Продолжение. Двадцать шестую часть читайте здесь.
Хаим Виталь
Введение двадцать шестое
Оно говорит о сущности душ
181) Знай, что не существует какой-либо души в мире, которая была бы, не приведи Господи, нагой, без некоего облачения, в которое облачена в этом мире. И (на) сущность этого облачения указано в Зоаре, глава Мишпатим, в речениях раби Йева Сава о стихах: “Пища, одежда и супружеская близость” и “Не властен продать, отступившись от нее”[1]. И разъясним сейчас какова сущность этого имеющегося у души облачения. Так вот, все то, что произошло с праведником Йосефом в этом мире с его госпожой, женой Потифара, когда вышли десять капель семени из-под ногтей (его) ног, как сказано в Писании: “И проворны предплечья рук его”, – подобное также случилось наверху с высшим праведником Йосефом, которым является сфира Есод. И когда вышли напрасно эти десять капель, – искры святых душ, – из высшего Есода, захара, и не были приняты в рэхем[2] высшей некевы, ухватились клипот за эти души. И уже сообщил я тебе некоторые свойства парцуфов, имеющихся наверху, находящихся в ЗОН, – во всех этих парцуфах имеется категория Есода. И получается, что из каждого свойства Есода, находящегося наверху, искры душ вышли напрасно, и ухватились за них клипот. Ибо все Есоды указывают на праведника Йосефа. Так вот, наверху есть пять категорий зивугов, и из каждого Есода выходят души.
Этот порядок – соответственно достоинству их ступеней.
Первый зивуг. Это (зивуг) Зеир Анпина, называющегося Исраэль, с его Нуквой, которая называется Рахель. Время этого зивуга – в дополнительную молитву (мусаф) в субботу. Ибо тогда Рахель вырастает во весь уровень Зеир Анпина, – буквально как и он, – и тогда вместе производят зивуг посредством истинного Есода Зеир Анпина.
Второй зивуг. Это зивуг Яакова с Рахель. Его время – в утреннюю молитву (шахарит) будних дней. И он совершает зивуг посредством своего истинного Есода.
Третий зивуг. Это зивуг Яакова с Леей после полуночи. Тогда они оба вырастают и распространяются на уровне всего Зеир Анпина благодаря реальности самого Есода в нем.
Четвертый зивуг. Это зивуг Исраэля с Леей в послеполуденную молитву (минха) будних дней. И она распространяется только на величину верхней половины, до его хазе. Тогда он совершает зивуг с ней в Есоде, который был у него вначале, в Зеир Анпине, который пребывает в стадии только лишь ВАК, как разъясняли мы о сущности молитв.
Пятый зивуг. Это зивуг Яакова с Леей в вечернюю молитву (аравит) в будние дни, и он – в верхней половине Зеир Анпина. И тогда это посредством другого Есода.
182) Таким образом, мы находим пять видов зивугов, им (соответствует) пять видов Есодов, и из всех этих Есодов выходят капли напрасного семени. Однако эти капли – это тайна облачений душ. И знай, что эти облачения всегда остаются слитыми с душами. И это облачение никогда не отделяется от души, которая внутри него, даже после воскрешения. И знай, что так же это во всех видах облачений, которые обретают остальные души.
183) И объясним теперь все эти пять категорий. Первая категория – это зивуг наиболее возвышенный из всех. Это зивуг Исраэля и Рахель, и есть в нем два свойства, что не так в остальных зивугах. И он – в истинном Есоде Исраэля, совершающего зивуг с Рахель. В нем есть пять хасадим и пять гвурот, которые протягиваются туда от мохин Имы, а также – хасадим и гвурот от мохин Абы. Так вот, Есод Абы облачается внутрь Зеир Анпина, достигая и распространяясь буквально вместе с сиюмом Есода Зеир Анпина. А десять гвурот, которыми являются пять гвурот Абы и пять гвурот Имы, – это категория десяти (праведников) казненных властями, души которых облачились в эти капли. Пять гвурот Абы – это раби Акива, раби Шимон бен Гамлиэль, раби Йешавев Софер, раби Ишмаэль бен Элиша, великий коэн, и раби Йегуда бен Баба. И согласно моему скромному мнению, таков в действительности их порядок: раби Акива – это Хесед в гвурот, раби Шимон бен Гамлиэль – Гвура в гвурот, и т.д. И не удивляйся тому, что если душа раби Акивы из корня Каина, а он от Имы, как упомянуто в других толкованиях, (при этом) облачение его души будет от Абы. И подобно этому – в каждом из остальных, соответственно тому, каков он. Знай, что нет в этом строгого соответствия. А причина в том, что уже разъяснили мы в другом месте: как хасадим Имы облачаются в Есод Абы и там называются гвурот Абы. И еще: поскольку все их свойства перемешиваются внутри Есода, есть у Йосефа близость со всеми коленами, ведь он из свойства Есода. А облачения пяти остальных душ (праведников), казненных властями – от гвурот Имы. Так вот, из-за того, что эти десять – это упомянутые облачения от свойств гвурот и судов, поэтому должны были быть казнены, в силу того, что клипот очень (сильно) удерживаются в гвурот, – в частности в каплях напрасного семени, подобных этим, – могучих и великих.
А десять хасадим – это облачения душ десяти мудрецов Рашби, мир ему, упомянутых в Зоаре, в (главе) “Идра раба кадиша[3]” в отрывке исправлений. И это сын его раби Эльазар, раби Аба, раби Йегуда, раби Ицхак, и т.д.[4] И будучи свойством хасадим, они не должны были быть умерщвлены, поскольку клипот не удерживаются в них. Однако трое товарищей, которые умерли в Идра раба кадиша, – и это раби Йоси бар Яков, раби Хизкия и раби Йеса, – они были свойствами трех раскрытых хасадим Имы, распространяющихся в Тиферет, Нецах и Ход Зеир Анпина, ибо они поднялись наверх как свечение в Зеир Анпине, как нами разъяснено. И потому эти трое товарищей тогда ушли и поднялись наверх.
Так вот, Рашби, – сам по себе категория Есод, из которого выходят те десять капель, а потому должен был обучать их Торе и исправлять их. Однако у десяти гвурот, которыми являются десять казненных властями, не нашли мы особого учителя, который учил бы их всех. И причина этого в том, что разъяснено у нас о тайне тфилин, изготовленных соответственно мнению рава Тамы, благословенной памяти, на стих: “А уповающего на Господа – милость (хесед) окружает его”. Ибо все хасадим Абы не находятся внутри Есода Абы вследствие того, что это узкое место. И поэтому выходят наружу и окружают Есод Абы снаружи. И получается, что хасадим Абы находятся внутри Есода Имы, облачающего Есод Абы. Что не так у гвурот, так как они разделены: одни в Есоде Абы, а другие – в Есоде Имы. И поэтому невозможно назвать, обозначить и установить для них одного учителя, и одну общую основу (есод) в обучении для всех. И знай, что из ответа моего учителя, да будет упомянут он к жизни будущего мира, увидел я, что это только при жизни в (этом) мире. Соответственно, по аналогии с этим смыслом, я (предположил), что раз так, пусть будет для них два учителя, исходя из двух основ (есодот). (Учитель) отказал мне в объяснениях и не захотел мне отвечать. Видимо, не захотел раскрывать все относящееся к этому, и я не знаю причины. И знай, что поскольку эти десять учеников Рашби из свойства хасадим, и, в частности, – от наивысшего из всех зивуга у Исраэля с Рахель, поэтому удостоились, чтобы разъяснились и раскрылись для них все тайны Торы, – и совершенно не вследствие страданий. (Это) то, чего не будет до поколения царя Машиаха, как упомянуто в Зоаре в нескольких местах.
184) Второй зивуг. Это (зивуг) Яакова с Рахель. И известно, что в Рахель суды не так многочисленны, как в Лее. И также Яаков, – только лишь от свечения мохин Абы, которые внутри Зеир Анпина. И поэтому в его Есоде только пять хасадим и пять гвурот самого лишь Абы. Так вот, свойство этого Есода – это Рабейну а-кадош[5], благословенной памяти. Ряд его последователей, сподвижников и учеников его школы – это капли вышедших из него хасадим и гвурот. И это раби Хия, раби Ошиа, бар Капора, Леви бар Сиси, раби Ханина бар Хама, Рав и т.д.
[1] См. Зоар, глава Мишпатим, статья “Старец”, п.п.45-50, 68-72.
[2] Досл.: матка, чрево.
[3] Обычно переводится как “Большое святое собрание (идра)”. Слово “идра” с арамейского можно перевести также как “чудо” и как “истолкование”.
[4] Примечание составителя: “Сказал Шмуэль: необходимо обдумать слова моего учителя, благословенной памяти. Ведь мудрецов Рашби, мир ему, было только лишь девять. (Они) упомянуты в начале Идры раба, стр.127/2, следующим образом: “Учили пред раби Шимоном назначенные товарищи, и по именам это: первый – раби Эльазар, сын его, второй – раби Аба, третий – раби Йегуда, четвертый – раби Йоси бар Яаков, пятый – раби Ицхак, шестой – раби Хизкия бар Рав, седьмой – раби Хия, восьмой – раби Йоси, девятый – раби Йеса…”, и т.д. И есть еще (упоминание) в конце Идры, стр.144/2, а именно: “И сказал о них раби Шимон “Всемером мы – глаза Всевышнего, как написано: “Эти семеро – очи Творца”, – о нас сказано”. Сказал раби Аба: “Мы шестеро – искры, которые светят от седьмой. Ты – седьмая (искра) меры”. И это после того, как умерли трое из них. Таким образом, ясно, что их только лишь девять. А если сказать, что там вместе с Рашби их десять, – это тоже невозможно, когда учитель наш, благословенной памяти, уже написал, что сам Рашби – это собственное свойство Есода, и он не в общности десяти хасадим. И необходимо обдумать это. И, быть может, мы могли бы превозмочь себя и объяснить, (что) восьмой с ними – раби Йеса Зута, который затем присоединился к ним. Как сказал ему раби Аба: “Позволим, да будет раби Йеса присоединен к нам…”. И еще есть в главе Трума, стр.154/1, подтверждение наших слов, а именно: “И я, – кто дает мне…, как написано: “Я – кто я среди них?”. Раз так, это служит подтверждением того, что рав Йеса восполнил миньян (до) десяти, кроме Рашби. Так представляется мне по моему скромному мнению”.
[5] Досл.: “Святой учитель наш”. Возможно имеется в виду рав Йегуда а-Наси.
Также рекомендуем: “Четыре стадии постижения“, “Лавка открыта и пишет рука“, “Рабаш: коротко об основах“, “Учение о десяти сфирот, часть двенадцатая“.