Продолжение. Сорок шестую часть читайте здесь.
Хаим Виталь
(321) Суть вопроса раби Акивы, происходящего из потомков Сисры, уже разъяснена выше. Теперь же расширим объяснение о нем (т.е. о Сисре). Несомненно, стоит дать смысл того, каково (было) величие Сисры, – до того, что звезды по путям своим вынуждены были спуститься с небес, чтобы сразиться с ним. Но дело в том, что Сисра – это клипа зла, питающаяся из Даат Зеир Анпина. И она вскармливается от всех его свойств, которыми являются десять (имен) АВАЯ, пять хасадим и пять гвурот. И они[1] в гематрии – (буквы) рейш-самэх (260) в (имени) “Сисра (סיסרא)”. И известно, что все десять упомянутых АВАЯ в Даат Зеир Анпина – в наполнении алеф. Ведь категория простого имени АВАЯ Зеир Анпина образует (в гематрии) двадцать шесть, а в наполнении алеф оно в гематрии сорок пять. Так вот двадцать шесть и сорок пять в гематрии (семьдесят один, – буквы) самэх-йуд-алеф в (имени) “Сисра”. И вот я сомневаюсь: эти пять хасадим и пять гвурот со стороны Абы, или со стороны Имы. И я не запомнил, слышал ли я от моего учителя, благословенной памяти, что они со стороны Имы, а поэтому был военачальник кнаанского царя Явина (т.е. Сисра) назван так потому, что вскармливался от Бины. Или же он со стороны Абы, в котором имя АВАЯ де-йудин, а это в гематрии АБ, – как число (имени) “Явин (יבין)”. Но Аба пребывает укрытым в Име и раскрывается только изнутри нее, поэтому (царь был) назван “Явин” – по имени Бины (63). И я написал то, что услышано мною.
Так вот, каждый упомянутый корень Каина – со стороны пяти гвурот Имы, которая тоже называется Гвурой. Поэтому в них удерживаются клипот, и все искры этого корня спустились в глубины клипот в тайне Даат нечистого Адама. И это Сисра, свойство Даат, как упомянуто мною. И так же – раби Акива, происходящий от корня Каина, был в этой клипе, а затем вышел из нее и родился от потомков Сисры, как известно.
(322) Также и раби Шмуэль бар Шилат, который был из потомков злодея Амана, как известно, – он тоже был помещен в клипот Сисры. Ведь Аман и Сисра – оба из одного источника, поскольку оба они в клипот Даат. И известно, что рав Шмуэль бар Шилат был из корня Каина. И это тайна отрывка: “звезды с путей своих сражались – аббревиатура (имени) “Аман”, – с Сисрой (הכוכבים ממסלותם נלחמו עם סיסרא)”[2]. И вследствие того, что Даат Зеир Анпина расщепляется, и выходит от него свечение к Лее, находящейся в ахораим Даат, являющихся тайной узла “далет” тфилин рош, который против Есода Имы внутри Даат Зеир Анпина, – тогда хасадим выходят со стороны правого виска рош, а гвурот – от левого виска. Поэтому написано: “И ударила Сисру, разбила голову его и поразила, и пронзила насквозь висок его”. Ибо сдалась та верховная власть, которая была у Сисры, от места которой он вскармливался, как упомянуто. И потому эта месть была посредством Яэль, жены Хэвера-кейнийца, происходящего от корня Каина, помещенного в клипу Сисры. И тебе уже известен кругооборот Яэль и ее бытие: она из корня Каина, как упомянуто. В тайне (написанного): “Абайе, который пришел, спорит со мной (עלי)”, а Абайе – из корня Каина. Так вот, “Яэль (יעל)” и “со мной (עלי)” – все это одно, как разъяснено у нас в своем месте.
(323) Смысл казни властями десяти (праведников), – раби Акивы и его товарищей. Слышал я от моего учителя, да будет помянут к жизни в будущем мире, что благодаря тому, что они были казнены из-за Святого Творца, удостоились собрать и выяснить все помещенные в глубины клипот искры (их) душ, которые ниже их ступеней. И посредством их вывода и выяснения они подняли их к святости, чтобы усовершенствовать и исправить их.
Еще есть иной смысл. Он в том, что до того времени была сила у душ выйти изнутри клипот и подняться в тайне МАН к Малхут. Но с тех пор и далее у души более нет (такой) силы и возможности. И поэтому должны были быть убиты, чтобы подняться наверх в тайне МАН, и будут служить там, на их месте, в качестве МАН к Малхут. И в этом есть еще другая польза: благодаря тому, что они находятся у нее (т.е. у Малхут) наверху в тайне МАН, их нижние искры обретут реальную надежду на исправление. А дело в том, что разъяснено нами, что эти десятеро – они общность всего Исраэля. Ибо они – категория десяти колен, и десяти капель семени, которые вышли из праведника Йосефа, как разъяснено в предыдущих толкованиях.
Глава тридцать шестая (2)
Остальные корни вкратце
(324) Второй корень Каина, – а он от исконного свойства самого Каина, – намного хуже, чем упомянутый выше корень, который в свойствах душ, оставленных Адамом в наследство своим сыновьям Каину и Эвелю. И он (т.е. первый корень) весьма и весьма высок и величествен. Так вот, царь Аса (происходит) из того второго, худшего корня, от свойства самого Каина. И это то, что написано в Писании (Пророки, Мэлахим 1, 15): “И Аса (созвал всех иудеев) нечистых”[3]. Как сказано мудрецами, благословенной памяти: “Учитель, организующий принудительные работы ученикам”. И на Каина намекают буквы (слов) “нечистых (אין נקי)”. А затем Аса перевоплощался в других кругооборотах, чтобы исправить упомянутый грех. И более не разъяснены мне (учителем) души в этом корне.
(325) Корни в Эвеле, сыне Адама Ришона, тоже разделились на два свойства. Первое – это высшее и отборное, оставленное в наследство ему его отцом Адамом. Второе, намного хуже, – его собственное. Однако не разъяснил мне (учитель) вопрос частной души в каждом из этих свойств, кроме того, что Моше, учитель наш, был из первого возвышенного свойства, которое Адам передал в наследство Эвелю. Также и рав Амнуна Сава, упомянутый в Зоаре. И, согласно моему скромному мнению, как понял я сказанное моим учителем, да будет помянут к жизни в будущем мире, что раби Элиэзер Великий, Рашби, раби Йегуда а-Наси, – “Святой учитель наш”, – они тоже из свойства Моше рабейну.
(326) Есть еще другие корни от Эвеля, и я не знаю откуда их свойства, но вместе с тем, опишу их. Знай, что Аран и Нахор, оба брата Авраама, – это два корня Эвеля.
Другой корень – это Нахор, брат Авраама, и он делится на два корня: буква нун (נ) слова “Нахор (נחור)” – это один корень.
Буквы ХУР (חור) от (слова) “Нахор” – это второй корень в нем. И это Нахор и Хур, сыновья Мирьям.
(327) Корень Шета, сына Адама Ришона: Шет, Нахшон бен Аминадав, рав Шамай благочестивый, упомянутый в книге Зоар, глава Балак, Шимон Хасмоней, Йегуда бен Тима.
(328) Корень Тераха, отца Авраама: Терах, Йов, Авидан Авимай, Святой учитель наш[5]. Йов – со стороны нефеш; Авимай со стороны руаха, Нахум иш Гамзу – со стороны нешамы.
(329) Корень Яакова, праотца нашего, раба Всевышнего: Яаков, пророк Йермияу, Даниэль, Антигнос из Сохо, раби Элиэзер бен Дахабай, раби Нисим, комментатор рава Ицхака Альфаси. Две капли Яакова, – первая в Авигейл, сестре Давида, вторая воплотилась в пророчицу Авигейл, жену Наваля Кармели.
(330) Корень Элиэзера, раба Авраама: Элиэзер, Калев бен Йефунэ, Бнаяу бен Йеояда, Зехарияу бен Йеояда; Шемая – в свойстве руаха, его брат Авталион – в свойстве нефеш.
(331) Корень высшего свечения Адама Ришона: высшее свечение Адама, Ханох, Йосеф, Йеошуа бен Нун, Ахия шилонянин, пророк Элиша, Йеошуа бен Прахья, раби Йеошуа бен Хананья; великий коэн раби Ишмаэль бен Элиша – со стороны руаха, его отец Элиша – со стороны нефеш. Раби Йоси бен Кисма, раби Ханина бен Хакинай, Йершиа из книги Диврей а-ямим, раби Ошайа Раба, раби Ошайа Зеира Даман Хабрия, рав Ошайа, раби Йеошуа бен Леви, рав Йехезкель, – отец рава Йегуды, – рав Йамер бар Шеломия, достопочтимый сын Рабины, рав Ханина Сава, рав Ина Сава, рав Ойра Сава. Рав Йегудай гаон, рав Шалом гаон, рабейну Йешаяу первый и последний.
[1] Здесь имеются в виду десять простых, без наполнения, имен АВАЯ, общая гематрия которых составляет 260.
[2] Пророки, Шофтим, 5:20.
[3] Пророки, Мэлахим 1, 15:22. В традиционном переводе: “И Аса созвал всех иудеев, никого не исключая (אין נקי) и вынесли они из Рамы камни и деревья ее, которыми строил Баша”.
[4] Здесь и далее приводимые автором перечни имен в некоторых случаях не будут переводиться по причине, объясненной во Введении тридцать шестом, но будет дан текст оригинала в соответствующих приложениях.
[5] Вероятно, речь идет о Йегуде а-Наси.
Также рекомендуем: “Зоар об именах суда (ограничений) левой линии“, “Зоар о миссии человека“, “Бааль Сулам об ошибочном восприятии понятий каббалы“, “Корни слияния“.