина не менее значима. Поскольку состояние благословения – это форма (свойство) правой линии, в ней человеку проще ощутить единение с Творцом, чем в молитве. Поэтому очень важно в этой стадии стараться почувствовать хотя бы отблеск этого единства.
И, наконец, самое важное: это – стадия установления в сердце и разуме человека восприятия абсолютного единства Творца и всего сотворенного (Творца и Шхины Его), – см. например, Зоар, глава Экев, п.п.1-16 и Обозрение Сулам.
Все перечисленные факторы требуют безупречного намерения и сильной концентрации мысли. Однако если сразу сформировать такие состояния не удается, – не беда. Важны усилие и настойчивость.
По сути своей, благословение – это концентрация веры. Это отправная точка по установлению контакта с Творцом, ибо относится к состоянию правой линии.
Действие благословения на начальных этапах работы в сердце совершается в скрытии, поэтому оно эффективно помогает выстроить правильную просьбу к исправлению в ощущениях трепета и любви к Дающему. В конце концов оно формирует в человеке основу для устойчивой связи со Всевышним. И постепенно, по мере формирования такой связи, происходит снятие скрытия.
2. “Жертвоприношение”
Это молитва, предваряющая молитву, или просьба о возможности поднять МАН и получить ответ, – действие, которое связано с настройкой человеком своей способности ответить на призыв Творца.
В первую очередь, необходимо отстранение от собственного желания получить, от желания воспринять действие молитвы только лишь как собственное.
Если настройка правильна, то человек на самом деле ощущает свою ничтожность и низость перед великим и всемогущим Творцом. И это иногда приводит к отказу от молитвы. Однако такой отказ неправилен, ведь человек тогда из правой линии не переходит в левую, и, следовательно, не достигает средней, – истинной связи с Дающим. Ведь Творец желает дать, и поэтому создал творение, которое обязано получить. Исходя из этого закона, здесь необходимо использовать каббалистическую рекомендацию “Если не я себе, то кто – мне?” (Гилель). То есть: раз я слышу призыв и чувствую порыв к выполнению высшего желания, то я обязан попробовать совершить это действие, независимо от результата.
Самонастройка лежит в области согласия человека принять на себя:
– бремя власти небес, – быть “бык под ярмом и как осел под поклажей”, – условие духовного существования в мире Асия;
– высшее служение в трепете, любви, согласии и радости, – условие духовного существования в мирах Ецира и Брия;
– полного самоустранения (переход от “я” к “ничто”, изменение состояния “ани” в состояние “эйн”) и устремления к слиянию в божественном Единстве.
Поскольку стадия “жертвоприношения” символизирует также возвращение к Творцу, можно, – а чаще всего нужно, – поднимать МАН о собственном очищении и исправлении. Это могут быть просьбы об исправлении собственных свойств и качеств, мешающих человеку в устремлении к Творцу и слиянию с ним, препятствующих принятию человеком на себя бремени власти небес и высшего служения, ограничивающих его в действиях самоустранения, сопротивления получению ради себя, и т.п. Это могут быть и просьбы о наделении его силой сопротивления собственному эгоизму, способностью не думать о себе, об установлении в нем свойств понимания, милосердия, терпения, раскрытии путей Творца и пр.
Любые просьбы об исправлении и наполнении в обязательном порядке должны быть полностью охвачены только одним намерением: собственное исправление для достижения цели творения, т.е. для обретения возможности действовать во имя Творца и доставлять Ему наслаждение. Одновременно с этим необходимо стараться удерживать в намерении восприятие абсолютного единства Творца и всего сотворенного (Творца и Шхины Его)
Желательно, чтобы молитва была относительно короткой, при этом яркой, цельной, выверенной и очень насыщенной внутренней энергией желания. Это условие относится также к основной молитве (“телу” молитвы) и завершающему “жертвоприношению”.
3. Основная молитва (“тело” молитвы)
Это сама просьба, вопрос или недостаток, которые должны быть разрешены (наполнены) Творцом.
Молящийся сам определяет для себя нужные слова. В святых книгах есть множество словесных “кирпичиков” и “блоков” (словосочетаний), использование которых при построении тела молитвы существенно облегчает ее формулирование. Но лучше, все-таки, создавать собственные формулировки, поскольку такая работа выверяет потребность, отсекает лишнее и позволяет до определенной степени проконтролировать отрешенность от собственного эго (желания получить для себя).
Как правило, “тело” молитвы должно быть направлено на работу с потребностями окружающих людей и всего человечества в целом. Работа может вестись в “окружностях”, – сначала просьбы о потребностях наиболее близкого круга людей, затем – более обширного круга товарищей, потом – всего человечества.
Можно поднимать МАН и о потребностях отдельного человека. В этом случае более эффективной будет групповая молитва. Только необходимо предварительно выяснить в группе и согласовать “тело” молитвы.
Если же темой основной молитвы является потребность самого молящегося и/или его соратников по духовному пути, можно перенести в нее действия, описанные выше в пункте втором, и касающиеся вопросов возвращения к Творцу. Тогда в молитве, предваряющей молитву подобные просьбы, естественно, излишни.
Сказанное выше в двух последних абзацах пункта второго в полной мере относится и к намерению человека при подъеме основного МАН. И удержание этого намерения является главным на протяжении всей молитвы: пусть даже мысли будут путаться, а слова – забываться, намерение нужно постараться держать всеми силами.