Окончание. Первую часть читайте здесь.
Учение о десяти сфирот, часть тринадцатая
Ор пними к п.114 (извлечение)
Однако пока что мы не исполнили обещание разъяснить написанное равом, что белизна – это корень свечения Хохмы в сэарот. Сказано равом (в п.156): “И будучи временем желания, тогда светят тринадцать белых (тропинок) в тринадцати прядях, и тогда убираются пряди сверху над мэцахом и паним… и свет светит в тринадцати исправлениях дикны”, – изучи там внимательно. Таким образом, белизна – это корень свечения Хохмы сэарот рош и дикны благодаря раскрытию света паним Арих Анпина. И следует понять вопрос белизны в дополнительной глубине.
Вначале необходимо хорошо понять сказанное равом выше (часть одиннадцатая, п.137) о тайне “рощи тенистой (מצל)”. И его слова таковы: “Так вот, вначале входит Хохма, затем Даат, а после этого – Бина. Это три буквы целема захара. Раз так, будет порядок: мэм-цади-ламэд, – Хохма, Даат, Бина. И это называется у Йехезкеля “красивыми ветвями и рощей тенистой (מצל)”, – Зеир Анпином, именуемым ливанским кедром”. Изучи там. И, на первый взгляд, странно то, что Зеир Анпин, являющийся ветвью Бины, будет отдавать свечение Хохмы своему корню, являющемуся Биной, – почему порядок здесь противоположен?
А дело в том, что есть здесь большая и величественная особенность, проистекающая из десяти сфирот прямого света. И следует, чтобы ты досконально вспомнил разъясненное выше в объяснении этих десяти сфирот (часть первая, ОП, гл.1, п.50 со слов: “Смысл обязательности”), – изучи там все продолжение. Разъяснено там, что стадия притяжения хасадим от Создателя называется сфирой Бины прямого света. А после того, как создана Бина, когда притягивается свечение Хохмы в свете хасадим, это притяжение называется сфирой Зеир Анпина прямого света. Ибо это изменение в свете хасадим, когда (он) получает свечение Хохмы, отделяет хасадим от Бины, и это называется Зеир Анпином, – смотри там. Таким образом, сама по себе сфира Бина – это только свет хасадим, без Хохмы. А хасадим вместе со свечением Хохмы – это Зеир Анпин. Однако после того, как Зеир Анпин создан, Бина должна получать внутрь себя также и свечение Хохмы от сфиры Зеир Анпина снизу вверх, хотя у нее нет заинтересованности в этом свечении Хохмы, поскольку она пребывает в тайне (состояния) “Ибо желает благодеяния он”. И получается, что из-за этого свойства свечения Хохмы ветвь превращается в корень. Ибо место свечения Хохмы – в Зеир Анпине, а Зеир Анпин светит Бине снизу вверх от своего свойства свечения Хохмы. И помни это постоянно, так как это ключ ко всем мохин Ацилута.
Из этого пойми то, что иногда рав говорит, что свет Бины – это полностью милосердие, и в ней обычно нет никаких судов, а из любого места, в котором распространяется свет Бины, убегают внешние. А иногда говорит, что в ней укоренены суды, как написано в Зоаре. И вместе с вышесказанным пойми хорошо то, что со стороны ее самой, а это свойство хасадим без Хохмы, нет никаких укорененных в ней судов, а наоборот, – в любом месте, где распространяется ее великий свет, оттуда убегают внешние. Однако от свойства свечения Хохмы, которое получает от Зеир Анпина снизу вверх, – в ней укореняются суды. И пойми это хорошо.
Также хорошо пойми вопрос спуска некудот де-САГ ниже табура АК, когда благодаря этому спуску присоединился к ним аспект нижней хэй де-АК, а потому образовалось новое сокращение в тайне подъема нижней хэй в эйнаим, которое вывело АХАП всех ступеней наружу. И это тайна (изречения): “И пошли они обе”, ибо две хэй соединились друг с другом, как написано в части седьмой, – смотри там. И в действительности (здесь) имеется трудность: как возможно, чтобы некудот де-САГ соединились с нижней хэй де-АК, и уменьшились в силу этого, в то время как это свет хасадим. Ведь таамим де-САГ не опустились ниже табура, поскольку в них имеется свойство АБ, но некудот де-САГ, будучи в свойстве света хасадим, могли спуститься ниже табура, как написано выше (часть шестая, ОП, п.1 со слов: “И его САГ”), – изучи там. А раз так, – почему в результате уменьшились, хотя известно, что никакие суд и авиют не могут властвовать в свете хасадим, ведь на него не было сокращения вообще?
Вместе с изложенным пойми хорошо то, что аспект нижней хэй, которая соединилась с первой хэй, то есть с некудот де-САГ, в сущности был не их свойством, а свойством свечения Хохмы, которое обязательно имеется там от свойства Зеир Анпина прямого света. Это свечение безусловно находится в ней (т.е. в первой хэй), но оно не проявляется в ней из-за того, что оно не от ее свойства и оно не относится к ней. Однако поскольку оно находится в ней, становится это свечение местом удержания для нижней хэй НЕХИ де-АК, когда (нижняя хэй) может присоединиться туда в тайне (изречения) “И пошли они обе”. И отсюда и далее укореняются в ней суды, – то есть вследствие присоединения к ней нижней хэй.
И из этого лучше пойми вопрос исправления мэм де-ЦЕЛЕМ в силу крумы де-авира, который разъяснен выше. Экран в пэ Атика отделяет ГАР Бины от ЗАТ Бины вместе с этой крумой. Ибо этот экран стоит под ГАР Бины в тайне небосвода, отделяющего воды от вод, когда ГАР Бины устанавливаются в свойстве высших вод внутри мэм, ограничивающей их при подъеме этой мэм выше Есода, чтобы не получали внутрь них свечение Хохмы даже во время гадлута. Это означает, что она не получает ничего от Есода, ни в катнуте, ни в стадии гадлута, как сказано выше (в ОП, п.97 со слов: “Бина Атика”, – см. там). Ибо все это исправление – в том, чтобы отделить ГАР Бины, дабы не было у нее никакого соединения с ЗАТ прямого света и не получала бы более никакого свечения Хохмы от них. И пойми (это) хорошо.
И известно, что процесс этого исправления мэм-ламэд-цади де-ЦЕЛЕМ имеет обыкновение только во время подъема парцуфов на (свою) высшую ступень, – то есть в то время, когда Арих Анпин соединяется с Атиком в один парцуф, Аба ве-Има поднимаются в ГАР Арих Анпина, а ИШСУТ соединяются с ними в один парцуф, и так же – Зеир Анпин с Аба ве-Имой. То есть – во время свечения высших АБ-САГ, когда на время зивуга отменяются парсаот и каждый нижний объединяется со своим высшим, ибо второе сокращение нижней хэй в эйнаим тогда аннулируется. И поскольку любой нижний – это АХАП высшего, оказывается он тогда объединенным с высшим, являющимся его ГЭ. И для (такой стадии) характерен фактор мэм-ламэд-цади де-ЦЕЛЕМ, указывающий на то, что это изменение, – отмена парсы и спуск нижней хэй из эйнаим, – никак не действует в мэм де-ЦЕЛЕМ каждого парцуфа. Однако в ламэд, находящейся в нем, различается спуск нижней хэй в тайне выхода йуд из воздуха, оставляющего свет. Между тем, мэм де-ЦЕЛЕМ как и прежде остается в свойстве воздуха, то есть остается в свойстве укрытых хасадим без какого-либо изменения. Однако в свойстве постоянных мохин всего парцуфа, – то есть подобно тому, как рав разделяет их относительно уровней МА, когда Атик берет Кетер де-МА, Арих Анпин – Хохму де-МА, Аба ве-Има – Бину де-МА, а Зеир Анпин (пребывает) в свойстве нефеш-руах де-МА, – со стороны этих мохин они считаются не в ЦЕЛЕМ, а в аспектах самэх и закрытой мэм. Ибо рош Арих Анпина относительно Атика – это только Бина и ЗОН, то есть его АХАП, которые называются нижней половиной Кетера, когда их Бина разделена только в соответствии с самэх и закрытой мэм. Ведь ее ХАБАД ХАГАТ – это свойство ГАР Бины, которые называются высшими Аба ве-Имой. А категория ЗАТ Бины называется закрытой мэм по той причине, что от ЗАТ Бины и ниже уже властвует экран высшего, и они в свойстве ВАК без рош. И это то, что написано равом, что авира называется укрытым моахом, находящимся в гальгальте, то есть она является закрытой мэм.
И получается, что корень Арих Анпина с точки зрения постоянного состояния не называется тремя рошим в тайне мэм-ламэд-цади, а только лишь гальгальтой и моха стимаа, ибо моха де-авира тогда не проявляется. Но гальгальта – это самэх, и это категория ХАБАД ХАГАТ и высшие Аба ве-Има, – а именно до крумы де-авира. Но от крумы де-авира и ниже – это категория закрытой мэм, называемой моха стимаа. И подобны этому Аба ве-Има, облаченные от гарона Арих Анпина и ниже: Аба ве-Има считаются свойством самэх, то есть ХАБАД ХАГАТ Бины, как сказано выше. А от хазе (Арих Анпина) и ниже они считаются свойством закрытой мэм.
Однако во время свечения высших АБ-САГ, когда капля АБ аннулирует парсаот, и трое рошим Арих Анпина поднимаются и присоединяются к их ГЭ, находящихся в РАДЛА, тогда раскрывается это исправление мэм-ламэд-цади, указывающее, что фактор аннулирования парсы не достигает ХАБАД гальгальты, – только ее Зеир Анпина, который называется “моха де-авира”. И таким же образом в высших Аба ве-Име, которые поднимаются в ГАР Арих Анпина, – (они) делятся на мэм-ламэд-цади.
Так вот тогда капля высших АБ-САГ не может прийти в ламэд де-ЦЕЛЕМ, ведь это свойство Бины, как и мэм де-ЦЕЛЕМ, то есть она тоже в укрытых хасадим, что характерно для Бины, которая в своем корне не нуждается в Хохме. И поэтому вначале капля АБ приходит к цади де-ЦЕЛЕМ, являющейся категорией Зеир Анпина АВАЯ де-МА, который со стороны прямого света считается свойством внутреннего света Хохмы, как написано выше. И тогда поднимается свечение Хохмы от Зеир Анпина к Бине, являющейся ламэд, а затем, когда ламэд получает свечение Хохмы, опускается йуд из воздуха и остается свет. Таким образом, как в стадии десяти сфирот прямого света оказывается, что ветвь, которой является Зеир Анпин, наделяет свечением Хохмы свой корень, также и теперь, когда свечение АБ желает опустить йуд из воздуха ламэд де-ЦЕЛЕМ, называемой моха де-авира, оно наделяет прежде цади, – моха стимаа, где находится место свечения Хохмы. И свечение поднимается от моха стимаа к ламэд, являющейся моха де-авира, йуд выходит из воздуха и остается свет.
И это то, что говорит рав о “красивых ветвях и роще тенистой (מצל)”: вначале получает Даат, который является цади де-ЦЕЛЕМ, а он наделяет свечением Хохмы Бину, являющуюся ламэд де-ЦЕЛЕМ, и образуется порядок мэм-цади-ламэд (מצ”ל). Как сказано выше, это считается красотой ветви, которая становится отдающей своему корню, а потому Писание зовет ее красотой ветви.
И это – достоинство белизны, ибо также в аспекте порядка прихода Хохмы в Арих Анпин считается, что и Бина, являющаяся ламэд де-ЦЕЛЕМ, получает Хохму от цади де-ЦЕЛЕМ, являющейся МА и моха стимаа. И получается, что во время прихода Хохмы к моха стимаа в свете Хохмы еще не образуется категория облачения мэм и ламэд, отталкивающего ГАР Хохмы от рош Арих Анпина, так как это облачение возникает после прихода Хохмы к Бине от Зеир Анпина, когда происходит выход йуд из воздуха и остается свет. Но не происходит выход йуд из воздуха мэм, и потому она остается в свойстве воздуха, как и прежде. Однако до того, как Хохма достигает ламэд, то есть пока Хохма в моха стимаа, эта Хохма пока что в раскрытии, без облачений мэм-ламэд. И она облачается в его (т.е. моха стимаа) внутренние келим, и в то время, когда Хохма в моха стимаа, это свойство называется белизной. Однако затем, когда Хохма поднимается и встречается с крумой де-авира, где имеется свойство ламэд де-ЦЕЛЕМ, тогда в начале облачения в мэм-ламэд и ГАР, непокрытые Хохмой, обязана сразу исторгнуться из внутренних келим в свойстве окружающего отраженного (света). И облачения этой части Хохмы становятся сэарот, расщепляясь и выходя наружу в свойстве излишков моаха. Таким образом, свойство белизны – это корень для сэарот, поскольку белизна (исходит) от аспекта моха стимаа. И это тайна отдачи Бине, когда в этом свойстве она (т.е. белизна) – корень. И, тем более, теперь, – поскольку свет исторгается сразу при попадании в ламэд, то есть в круму. Ведь безусловно, что эта часть моха стимаа прежде достижения Бины, – это корень света, который выходит через сэарот. А потому для получения от белизны всегда необходимы сэарот.
Также рекомендуем: “Давид не должен жить“, “Как рождается разум“, “Бааль сулам о пользе раскрытия изъянов“, “Зоар об истинной жертве“.