Михаэль Лайтман
Фрагмент из книги “Постижение духовных миров”
…Человек должен понять, что только Творец может открыть ему глаза и сердце, чтобы ощутить величие духовного. Для ощущения необходимости в этом возникают в человеке «мешающие» вопросы.
Один из основных вопросов, возникающих у начинающего, формулируется в следующей форме: если бы Творец захотел, Он бы открылся мне. А если бы открылся мне, то я (мое тело — мой сегодняшний диктатор) сразу, автоматически согласился бы заменить свои эгоистические поступки на альтруистические, и моим диктатором стал бы Творец.
Я не хочу сам свободно выбирать свои поступки. Я верю, что Творец прав, что лучшее для меня — это не думать о своей выгоде. Только тогда я выигрываю по-настоящему, навечно. Но я ведь не могу сам себя изменить. Так пусть придет Творец и сделает это. Ведь это Он меня создал таким, что только Он Сам может исправить то, что сотворил.
Конечно, Творец может дать человеку желание духовного, что называется пробуждение свыше (“иторэрут милемала”), но тогда человек работает ради наслаждения без свободы воли, под диктатом эгоистического желания самонасладиться. Такая работа называется «не во имя Творца» (“ло лишма”).
Цель Творца в том, чтобы человек сам, свободной волей своей выбрал правильный путь в жизни, оправдав этим действия Творца в творении, что возможно осмыслить только в условиях полной свободы от эгоизма, независимо от личных наслаждений.
Поэтому Творец создал условием духовного возвышения принятие веры в Него и в справедливость управления (эмуна лемала ми даат). При этом наша работа сводится к тому, чтобы:
1) верить, что есть Управляющий миром;
2) осознать, что хотя вера не важна нам, но Творец избрал для нас именно этот путь;
3) верить в то, что идти надо путем «отдачи», а не путем «получения»;
4) работая «на Творца», верить, что Он принимает нашу работу независимо от того, как она выглядит в наших глазах;
5) пройти в своем развитии две разновидности веры выше знания: а) человек идет в вере выше знания, потому что нет у него другого выбора; б) даже если получает знания и уже не должен верить и идти выше знания, все равно он избирает для себя идти путем веры выше знания;
6) знать, что если работа происходит в рамках эгоизма, то плоды всех успехов, которых он в своем воображении надеется достичь, служат только его благу, тогда как при любви к Творцу человек отдает все блага, все плоды своих усилий другим;
7) благодарить Творца за прошлое, потому что от этого зависит будущее, поскольку в той мере, в какой человек ценит прошлое и благодарит за него, в той мере он ценит то, что получил свыше, и сможет сохранить полученную свыше помощь и не потерять ее;
8) основную работу осуществлять в продвижении по правой линии, то есть с ощущением совершенства; он счастлив той, даже незначительной, связью с духовным, которая есть у него, счастлив тем, что заслужил у Творца получение силы и желания сделать хоть что-то в духовном;
9) идти и по левой линии, но достаточно 30 минут в день для того, чтобы сделать расчет для себя: насколько он предпочитает любовь к Творцу любви к себе; и в той мере, в какой человек почувствует свои недостатки, в той же мере на эти ощущения он должен обратиться с молитвой к Творцу, чтобы приблизил его к Себе истинным путем, именно в сочетании двух линий.
В самой же работе человек должен сконцентрировать свои мысли и желания на том, чтобы:
1) познать пути Творца и тайны Торы, чтобы эти знания помогли выполнять желания Творца. Это главная из целей человека;
2) стремиться полностью исправить свою душу, вернуться, таким образом, к ее корню — Творцу;
3) стремиться постичь Творца, слиться с Ним в осознании Его совершенства.
Также рекомендуем: “Вера”, “Зоар: “Преимущество мудрости перед глупостью”, “Ступени лестницы (избранные статьи). Часть пятая”, “О правой и левой линиях в духовной работе”.