Йегуда Ашлаг (Бааль Сулам)
Учение о десяти сфирот, часть седьмая
Вопросы и ответы о значении слов
49) Что такое вскармливание клипот
Сущность материала клипот – это абсолютное зло, что означает, что недостойны они получать вообще, так как они из стадии халаль пануй (пустого пространства), означающей сокращенную бхину далет, которая не получает ничего от высшего света. И оказывается поэтому, что она – стадия материала без жизни вообще. Однако после разбиения келим, по причине смешавшихся в них добра и зла упали эти келим в клипот, и создалась в них живая душа. Так как, несмотря на то, что исторглись света из келим, все же остались в них остатки светов. И эти остатки стали свойством “неиро дакик (малое свечение)”, освещающим и питающим клипот. И из этого создалось в них строение парцуфов и миров, таких же, как БЕА святости. Однако это было достаточным для сущности их строения. Но после греха Древа познания добра и зла, а также когда люди грешат, – они этим создают (возможность) роста жизненности и изобилия в ситре ахра, – в соответствии с мерой ослабления, причиненного святости.
Ибо тело человека – из не выясненных сигим (примесей, отбросов) мэлахим, и это смесь добра и зла в тайне (изречения): “Диким ослом рождается человек”. И когда (человек) очищает тело свое и отделяет зло от себя, тогда получает высшее свечение (от) его нешама и нефеш в соответствии с мерой своего очищения. А затем, когда оказывается грешником, света уходят, – буквально как происходит при разбиении келим: когда была бхина далет примешана в келим, был вынужден свет исторгнуться, и келим упали в клипу и создалась в них жизнь, как написано выше. Такова действительность в то время, когда человек грешит. Это означает: когда снова примешивает (прежнее) зло, от которого уже (ранее) очистил себя и отделил его от своего тела, – тотчас уходят высшие света из нефеш его, а облачения этих светов падают в клипот.
И в этом тайна погони злого начала и ситры ахра за совращением праведников и прилеплением к святости, поскольку нет в них другой жизни. Но в увеличении добра и святости – приумножение их (праведников) жизни, а именно, – каждый, кто более велик, – есть в нем больше добра и святости. И оказывается, когда ситра ахра соблазняет грехом, и добро и святость уходят из основания его (праведника), – облачения их падают в части клипот, ведь есть для них от этого увеличение изобилия жизненности в большей степени. И поэтому каждый более великий, чем его товарищ, – (злое) начало его больше, чем его (товарища), ибо ситра ахра преследует его больше.
Также рекомендуем: “Клипа предшествует плоду“, “Что означает день и ночь в работе“, “Зоар: сотворение, падение и возрождение человека“, “Свет и тьма“, “Стыд в духовной работе“, “Исправление общего и частного“.