Книга «Зоар c комментарием Сулам» – это адаптация Зоар для нашего поколения.

Этот проект имеет своей целью создание полного перевода книги "Зоар" с комментарием "Сулам" на русский и украинский языки с последующим ее изданием в печатном и электронном форматах. Организация и финансирование проекта осуществляется группой энтузиастов из разных стран мира, осознающих важность распространения каббалы для дальнейшего развития человечества

Зоар о духе и душе

Глава Ахарей мот

Душа и дух

215) «Сказал ему рабби Аба: “Душа моя, стремился я к Тебе ночью, и дух мой, я буду искать Тебя внутри себя”[1]. Спрашивает: “Душой моей ночью”, – следовало сказать”», то есть: «Душой моей ночью, и духом моим я буду искать Тебя». «”И также: “Я буду искать Тебя”1, “будет искать Тебя”, – следовало сказать”», ведь это указывает на дух его? «Сказал ему: “Ведь уже объяснялось, что это как сказано: “В чьей руке душа (нефеш) всего живого и дух (руах) всякой плоти человеческой”[2]». То есть «душа моя»1 и «дух мой»1 – это не названия того, что в нем самом, а два света руах и нефеш, облаченные в гуф, как он объясняет дальше.

216) «”Смотри, душа и дух (нефеш и руах) всегда действуют вместе. Мы учили, что совершенное служение, которым человек должен служить Творцу, это то, что мы учили: “И возлюби Творца Всесильного твоего всем сердцем твоим и всей душой твоей, и всем достоянием твоим”[3]. Чтобы он любил Творца именно любовью души. И это совершенная любовь, любовь души и духа. Как эти” душа и дух “соединились с телом, и тело любит их, так должен соединиться и человек, любя Творца и сливаясь с Ним, как в любви его души и духа. И это смысл слов: “Душа моя, стремился я к Тебе ночью”1, то есть, “именно “душа моя”1», которая облачена в тело.

217) «”И дух мой, я буду искать Тебя внутри себя”1, – т.е. я сольюсь с Тобой ночью в великой любви. Ведь человек должен вставать каждую ночь из любви к Творцу, чтобы заниматься служением Ему, пока не пробудится утро и не протянет Он над ним нить милости. И мы учили, что счастлива доля человека, который любит Творца этой любовью. И ради этих истинных праведников, которые так любят Творца, существует мир, и они управляют всеми суровыми приговорами наверху и внизу”».

218) «”Мы учили, что праведник, который духом своим и душой своей соединяется наверху со святым Царем в подлинной любви, управляет на земле внизу, и всё, что он постановил для мира, осуществляется. Откуда нам это известно? От Элияу, как написано: “Как жив Творец Всесильный Исраэля, пред которым я стоял, что не будет в эти годы ни росы, ни дождя, но только по слову моему”[4]».

219) «”Смотри, в час, когда святые души нисходят сверху вниз, а праведники мира притягивают их от Царя с Царицей”, т.е. от зивуга ЗОН, “то мало их”, удостоившихся этого, “ведь в тот час, когда спускается (душа) в мир, она предстает пред Царем” и служит Ему, “и Царь желает созерцать ее”. А потом она спускается в мир. “Как мы объясняли, что в час, когда Творец вдохнул дух в каждую” душу “и в каждого ангела небесного, все воинства были сотворены и завершены в своем создании. Это смысл слов: “(Словом Творца небеса сотворены), и дуновением уст Его – все воинство их”[5]. А есть из них”, из душ, “такие, которые задерживаются”, и стоят пред Творцом, как мы сказали, “пока Творец не спускает их вниз”».

220) «”И мы учили, что со дня сотворения мира” души великих праведников “стоят пред Творцом, дожидаясь пред Ним. И Творец созерцает их, пока не наступает время опустить их на землю”, т.е. для облачения в тело. “И они правят наверху и внизу. Это смысл сказанного: “Как жив Творец Всесильный Исраэля, пред которым я стоял”4. “Пред которым я стою”, – не сказано, но “пред которым я стоял”4, – т.е. прежде, чем спустился в этот мир. “Затем он вернулся на свое место” в небеса, “и вознесся в свою обитель. А другие” души “не возносятся” на свое место, “пока не умрут. Ибо они не стояли до этого” пред Творцом на таком уровне, “как другие”, т.е. Ханох и Элияу, которые удостоились вознестись на свое место при жизни. “И потому Элияу стал посланцем и ангелом наверху”, и так же – Ханох. “И это те, что прилепились к Царю более всего”», т.е. больше, чем ангел.

221) «”Я нашел в книге Адама Ришона, что все высшие святые духи”, т.е. ангелы, “исполняют поручение Творца, и все они исходят от одного места. А души праведников исходят от двух ступеней, включенных в одну, и поэтому они поднимаются выше” ангелов, “и ступени их выше”, чем у ангелов. “И это так. И все те, что были упрятаны там, низошли и поднялись при жизни, подобно Ханоху, не знавшему смерти. И мы уже объясняли это в отношении Ханоха и Элияу”».

Объяснение. Ты уже знаешь, что в Малхут есть две точки – манула и мифтеха, и все света притягиваются только через свойство мифтеха, а точка манулы скрыта в ней. И поэтому (Малхут) называется Древом познания добра и зла, ибо люди, и они происходят от Малхут, если удостоился человек и не грешит, – то это добро, поскольку точка манулы не раскрывается, и он удостаивается всех светов. А если не удостоился, – то зло, так как раскрывается над ним точка манулы, и тогда уходят все света. И по этой же причине приходит к каждому человеку смерть, потому что Сатан, являющийся ангелом смерти, пробуждает над человеком точку манулы, и свет жизни уходит из-за нее. И все это уже выяснялось ранее.[6]

Однако ангелы происходят только от точки мифтехи, и нет в них ничего от точки манулы, и поэтому ангелы не умирают. И это смысл слов: «Что все высшие святые духи», то есть все ангелы, «исходят от одного места», то есть только от одной точки, мифтехи. «А души праведников исходят от двух ступеней, включенных в одну», то есть от двух точек, манулы и мифтехи, включенных в одну, в мифтеху, и точка манулы скрыта в ней и не различима, как мы уже говорили.

И есть в ангелах достоинство, которого нет в людях, ведь ангелы не умирают, тогда как люди, из-за того, что состоят также и из точки манулы, они умирают из-за нее. Но есть достоинство в людях, которого нет в ангелах, поскольку на ангелах не лежит обязанность исправления, так как мифтеха не нуждается ни в каком исправлении, будучи свойством Бины, а вся суть ее предназначена лишь для того, чтобы исправить манулу. И поэтому они всегда находятся на одной ступени, на которой созданы, и не свойственны им подъемы и уровни. Тогда как на людей, включающих в себя манулу, возложено всё исправление, и поэтому, когда удостаиваются, они восходят в подъемах и постигают ступени. И это смысл сказанного: «И поэтому они поднимаются выше», потому что люди восходят в подъемах, «и ступени их выше», так как они продвигаются от ступени к ступени, чего нет у ангелов.

Но есть великие души, в которых свойство манулы скрыто настолько сильно, что не способно раскрыться никогда, и они не умирают. И это смысл сказанного: «И все те, что были упрятаны там», то есть свойство манулы скрыто и упрятано в их корне, «низошли и поднялись при жизни, подобно Ханоху, не знавшему смерти», как уже было выяснено.

222) «”И мы учили, что сто двадцать пять тысяч ступеней для душ праведников поднялись в желании” Творца “перед сотворением мира. Творец призывает их в этот мир в каждом поколении. И они поднимаются и парят по миру, и завязываются в узел жизни”, Малхут, “а в будущем Творец должен будет с их помощью обновить мир. О них написано: “Ибо как небеса новые и земля новая, которые сотворю Я, упрочены будут предо Мной”[7]».

Объяснение. Ступень не считается полной до тех пор, пока не будет в ней пяти ступеней нефеш-руах-нешама-хая-ехида (НАРАНХАЙ), у каждой из которых есть пять частных ступеней НАРАНХАЙ, а у каждой из частных ступеней есть пять своих частных ступеней НАРАНХАЙ. И вместе это – сто двадцать пять ступеней. И это смысл сказанного: «Сто двадцать пять…».

[1] Пророки, Йешаяу, 26:9. «Душа моя, стремился я к Тебе ночью, и дух мой, я буду искать Тебя внутри себя, ибо когда правосудие Твое на земле, живущие во вселенной научатся справедливости».
[2] Писания, Иов, 12:10. «В чьей руке душа всего живого и дух всякой плоти человеческой».
[3] Тора, Дварим, 6:5. «И возлюби Творца Всесильного твоего всем сердцем твоим и всей душой твоей, и всем достоянием твоим».
[4] Пророки, Мелахим 1, 17:1. «И сказал Ахаву Элияу Тишбиянин из жителей Гилада: “Как жив Творец Всесильный Исраэля, пред которым я стоял, что не будет в эти годы ни росы, ни дождя, но только по слову моему”».
[5] Писания, Псалмы, 33:6. «Словом Творца небеса сотворены, и дуновением уст Его – все воинство их».
[6] См. Зоар, главу Ваеце, п.23. «”От силы света Ицхака” – святости, “и осадков вина” – клипот, из них обоих “выходит одна сложная форма”, состоящая из добра и зла…».
[7] Пророки, Йешаяу, 66:22. «Ибо как небеса новые и земля новая, которые сотворю Я, упрочены будут предо Мной, – слово Творца, – так упрочено будет семя ваше и имя ваше».

Также рекомендуем: “Распорядок учебы каббалиста“, “Благословение в совершенстве постижения“, “Рабаш о милосердии,  любви и вечности“, “Бааль Сулам о достижении свойства обсолютной любви Творца“.