Продолжение. Двадцать седьмую часть читайте здесь.
Хаим Виталь
185) Третий зивуг. Согласно порядку ступеней зивугов, это (зивуг) Яакова с Леей после полуночи. Ибо несмотря на то, что в Лее имеются суды, сейчас, после полуночи, суды в свойстве Леи подслащаются. И еще потому, что теперь, после полуночи, она и Яаков распространяются полностью во всю длину Зеир Анпина, что не так в том предыдущем зивуге Яакова и Рахель. Так вот, из Есода этого зивуга выходят десять капель, являющиеся пятью хасадим и пятью гвурот от Абы. И поэтому в двух этих зивугах, которыми являются второй зивуг Яакова и Рахель и третий зивуг Яакова и Леи, (производимый) после полуночи, вследствие того, что они от Есода Яакова, который (происходит) со стороны мохин Абы, а не Имы, (мохин) которой – суды, нет умерщвления.
И знай, что в этот третий зивуг включен иной зивуг, хотя мы и не описывали его выше. И известно, что (как у производимого в) предрассветной мгле[1], у него больше (свойства) рахамим, чем у того, который (осуществляется) после полуночи, поскольку (это время) называется почти днем. И тогда Яаков и Лея возвращаются ко второму зивугу, как упомянуто в Зоаре, главе Шмот, стр.10/1. И от этого зивуга выходят только лишь две капли: одна содержит пять хасадим, а вторая содержит пять гвурот. И эти две капли наиболее превосходны чем все упомянутые десять, которые выходят от зивуга после полуночи. И, таким образом, – это двенадцать капель.
И знай, что до полуночи Яаков и Лея находятся от хазе Зеир Анпина и выше, как будет разъяснено ниже о пятом зивуге. А после полуночи они удлиняются и распространяются во весь уровень Зеир Анпина, как упомянуто. И поэтому первое запечатление (рошем) первого Есода, которое было в Яакове до полуночи, не отменяется, поскольку Яаков и Лея после полуночи не возвращаются (к состоянию) ахор бе-ахор, чтобы (можно было) сказать, что их начальные свойства отменились. Но их состояние паним бе-паним все еще остается в их реальности, а их уровень удлиняется больше и они распространяются донизу. И поэтому то, что было у них вначале, не отменяется. И получается, что есть еще десять иных капель, которые вышли из Есода, бывшего до полуночи, но вышли они только после полуночи. И подобно этому есть еще двое других (капель), выходящих там во время предрассветной мглы, и они лучше, чем эти десять. Однако эти двенадцать вторых (капель) – хуже по достоинству, чем двенадцать первых. И возможно, что эти две вторых (капли) предрассветной мглы включатся в десять первых вследствие того, что они более превосходны, чем десять вторых. Вглядись и пойми, что в этом третьем зивуге содержатся четыре зивуга, и из них (выходят) четыре и двадцать капель. И эти четверо определяются (как) один зивуг, и для них всех есть один Есод, из которого они выходят, вследствие того, что двое Есодов, – один уровня полуночи и один после полуночи, – включены друг в друга, и все это – один Есод. А в конце этого толкования, объясним, что такое эти четыре и двадцать капель, и кто их учитель.
186) Четвертый зивуг. Согласно ступени порядка зивугов это зивуг Исраэля и Леи в минху будних дней. И в силу того, что они находятся от хазе Зеир Анпина и выше, там нет места для распространения хасадим и гвурот. Поэтому хасадим собираются в правой руке, а гвурот – в левой руке. И потому называются они только лишь двумя каплями. И поскольку этот зивуг минхи – с Леей, а это суровые суды, поэтому эти капли были свойством двух братьев Папуса и Лолиноса, которые называются “казненными в Лоде”, как известно. И доблесть (Гвура) их ступени – от свойства Исраэль. В действительности там нет очевидного Есода, а поэтому у них нет Есода и особенного учителя.
187) Пятый зивуг. Это последний (зивуг) согласно порядку их ступеней, – (зивуг) Яакова и Леи до полуночи. Это абсолютные суды и называются казненными (в) Бейтаре. Их Есод и учитель – это раби Эльазар из Модиина, казненный там, в Бейтаре, как известно. И знай, что есть различие и отделенность между содержащимися в упомянутых пяти зивугах пятьюдесятью или более каплями и остальными душами. В этих (пятидесяти) есть неизмеримо большее достоинство над всеми остальными душами. И оно в том, что все остальные души приходят от пробуждения нуквы, которая пробуждается к зивугу вначале и страстно желает захара, а после этого пробуждается также и он. Так вот, поскольку не было в захаре пробуждения его желания, но пробужден благодаря ей, поэтому эти капли хасадим и гвурот, которые притягиваются в этом зивуге, не происходят от самого Даат захара, когда оттуда исходит страсть, но протягиваются от хасадим и гвурот, распространяющихся в нем внизу в шести концах после того, как капли облачаются и задерживаются внизу в ВАК. Но эти пятьдесят капель в пяти упомянутых зивугах (исходят) от пробуждения только лишь самого захара. Эти капли семени, излитого напрасно, указывают на то, что душа (нешама) захара (жаждет) совершить зивуг с его нуквой и наделить ее изобилием этих капель, но не находит ее, поскольку его нуква находится тогда внизу в мире Брия, или подобно этому. И тогда они выходят напрасно. Из этого хорошо пойми причину капель, изливаемых напрасно, – как это (возникает). Получается, что поскольку эти капли происходят от пробуждения самого захара, так как пробуждается сам по себе, (то) пробуждение (к) зивугу (возникает) только от моаха Даат. И поэтому эти капли безусловно протягиваются от самого моаха Даат, из находящихся там хасадим и гвурот. И когда протягиваются через шесть концов в нем, не задерживаются и не облачаются там, – проходят только лишь путем перехода, – и остаются в своей первоначальной чистоте. И потому их достоинство над всеми остальными душами неизмеримо велико, до бесконечности.
188) Итак, все, о чем мы говорим, – это только облачения душ, из которых создаются двести сорок восемь органов, а душа облачается внутрь них. И знай, что все облачения – только лишь из (образованных) во время создания ЗОН первичных хасадим, но не из последующих хасадим. И, соответственно, категории душ (во) всех этих вышеупомянутых облачениях, все они тоже из свойства моаха самого Даат, а не от его распространения внизу. Потому (и) даны им эти облачения, что это капли, происходящие из самого Даат. Однако, несмотря на то, что разъяснили мы, что существует сильная связь между всеми этими каплями, вместе с тем, все это (существует лишь) в реальности самих капель, являющихся облачениями. Но сами облачающиеся в них души, – каждая душа из них, – не из одного для всех корня, а из собственного корня. Однако аспект равенства в них в том, что все они – это свойство самого моаха Даат наверху. Но они не связаны вместе, ибо все они не из одного корня.
189) Также знай, что в этих каплях, являющихся категорией облачений, есть внутреннее и внешнее (свойства). Ибо есть капли, которые исходят от самих мохин и облачаются внутрь НЕХИ Абы или Имы, а есть капли, происходящие из внешнего (свойства), являющиеся облачениями этих мохин, и это келим НЕХИ Аба ве-Имы. И обе эти категории относятся как к Зеир Анпину, так и к Яакову. Однако все они – из моаха самого Даат наверху, как упомянуто.
190) И знай, что все эти капли и облачения, – и те, которые в десяти, казненных властями, и в десяти учениках Рашби, и в казненных в Лоде и Бейтаре, – все они от внутреннего свойства. Им соответствуют другие капли, и в свойствах и в количестве, и они от внешнего свойства. Однако не объяснил мне мой учитель, благословенной памяти, их суть, – кто те праведники, которые обрели эти облачения.
191) Знай, что все аспекты этих капель и облачений в речениях пророков образно называются остатком. Но те, что из категории Исраэль, называются остатком Исраэля, как написано в Писании: “Остаток Исраэля не поднимется…”. А те, что из категории Яаков, называются остатком Яакова, как сказано в Писании: “И был остаток Яакова в народах”. И поскольку есть пять свойств в пяти упомянутых зивугах, поэтому, соответственно, в речениях пророков нередко упоминаются остаток Яакова (и) остаток Исраэля. Также остаток упомянут дважды в стихе: “Возвратится остаток, остаток Яакова”, – соответственно остатку Исраэля и остатку Яакова.
192) И разъясним теперь, что такое капли третьего зивуга. Знай, что несмотря на то, что согласно порядку ступеней зивугов капли третьего зивуга величественней, чем четвертого и пятого, тем не менее, что касается их порождений и прихода их в этот мир, они – последние из всех пяти зивугов. И им предстоит придти в последнем поколении, до прихода нашего Машиаха, с Божьей помощью, благословен Он. И вследствие того, что им предстоит придти в этом последнем изгнании, поэтому содержится намек на их приход в пророчестве пророка Йешаяу, мир ему, в стихе: “Пророчество о Думе: “Ко мне взывают из Сеира…”[2]. И уже разъяснено в Зоаре, что в том пророчестве говорится об этом последнем изгнании. А дело в том, что из главы Бо книги Зоар известно, что до полуночи – это “ночь (лейль)[3]“, а после полуночи – это “ночь (лайла)[4]“. И это сущность двух упомянутых групп в третьем зивуге. Все они от зивуга после полуночи, но двенадцать из них – от общности первой половины ночи. И о них пророчествует Йешаяу: Шхина взывает из изгнания в Сеире, являющегося Эдомским изгнанием, и говорит Всевышнему, благословен Он: “Страж, что же с ночью (лайла)?”. Это одна группа из двенадцати капель, которые (происходят) от зивуга после половины ночи, называющейся “лайла”. И, соответственно, (о) другой группе, а это двенадцать капель, которые выходят от зивуга общности первой половины ночи, называемой “лейль”, говорит: “Страж, что же с ночью (лейль)?”. И Святой, благословен Он, называемый стражем, отвечает ей: “Сказал страж: “Наступает утро, но также (еще) ночь (лайла)”. Ибо “наступает утро” – это те порожденные от зивуга в предрассветной мгле, являющейся утром. А о двадцати порожденных от зивуга после полуночи говорит: “Но также (еще) ночь (лайла)”. Также сказано: “Если хотите спросить…”, означающее, что поскольку двадцать четыре капли упомянутых двух групп приходят в последнем поколении, поэтому должны стараться умножить в покаянии, в просьбах и мольбах перед Святым, благословен Он, дабы избавил их от изгнания и спас. И потому в стихе: “Возвратится остаток, остаток Яакова” дважды упомянут остаток, – соответственно двум указанным группам. Как написал я выше, – изучи там.[5]
[1] Досл.: “во мраке утра”.
[2] Пророки, Йешаяу, 21:11: “Пророчество (о) Думе. Ко мне взывает из Сеира: “Страж! Что же с ночью (ми-лайла)? Страж! Что же с ночью (ми-лейль)?”.
[3] Слово “ночь” в мужском роде.
[4] Слово “ночь” в женском роде.
[5] Примечание составителя: “Сказал Шмуэль: необходимо обдумать. Согласно этому толкованию в стихе слово “лейль” должно было предшествовать, будучи вначале него таким образом: “Страж, что же с ночью (ми-лейль)? Страж, что же с ночью (ми-лайла)?”.
Также рекомендуем: “Важность цели – всегда в приоритете“, “Бааль Сулам о структуре души Адама Ришона“, “Зоар о поступи Машиаха“.