Продолжение. Семнадцатую часть читайте здесь.
Хаим Виталь
Введение шестнадцатое
В нем будет разъяснено, что каждый, кто обладает новой душой должен выполнить все шестьсот тринадцать заповедей
(111) Знай, что любой, обладающий новой душой, должен выполнить все шестьсот тринадцать заповедей. И известно, что есть несколько корней, разделенных на все души в мире, и каждый корень из них – это один орган из органов души Адама Ришона. И каждый корень делится на искры душ бесконечно, как будет разъяснено. Так вот, каждая искра из них, если она новая, должна выполнить все шестьсот тринадцать заповедей в силу того, что нет органа, который бы не содержал в себе двухсот сорока восьми органов, как известно. Однако тот, кто не (является) новой (душой), и перевоплотился, возвратившись в этот мир, сейчас не должен будет восполнять (их все), – только те недостающие ему заповеди, которые не исполнил прежде в первом кругообороте. И из этого станет тебе понятным то, что мы находим в Талмуде, – что некий мудрец был тщателен в отдельных заповедях более, чем в остальных заповедях, а другой мудрец был осторожен в (тщательности выполнения) других заповедей. И подобно этому находим мы, что спросил некий амор[1] своего товарища “Был ли твой отец в высшей степени осторожен?”, а его товарищ ответил, что он был тщателен в (заповедях) цицит, или тфилин, и т.д. И представляется это так, что отрицает мишну, говорящую: “Будь осторожен в легкой заповеди, как и в строгой”. Но тайна этого в том, что каждый мудрец был осторожен в той заповеди, которой недоставало ему в прежнем воплощении, – либо в нескольких, либо в отдельной из перечня. И также это тайна того, что находим мы в Талмуде, что кто-то выясняет такие качества, а кто-то выясняет другие качества. Для кого-то это в том, что продлеваются его дни, – как сказано: “От дней не нарушал я мер своих…”. Ибо каждый выясняет в себе качества согласно категории своего воплощения.
(112) Однако не подобен тот, чьи предыдущие искры души в корне его души выполнили все шестьсот тринадцать заповедей, хотя его нынешняя искра и не выполняет их, тому, чьи предыдущие искры не выполняли (заповеди) тоже. И разъясним (это) с Божьей помощью в следующих истолкованиях.
(113) И знай, что когда приходит к человеку какая-то заповедь из тех, которые он может выполнить, а он не исполняет ее, или если была у него возможность сделать их, и не сделал, – он должен будет перевоплощаться, пока не исполнит. Однако относительно заповедей, которые не может исполнить, если Всевышний не предоставил ему такую возможность, – такие как выкуп сына, ибум, халица, гет[2], и т.п., – есть отличие. Ибо если Всевышний предоставил ему возможность (исполнить) одну из них, и не выполнил, – осудят его по правилу первых (заповедей)[3]: обязательно будет перевоплощен для ее исполнения. Однако если не была предоставлена ему такая возможность, он не обязан перевоплощаться для (исполнения) этой заповеди, но придет в тайне убара в каком-то человеке, которому предоставлена эта возможность, и выполнит ее. И затем выйдет из него и вернется на свое место, как завершивший ее исполнение.
(114) Однако третья категория, – это заповеди, от выполнения которых в данное время он воздерживается, – как-то заповедь жертвоприношения и т.п.. Так вот, (хотя и) разъяснено, что человек должен выполнить все шестьсот тринадцать заповедей, и перевоплощается, пока не выполнит их, но в данное время не будет перевоплощаться для их выполнения, поскольку нет возможности их исполнить. Но затем, по приходу Машиаха, когда будет отстроен Храм, (да будет так вскоре в наши дни!), тогда действительно будут перевоплощаться в кругообороте, чтобы исполнить их. И на это указал раби Ишмаэль бен Элиша, великий коэн, когда преломилась свеча в ночь субботы. Тогда (он) сказал: “Запишу себе на заметку, дабы когда будет отстроен Храм принести тучную грехоочистительную жертву”.
(115) Есть (еще) особенность в упомянутом вопросе. А именно когда (человек) будет лениться в выполнении некой заповеди, которая не обязательна так, как чтение Шма, тфилин и т.п. Хотя он не обязан стремиться к (исполнению) такой заповеди, – подобной записанной (заповеди) отогнать (птицу из) гнезда, или не было у него дома, и не изготовил ограду (на крыше), и т.п., – ведь не спешит их искать и исполнять, – такой человек обязан перевоплотиться, как упомянуто. Но обещано ему, что не прегрешит в этом воплощении. Однако если придет к нему возможность (исполнения) такой заповеди, и не желает исполнить ее, он обязан перевоплотиться, а когда воплотится, не обещано ему, как первому, что не согрешит. Но тот, который воплотился из-за какого-либо прошлого прегрешения, – этот безусловно согрешит, как разъяснено в предшествующих толкованиях.
Еще необходимо знать, что человек должен исполнить все шестьсот тринадцать заповедей в действии, в речи и в мысли. Как сказано мудрецами об отрывке “Это Тора для жертвы всесожжения и для жертвы приношения…”: “Каждый, занимающийся разделом жертвы всесожжения, как будто приносит эту жертву…”. И намерение в этом (указать), что человек обязан исполнить все шестьсот тринадцать заповедей в речи, и так же, подобно этому, – в мысли. А если не исполняет все шестьсот тринадцать в трех упомянутых стадиях, обязан перевоплощаться, пока не восполнит их. И еще знай, что человек обязан заниматься Торой на четырех ступенях, обозначаемых (аббревиатурой) ПАРДЭС, и это (ступени): простого (смысла), намека, толкования и тайны. И должен воплощаться, пока не восполнит их.
Введение семнадцатое
Оно связано со сказанным о том, что человек обязан заниматься Торой на четырех ее ступенях
(116) И эта (связь) состоит в следующем. Знай, что всех душ в их совокупности шестьсот тысяч, и не более. Так вот, Тора – это корень душ Исраэля: (они) высечены из нее и в ней коренятся. И поэтому есть у Торы шестьсот тысяч значений в соответствии с простым смыслом, шестьсот тысяч – в намеке, шестьсот тысяч – в истолковании, и шестьсот тысяч в тайне. Получается, что из каждого значения в шестиста тысячах толкований будет создана отдельная душа Исраэля. И грядущее будущее каждого из Исраэля будет достигнуто постижением всей Торы в соответствии с тем значением, которое сонастроено с корнем его души, созданной и сформированной посредством этого толкования. Также в Ган Эдене, после смерти, человек обретает все это. И так же каждой ночью, когда человек спит и передает душу свою в руки (Всевышнего), и выходит она и поднимается наверх, – тот, кто удостоился подняться наверх, обучают его там этому толкованию, от которого зависит корень его души. Однако все это в соответствии с его деяниями в этот день: таким образом, что в эту ночь обучат его одному стиху или какой-то главе, ибо тогда этот стих светит в нем больше, чем в остальные дни, а в другую ночь будет разъяснен его душе иной стих, соответствующий ее деяниям этого дня. И все это через это толкование, от которого зависит корень его души. И мой учитель, благословенной памяти, каждый вечер смотрел на учеников, находящихся перед ним, и видел в них, – на лбу (каждого), – какой стих светит больше в этом человеке, освещая его душу с точки зрения его служения там. И разъяснял ему коротко значение этого стиха, – в истолковании, относящемся к его душе. И прежде чем этот человек засыпал, он настраивался на это разъясненное ему вкратце толкование и проговаривал этот стих, дабы когда его нефеш вознесется наверх в качестве вклада (Всевышнему), во сне обучили его еще и дополнительно. И благодаря этому его нефеш очищается и поднимается наверх великими бесконечными ступенями. И раскрываются ему другие вещи, – даже если не ощутит их материально когда пробудится. И уже разъяснено, что шестьсот тысяч толкований Торы, – в простом смысле, и соответственно Агаде, и соответственно каббале и т.д., – все они указывают на аббревиатуру ПАРДЭС. Вследствие этого нет души из Исраэля, которая бы не состояла из этих четырех категорий. Однако существуют и души, которые обретают два вида толкований, а есть – более, и (еще) более. Так вот, душа Моше, учителя нашего, мир ему, постигла все шестьсот тысяч толкований в Торе, как сказано мудрецами нашими: даже все то, что ученик и маститый в будущем откроют (в Торе). А причина этого в том, что его душа включала все шестьсот тысяч душ Исраэля. И поэтому остальные мудрецы Исраэля тоже обретут толкования Торы настолько, насколько свойства их душ включены в него.
(117) Однажды пришел один человек в моему учителю, благословенной памяти. Он посмотрел на него и сообщил ему то, что он тут же записал. Быть может из этого сможешь провести аналогию и понять какой-то иной аспект в вопросе исполнения заповедей. А сказано ему было следующее.
Знай, что во всех заповедях есть (категории) зхарим и некевот[4], – как в заповедях “делай”, так и в заповедях “не делай”. В двухсот сорока восьми органах души одного человека, не существует органа, который не состоял бы из плоти, жил и костей, как известно. Однако плоть и кости – это заповеди “делай” в этом органе, а жилы – это заповеди “не делай”. И далее будет разъяснено с Божьей помощью, благословен Он, что в составе органов нет жил, подобных тем другим жилам, число которых триста шестьдесят пять. И (учитель) сказал ему, что корень минерала[5] его души – из органа левого плеча Адама Ришона, от свойства парцуфа Лея, находящегося там в его ахораим. И количество заповедей в этом органе, называющемся левым плечом, – это одиннадцать заповедей “делай”, соответствующих “вав-хэй”[6], которые являются двумя последними буквами имени АВАЯ. И они – в гематрии “плечо (כתף)” (пятьсот). Это (определяется) таким образом, называемым соударение: “вав-йуд-вав (וי”ו)” (двадцать два) раза ударяет “хэй-йуд (ה”י)” (пятнадцать), – это триста тридцать (ש”ל). “Вав-вав (ו”ו)” (шестнадцать) раз (по) “хэй-йуд (ה”י)” (пятнадцать), – это сто восемьдесят (ק”ף). Всего – пятьсот десять (תק”י). Отнимаем от них одиннадцать как число “вав-хэй (ו”ה)”, и останется, вместе с совокупностью, пятьсот, чему соответствует (гематрия слова) “плечо”. Однако число заповедей “не делай” в органе “плечо” – пятнадцать, что соответствует двум первым буквам (имени) АВАЯ, – “йуд-хэй”. И, как сказали мудрецы наши: “Йуд-хэй вместе с “Имя Мое (שמי)” – триста шестьдесят пять. Вав-хэй вместе с “помни (זכרי)” – двести сорок восемь”. И две эти буквы – тоже в гематрии “плечо”. Это (определяется) таким образом. “Йуд-вав-далет (יו”ד)” (двадцать) раз (по) “хэй-йуд (ה”י)” (пятнадцать), – это триста. “Йуд-вав-далет (יו”ד)” (двадцать) раз (по) “хэй-хэй (ה”ה)” – это двести. Всего – пятьсот, что соответствует (гематрии слова) “плечо”. И десять заповедей “не делай”, на что намекает буква йуд, – это зхарим, пять остальных, на которые намекает первая хэй – это некевот. И шесть заповедей “делай”, на которые намекает буква вав, – это зхарим, а пять, на которые есть намек в последней хэй – это некевот.
(118) Так вот, не получены от моего учителя, благословенной памяти, (разъяснения о) десяти запретительных заповедях зхарим. А остальные пять запретительных заповедей некевот, имеющиеся в первой букве хэй, таковы. Первая, – не убей. А в общем, – не позорь своего товарища публично, когда отливает кровь (с лица) товарища твоего. Ведь это подобно пролитию крови. Вторая – не укради. Она – предостережение (от страсти) к богатству. Третья, – не вари козленка в молоке его матери. Четвертая, – не ешь жир. Пятая, – не употребляй в пищу кровь.
Шесть исполнительных заповедей, которые имеются в букве вав, таковы. Первая, – да живет твой брат с тобой. Она близка к заповеди благотворительности, и объяснено, что ищет возможность для брата своего, чтобы мог жить с ним и зарабатывать себе на жизнь. Вторая, – есть от второй десятины в Йерушалаиме. Третья, – сделать ограду на своей крыше. Четвертая, – плодиться и размножаться, наполняя землю. Пятая, – производить обрезание сыну, и, в частности, – собственному сыну. Шестая, – любить ближнего своего как самого себя.
Пять исполнительных заповедей некевот в последней букве хэй. Первая, – давать в долг бедным. Означает для тебя: первооснова денег присоединена к моему народу, не бывает причины, кроме первоосновы в моем стержне. Вторая, – заповедь цицит, а в целом, – (все) что истолковано о плече, вследствие того, что корень упомянутой нефеш – из плеча. Третья, – поскольку назван гнездом птицы, означает для тебя: отгонять, – будет отогнана причина[7]. Четвертая, – отпускать в седьмой год[8]. Пятая, – помнить о выходе из Египта.
(119) Также знай, что человек, который не занимается Торой, – причиняет ущерб сфире Тиферет в каждом мире из четырех миров АБЕА, ибо Тора – она в Тиферет в каждом мире. Однако есть в ней четыре ступени, обозначенные (аббревиатурой) ПАРДЭС, и это простой смысл, намек, толкование и тайна. И тот, кто удостаивается углубиться во (все) четыре, удостаивается тайны всех ступеней. И о нем сказано: “То, что совершит, – будет ждать его”. Однако тот, кто не желает заниматься простым смыслом Торы, ее буквальным пониманием, причиняет вред Тиферет в Асия. Тот, кто не желает приводить свидетельства в речении, причиняет ущерб Тиферет в Ецира. Тот же, кто не углубляется в толкования Торы, причиняет вред Тиферет в Брия. А тот, кто не занимается тайнами Торы, причиняет ущерб Тиферет в Ацилуте.
[1] Учитель.
[2] Разводное письмо.
[3] Имеется в виду первая категория заповедей, об исполнении которых сказано в начале абзаца.
[4] Имеются в виду заповеди, имеющие мужские свойства и заповеди, имеющие женские свойства.
[5] По-видимому, имеется в виду неживой уровень, являющийся основой корня души.
[6] Числовое значение этих букв – одиннадцать.
[7] Видимо, речь идет о заповеди “отогнать птицу от гнезда”.
[8] Видимо, имеются в виду заповеди шмиты (седьмого года), касающиеся предоставления свободы.
Также рекомендуем: “ТАНТА, – объяснение Бааль Сулама“, “Бааль сулам о корнях восприятия мерности“, “Зоар о взаимовключении заповедей“, “Рабаш о значении сомнений и страданий в духовной работе“.