Книга «Зоар c комментарием Сулам» – это адаптация Зоар для нашего поколения.

Этот проект имеет своей целью создание полного перевода книги "Зоар" с комментарием "Сулам" на русский и украинский языки с последующим ее изданием в печатном и электронном форматах. Организация и финансирование проекта осуществляется группой энтузиастов из разных стран мира, осознающих важность распространения каббалы для дальнейшего развития человечества

Врата кругооборотов. Часть двадцать пятая

Продолжение. Двадцать четвертую часть читайте здесь.

Хаим Виталь

(172) И из этого разъясним причину, – почему грешники забывают свое имя. Итак, выше разъяснено, что нет какой-либо души в мире, у которой бы не было бы некоего облачения клипы от скверны змея. И эта клипа стала тайной злого начала, входящего в человека со дня рождения, – ведь из-за греха Адама Ришона прилепляется к нему и укореняется (в нем) злое начало. И со времени прегрешения Адама Ришона и далее эта клипа (сосуществует) вместе с этой душой, вплоть до того, что они вдвоем, – душа и клипа, – становятся как некое тесто, замешанное из крупы и отрубей, абсолютно связанных вместе. И из этого пойми тайну того, почему у злого начала есть настолько (большая) сила склонить человека, чтобы вести его по пути зла: в силу того, что оно полновластный “хозяин дома” внутри тела человека. Таким образом станет понятным, что не все клипот равны, ибо каждая клипа – это искра нефеш зла ситры ахра из частного органа двухсот сорока восьми органов нечистого, грешного Адама. (Это) подобно тому, что разъяснено в предыдущих толкованиях по вопросу об искрах душ святости: каждая – из искры частного органа в высшем святом Адаме. И как у каждой из святых душ есть известное имя, соответствующее свойству органа, из которого она высечена, – как сказали учителя наши, благословенной памяти, о стихе “Который произвел опустошение на земле”: “Не читай “опустошение”, но “имена”, – так же у каждой искры в клипот есть известное относящееся к ней имя. И находим, что злое начало в одном человеке не подобно злому началу другого человека. И получается, что когда рождается человек, и отец и мать называют его неким пришедшим им на ум именем, они не называют его наугад и случайно, поскольку Святой, благословен Он, вкладывает это имя, которым именуется эта душа, в уста их, как сказано в Писании: “Когда там имена на земле”[1], – соответственно месту органа в высшем Адаме, из которого она высечена. И это имя записывается наверху в престоле славы, как известно. И потому сказали мудрецы наши: “имя геров”. Также это было причиной для раби Йеошуа бен Корха и раби Меира проверять имя. Так вот, одно соответственно другому создал Всесильный. И как существует постоянное имя у души святости в человеке, и это имя, которым назвали его отец и мать во время рождения, так же имеется постоянное имя у клипы, являющейся злым началом, входящим в человека со дня его рождения. И получается, что у каждого человека есть два имени, – одно со стороны святости, а другое со стороны клипы. Так вот, если человек будучи при жизни, живя в этом мире, сможет познать и постичь каково имя этой клипы в нем, то сможет выяснить откуда она высечена, и каково это свойство в нечистом Адаме. И благодаря этому узнает место повреждения и сущность исправления, которое ему необходимо. И станет возможным в легкости исправить этот ущерб. А благодаря этому эта клипа будет отделена от него при жизни с легкостью, и совершенно не будет необходимости отделять ее от него посредством суда в могиле. И потому когда умирает праведный человек, они (ангелы) не спрашивают у него, каково его имя от ситры ахра. Ибо поскольку при жизни старался и претерпевал страдания для отделения от него этой клипы, с большой легкостью завершается (ее) отделение посредством суда в могиле. Но грешник, который наоборот, стал причиной (ее) связи с ним в великой силе, нуждается в больших наказаниях и ударах суда в могиле, чтобы она отделилась от него. А если бы при жизни узнал свое имя из ситры ахра, исправил бы это при жизни с большой легкостью. И поэтому бьют его, энергично избивая, поскольку не узнал это имя, и не стремился узнать его при жизни, ведь не желал усердствовать в своих действиях подобно тому, как старался праведник.

(173)[2] Сущность суда в могиле уже разъяснена выше, и смотри там. И разъяснили мы там, что в результате греха Адама Ришона возникло смешение добра и зла во всех душах. И подобно это тому, что объяснено по вопросу Каина и Эвеля. Так вот, это тайна стиха: “И наречет Адам именами…”. Ибо как назвал (создания) со стороны святых душ, так же назвал их души со стороны имен клипы. Когда прегрешил Адам Ришон в Древе познания добра и зла, этим стал причиной того, что как высекается нефеш для человека из материала святости, так же высекается ему нефеш со ступени клипы. И уже известно тебе, что в мире Асия зло превышает добро и они смешаны, в Ецира они равны и смешаны, а в Брия добро превышает зло и они не смешаны.

(174) Так вот, существуют люди, у которых есть нефеш от Малхут де-Асия в клипе, а существуют такие, в которых есть НАРАН из клипот. Однако те, кто не настолько грешны, – они еще не обрели нешаму из клипот, и их исправление возможно. И благодаря раскаянию могут исправиться, а когда перевоплотятся в этом мире и получат свое наказание, будут подобны Йероваму бен Навату и его товарищам, у которых нет доли в будущем мире. И это (проявится в том), что их души поднимутся наверх в свойстве МАН не к высшему зивугу Аба ве-Имы, называемых будущим миром, а поднимутся в свойстве МАН (только) к зивугу ЗОН. Но у тих, в ком есть НАРАН из клипот, должны перегнить их кости и быть пожрана их плоть. И это тайна Рут и Орфы, когда Орфа возвратилась к народу своему и богу своему. И также это тайна отрывка: “Глупец сложил руки и пожирает плоть свою”, – это руах и истребляет сам себя. И чтобы отделить от них эту нефеш необходим процесс суда в могиле, и колотят их, дабы отделить от них эту нефеш. И даже в земле Исраэля есть немного от суда в могиле вследствие того, что рожденные в земле Исраэля приходят к своему разделению. И это зависит от действий человека, – либо к добру, либо ко злу.

(175) И знай, что всякий, в котором есть зависть в вопросах небес, о нем сказали учителя наши: “Человек ревнует[3] свою жену только если входит в него дух чистоты”. Но те, в ком имеется зависть в вопросах мирских, это в них вследствие того, что та зависть протягивается от внешних. И поэтому кости их сгнивают. Как сказано в трактате Шабат от (имени) раби Ахая бар Йешая об отрывке “А тлен костей[4] – зависть”: “Но завидующий в делах мирских кости его сгниют и моль изъест их”.

(176) И тайна этого, как я поведал тебе, в том, что в святости это триста семьдесят (ש”ע) светов, и когда становятся тремястами семьюдесятью восьмью светами, тогда они в гематрии “хашмаль (חשמל)”[5] и “мальбуш (מלבוש)”[6]. Ибо из этих трехсот семидесяти восьми светов создается нечто вроде облачения и окружающего покрытия на четыре мира АБЕА. И благодаря этому внешние в этих светах не властвуют. И известно то, что каждое из этих четырех облачений для четырех миров АБЕА плотнее другого. А у Асия – плотнее всех, вследствие того, что там основное удержание клипот, и необходимо, чтобы (покрытие) было наиболее плотное, чем остальные. Так вот, подобно тому, как есть триста семьдесят светов в святости, есть они и во внешних. Но называются наоборот: “моль (аин-шин ע”ש)”[7]. И это тайна отрывка: “Ибо как одежду изъест их моль”. “Моль изъест их”, – она пожирает, и гниют кости мертвого.

Также в святости есть тола (תולע) являющийся конешилевым червем[8], в тайне: “Не будет казаться Яаков червем”. И это имя “АБГИТАЦ (אבגיתץ)”[9], в гематрии соответствующее “тола”; и это тайна Хеседа в семи именах сорокадвухбуквенного имени. И это коэн, и это: “И “дает” коэну силу и существование…”, а слова “и дает (ונתן)” – в гематрии упомянутое имя. Также это в гематрии “бык (שור)”[10], что восходит к сказанному в Гмаре: “Черный бык в дни Нисана”, вследствие того, что сорокадвухбуквенное имя – это сильная Гвура. Однако, соответственно, есть тола в клипот, который пожирает в могиле плоть умершего, что восходит к сказанному: “Глупец сложил руки и пожирает плоть свою”, и к сказанному: “Если будут (грехи) красными как тола, станут (белыми) как шерсть”. Но тот, кто был праведником в этом мире, может исправить все, будучи при жизни в этом мире, подобно раву Ахае бар Йешая, в котором не было зависти к мирским делам, протягивающейся от клипот. И поэтому не властвовали в нем по его смерти внешние, – ни червь, ни моль. И у Давида, мир праху его, сказано: “Даже плоть моя будет пребывать в упокоении”. Пока не найдешь, что оказываются те четверо, несмотря на то, что умерли, – умерли только лишь по вине змея, как нами разъяснены эти вопросы.

[1] Другое прочтение стиха: “Который произвел опустошение на земле”.
[2] Сказал Шмуэль: “Нашел я еще и другое Введение (учителя), благословенной памяти, по вопросу суда в могиле, – весьма хорошее”.
[3] Так же – “завидует”. Слово “קנאה” имеет два значения: “зависть” и “ревность”.
[4] Так же – “сущности”.
[5] Блеск, сверкание.
[6] Облачение, одеяние.
[7] То же числовое значение, – триста семьдесят.
[8] Также “конешиль” – красная краска, добываемая из некоторых насекомых.
[9] Аббревиатура из первых букв шести слов первой строфы молитвы “Ана бе-коах”. Эта молитва состоит из сорока двух слов, разделенных на семь строф. Каждая из строф соответствует одной сфире де-гуф. Считается, что первые буквы сорока двух слов молитвы соответствуют буквам сорокадвухбуквенного имени Всевышнего.
[10] Все эти слова имеют числовое значение 506.

Читать далее…

Также рекомендуем: “Бааль Сулам о вскармливании клипот“, “Рабаш о духовной работе человека на растительном уровне“, “Зоар об ущербности и вреде гнева“, “Хаим Виталь о сути пророчества“.