От редакции. Это текст, в основном, для тех, кто достаточно продвинулся в теории и практике каббалы. Здесь Бааль Сулам объясняет механизм работы рош Арих Анпина, ограничивающий и уменьшающий огромные света рош для того, чтобы их могли воспринять нижние. Предыдущий отрывок из тринадцатой части Учения о десяти сфирот читайте здесь.
Учение о десяти сфирот, часть тринадцатая
Ор пними к п.114 (извлечение)
И еще следует понять вопрос самих белизны и сэарот, – что это такое. Так вот, вначале необходимо знать то, что эти НЕХИ Атика, облаченные в рош Арих Анпина, делятся на укрытые и раскрытые Нецах и Ход. И следует вспомнить то, что написано выше (часть восьмая, ОП, п.42, со слов “Теперь пойми”), что понятие облачения НЕХИ высшего в мохин нижнего не имеет в виду НЕХИ строения парцуфа высшего, а это аспект отраженного света, который выходит на МАН нижнего во время включения в зивуг высшего, и который рав именует внешним (свойством) Малхут высшего, облачающимся в нижнего (часть десятая, п.83, и см. там в Ор пними). Ибо можно называть “Малхут”, а можно называть “НЕХИ”: ведь она (т.е. Малхут) именуется по свойству экрана, установленного в венце Есода высшего, куда включаются МАН нижнего во время зивуга для выведения его мохин, и из-за того, что Есод включает НЕХИ, можно называть “НЕХИ”. Однако в действительности это десять полных сфирот отраженного света, облаченного на прямой свет, которые выходят на МАН нижнего, включенные в венец Есода высшего. И поскольку они от экрана высшего, считаются свойством высшего. А поскольку они от аспекта МАН нижнего, облачающихся на его мохин прямого света во время выхода в высшем, поэтому они опускаются с этими мохин и облачаются в рош нижнего. Изучи там внимательно.
И в этих НЕХИ высшего, облачающихся вместе с мохин в рош нижнего, различаются три места. Первое – в их свойстве еще в высшем, то есть в то время, когда нижний включен там в свойстве МАН. Второе – в то время, когда они выходят оттуда, устанавливаясь в аспекте ЦЕЛЕМ, прежде чем входят в рош нижнего, становясь внутренними мохин, как сказано равом выше (часть двенадцатая, ОП, п.117), – изучи там. Третье – это когда они облачаются во внутреннее (свойство) рош нижнего и становятся у него облачениями мохин.
И знай, что свойства белизны и сэарот выходят в этих НЕХИ во всех трех местах, но здесь в месте, которое весьма возвышено, рав говорит только о категории третьего места, то есть после вхождения их в внутрь рош Арих Анпина и облачения в него в свойстве внутренних мохин. Так вот, рав объясняет здесь в п.80, что при подъеме отраженного света снизу вверх и попадании (его) в круму де-авира, (он) устанавливается там в форме вавин (ווין)[1], которыми являются сэарот. А белизна создается из отраженного свете прежде (его) попадания в круму. Сэарот выходят из крумы, и поскольку их корень – вавин, а вав в наполнении алеф в гематрии тринадцать, поэтому образуются в тайне тринадцати, – как сэарот, так и белизна. Изучи там внимательно. Объяснение. Мохин Арих Анпина, облаченные в НЕХИ Атика (исходят) от уровня АБ. И поэтому при входе мохин в рош Арих Анпина, осуществлении зивуга в венце Есода Атика и выходе в нем уровня Хохма, если бы не это исправление крумы де-авира, установленной в свойстве гальгальты в укрытых хасадим посредством подъема рошим (начальных частей) ерехим Нецаха и Хода Атика выше Есода, должен был бы этот уровень выйти от экрана и выше, раскрывая свет Хохмы также гальгальте Арих Анпина, подобно порядку всех зивугов уровня АБ, которые выходят в парцуфах, предшествующих Ацилуту. Но поскольку здесь создано это исправление крумы де-авира, – подъем рошим ерехим, облачающихся в гальгальту, которые не получают Хохму, – получается, что в то время, когда поднимающийся от экрана отраженный свет попадает в круму де-авира, исторгается из нее, то есть из гальгальты, категория света Хохмы от АБ. Так вот этот свет, который исторгся и вышел из гальгальты наружу, становится свойством сэарот, покрывающих гальгальту сверху в свойстве отраженного окружающего света, что означает, что уже был в келим и снова вышел оттуда. Ибо во всех уровнях АБ, которые предшествовали Ацилуту, свет Хохмы был облачен в АБ, в (его) внутреннем (свойстве). Но здесь из-за исправления крумы де-авира был вынужден исторгнуться из гальгальты и выйти из кли наружу. Поэтому он называется именем “отраженный окружающий”.
Сказано (в п.п.117-118) “Раз так, получается, что есть два свойства в этих светах. Первое, – будучи внизу, они выходят из своего места до попадания в круму, и еще не были в образе вавин, являющихся сэарот, – это только белые света и белизна. И второе, – это после их подъема через круму и образования вавин, являющихся сэарот. И потому, соответственно двум этим свойствам протягиваются эти две категории, – тринадцать белых (тропинок) и тринадцать прядей сэарот: белизна – из “чистого”[2] места, а сэарот – из крумы”. Объяснение. Выяснено, что сэарот – это категория Хохмы, выходящей из гальгальты, и не могущая облачиться в нее по причине исправления крумы де-авира. Однако во время выхода отраженного света от экрана и до попадания в круму де-авира свет Хохма способен протянуться и облачиться внутрь гальгальты, – подобно отраженному свету, который поднимается от экрана в предшествующих парцуфах АБ. Поэтому это считается самостоятельным свойством и называется именем “белый (белизна)”, которое некоторым образом раскрыто в свойстве самого кли гальгальты, то есть в “коже” гальгальты. Но со стадии попадания в круму де-авира, когда при этом выходит вся категория Хохмы из гальгальты наружу, это свойство называется “сэарот”, и оно полностью окружающее. То есть, нет у них (у сэарот) никакого соединения с кли гальгальты, кроме как в том, что они зависят от нее. Между тем, белизна – это свойство “кожи” гальгальты, и это в любом случае какая-то малая мера от самого кли. И она находится в свойстве отраженного света, прежде чем (он) попадает в круму и получает ее исправление.
Однако, исходя из этого, существует вопрос: почему также и она (т.е. белизна) устанавливаются в тайне тринадцати? (Это аспект) вав в наполнении алеф, что указывает на свойство ВАК в силу того, что не может облачить Бину Атика, поскольку ее (т.е. Бины) ГАР тоже в свечении Хохмы. И поэтому она (т.е. вав) начинается от Хеседа Атика и ниже, и считается как правые ВАК, левые ВАК и алеф посередине, указывающая на исправление подъема рошим ерехим над Есодом, являющимся небосводом внутри алеф, в тайне высших вод, как сказано выше, – смотри там. И поскольку белизна (исходит) от свойства отраженного света, поднимающегося от экрана сразу вначале выхода, прежде чем встречается с исправлением крумы, которая является внутренней сутью алеф, получается, что она не в свойстве тринадцати, но согласно своему уровню может облачить также Бину де-РАДЛА, – ведь еще не получила уменьшения света, приходящего от крумы. И раз так, почему же устанавливается также и она в категории тринадцати белых (тропинок)? И об этом рав продолжает и говорит: “Поскольку их корень – вавин, когда каждая вав в наполнении алеф – в гематрии тринадцать, поэтому как в сэарот, так и в белизне было тринадцать”. То есть поскольку внутренние келим общности рош Арих Анпина не получают никакого изменения из-за этой белизны, ибо только одна “кожа” гальгальты получает эту белизну, а весь рош остается ограниченным в соответствии с исправлением крумы, поэтому сама белизна, относительно этого корня тоже рассматривается как созданная в тайне тринадцати.
Говорит он (в п.120): “И это то, что написано в Идре: “Четыреста тысяч миров распространяются белизной гальгальты…”. (Зоар) занимается только лишь этими четырьмя тропинками, которые имеются в ахораим гальгальты”. Ибо выше разъяснен фактор отличия трех АВАЯ белизны и сэарот, – что это соответственно различиям (между) мэм-ламэд-цади де-ЦЕЛЕМ: две АВАЯ, правая и левая – это мэм-ламэд де-ЦЕЛЕМ, а АВАЯ ахораим рош – это аспект цади де-ЦЕЛЕМ. И это по причине того, что мэм-ламэд, являющиеся категориями ГАР и ЗАТ Бины, не нуждаются в свечении Хохмы, ибо также и у ламэд нет необходимости в свечении Хохмы для себя, а лишь для отдачи цади, а потому обе они – свойство паним. Но АВАЯ де-мэм – вся она правая, так как она исправлена в свойстве рошим ерехим, что выше Есода. Она не уменьшается и не увеличивается из-за Есода, и потому экран высшего ни в чем не властвует над ней, а посему она в правой (части) паним. Но АВАЯ де-ламэд, вследствие того, что нуждается в свечении Хохмы для передачи ламэд считается левой относительно мэм. Однако она тоже находится в паним из-за того, что она не нуждается (в свечении Хохмы) для самой себя. И страдает от экрана в основном только АВАЯ де-цади, которой необходимо свечение Хохмы для себя. В силу этого она в ахораим рош. Смотри там. И поэтому главная сила свойства белизны, – а это аспект свечения Хохмы гальгальты в тайне ее белой “кожи”, свойство отраженного света до попадания в круму де-авира, не получающее от нее уменьшения света, – определяется только в ее третьей АВАЯ, являющейся АВАЯ ахораим де-рош. Ибо две АВАЯ де-паним – это только свойство отдачи в АВАЯ ахораим рош. И это то, что написано, что четыреста тысяч миров распространения белизны – это только АВАЯ ахораим де-рош, и от этих четырех тропинок белизны протягиваются четыреста тысяч миров. Ибо намерение (Зоар указать) на распространение Хохмы из нее, – как пишет рав далее, что это распространение находится в основном в четырех тропинках ахораим рош.
Сказано (равом) в п.123: “Сама по себе белизна – это четыреста тысяч миров, но ее свечение – это только лишь четыреста миров, так как в Арих Анпине – это тысячи, в Аба ве-Име – это сотни. Это то, что написано “в мире будущем”, так как там – это сотни… И уже знаешь, что любой Кетер – он со стороны Имы, и гальгальта – это категория Бины, охватывающей Хохму…”. Объяснение. Свет Хохма всегда называется именем “тысяча” в тайне (изречения): “И обучу тебя (אאלפך) мудрости (хохма)”. И поэтому белизна – это, собственно, аспект АБ в свете Хохмы, ведь она не получает уменьшения от крумы де-авира, а потому сама она – категория четырехсот тысяч миров. Но праведники обретают ее (Хохму) от аспекта гальгальты. И это при том, что она (т.е. гальгальта) – свойство Бины, окружающей Хохму, то есть оттого, что она в свойстве исправления мэм, являющейся категорией исправления ГАР Бины, которая не изменяет своего свойства, она всегда в укрытых хасадим. И поскольку праведники могут получить белизну только посредством ГАР Бины, поэтому в них (т.е. в ГАР) этот свет уменьшается, и они считаются не в свойстве тысячи, а свойстве сотни, ведь Бина относительно Хохмы определяется именем “сотни”. И это то, что уточняет Зоар, что “унаследуют ее праведники в мире будущем”, являющемся Биной, – то есть с помощью Бины.
[1] Слово “вав” во множественном числе.
[2] Досл. “гладкого”, то есть – “без волос”.
Также рекомендуем: “Зоар о миссии человека“, “Рабаш об общности Исраэля и изгнании“, “Бааль Сулам о механизме вознесения молитвы“, “Рабаш о работе над свойством отдачи“.