Продолжение. Вторую часть читайте здесь.
Хаим Виталь
Введение второе
О порядке входа в человека впервые новых НАРАН в начале их воплощения, как будет разъяснено с Божьей помощью.
(12) Итак, в то время, когда рождается тело человека и выходит на воздух мира, в него входит его нефеш. И если он уготовит свои деяния Творцу, то удостоится, и войдет в него руах по завершении тринадцати лет. Тогда будет называться завершенным человеком. Если же еще более подготовит свои действия (в святости), – оттуда и далее входит в него нешама по завершении двадцати лет, как упомянуто в Саба де-Мишпатим[1]. Однако если не исправил руах полностью, нешама в него не войдет, а будут в нем только лишь нефеш и руах. И так же, если не исправил полностью нефеш, будет в нем только нефеш, и останется без руаха и нешамы. И останутся руах и нешама в месте, известном Святому, благословен Он, и будут ждать образования места для каждого из них.
(13) Однако если в первый раз не исправил нефеш полностью и ушел из мира, тогда нужно, чтобы эта нефеш возвратилась в воплощение несколько раз, пока не очистит полностью все, что необходимо. И тогда, несмотря на то, что завершена, ее руах в нее не войдет, поскольку нефеш исправлена только посредством кругооборота, и не иначе как с большим трудом, как будет разъяснено далее с Божьей помощью. И потому нефеш должна освободиться от мира и возвратиться в кругооборот, и тогда удостоится своего руаха. А если исправится также руах, тогда должен освободиться от мира, и после воплощения в него приходит также нешама, – подобно тому, как упомянуто относительно руаха. А если руах не исправился, следует чтобы нефеш с руахом перевоплотились несколько раз, пока не исправится руах. И тогда человек умрет, и снова воплотятся нефеш и руах, а также и нешама, пока не исправятся втроем. И тогда ему больше не нужно воплощаться вообще, поскольку исправлена также и нешама. Таким образом, он – совершенный человек, как известно.
(14) Однако необходимо знать, что когда нефеш исправлена и затем снова приходит в кругооборот, чтобы обрести свой руах, дабы исправить также и его, то если человек в том воплощении прегрешит каким-то грехом, это не причинит нефеш такого ущерба, чтобы эта нефеш должна была воплощаться одна для исправления еще раз, подобно упомянутому выше. Но поскольку там есть руах, то этот ущерб вредит только руаху, пока не исправится. И поэтому, если будут необходимы какие-либо другие кругообороты пока не исправится руах, приходят нефеш и руах вместе, и они оба перевоплощаются до завершения исправления руаха. И тогда скончается человек и снова воплотятся вместе нефеш, руах и нешама, – до завершения исправления также нешамы. Если же в этих кругооборотах человек согрешит, – причинит вред только лишь нешаме, подобно тому, что мы объяснили в вопросе исправления руаха.
(15) Так вот, иногда бывает, что нефеш во время своего исправления завершена и очищена в совершенном величии. Тогда она не должна возвращаться в кругооборот с руахом во время исправления руаха. Но нефеш остается наверху, в достойном ее месте в “узле жизни (црор а-хаим)”, а руах для своего исправления спускается в кругооборот один. И вот он не может прийти в одиночестве, а (лишь) облаченным внутрь нефеш, и поэтому он облачается внутрь нефеш гера, как упомянуто в Саба де-Мишпатим. И (они) перевоплощаются оба вместе, пока не исправится этот руах. И тогда (человек) освободится от мира и возвратится в кругооборот. Тогда соединится с ним его первая нефеш, и воплотятся оба вместе, чтобы получить также их нешаму, пока не исправят ее. А иногда в кругооборот приходит только руах с нешамой, пока не исправится нешама. И тогда у этого человека более нет никаких воплощений, а все трое вместе соединятся наверху в “узле жизни”, как и положено им.
(16) И знай, что вместе с тем, эта нефеш гера, поскольку соединилась в этом мире с этим руахом и помогает его добрым деяниям, становится для него в этом мире строением (меркава). И благодаря ей этот руах удостаивается исправления. И поэтому также эта нефеш гера поднимется вместе с основной нефеш этого руаха, и обе они будут соседствовать вместе на одной ступени в будущем мире, и не отделятся от нее.
(17) Знай также: иногда бывает, что когда нефеш воплощается одна для собственного исправления, – настолько совершенствуется в своих действиях, до того, что удостаивается ступени своего руаха, – тогда ее руах не может прийти к ней, как упомянуто мудрецами. Это согласно существующему правилу: они вдвоем или втроем не могут оказаться принятыми вместе в одном воплощении, разве что только в большой стесненности, как будет впоследствии истолковано. Но каждый воплощается сам, как сказано мудрецами: сначала необходимо исправить нефеш. И даже когда (она) исправлена, невозможно руаху прийти к ней, но (человек) должен умереть, а затем нефеш возвратится в кругооборот и тогда удостоится руаха. И также после того, как соединятся нефеш и руах вдвоем, и исправятся оба, невозможно им получить их нешаму, пока не воплотятся еще раз, и тогда удостоятся нешамы.
(18) И следует знать то, что происходит с нефеш после того, как уже исправилась сама, без своего руаха. Однако тайна этого вопроса в том, что, соответственно ступени очищения и степени исправления этой нефеш, на этой же самой ступени воплотится тогда в тело этого человека, пока он жив, нефеш некоего праведника, который уже завершил исправление и кругооборот, и не нуждается в воплощении. И нефеш этого праведника входит сюда и устанавливается на месте руаха для нефеш этого человека. А иногда возможно, что воплотятся там первые нефашот, – до Авраама, праотца нашего, мир ему, и т.п., – соответственно исправлению и очищению нефеш этого человека.
И дело в том, что это воплощение при жизни называется у мудрецов тайной убара (зародыша). И это все отличие, которое существует между воплощением и убаром. Иногда возможно, что в нем зародится руах действительно праведного человека, – даже от рухот первых праведников, (живших) до праотцов, царство им небесное, (и) даже в эти последние наши времена. И все зависит от важности заповедей, исполняемых этим человеком. Ибо есть заповеди, в чудесных свойствах которых есть сила притянуть нефеш праведника в тайне убара, а есть заповеди, притягивающие руах праведника, как упомянуто.
(19) Также иногда случается, что может зародится в нем нефеш какого-то праведника, а затем удостоится, и зародится в нем еще одна нефеш, – другого праведника, более великого, чем первый. И получится, что есть в нем собственная нефеш, нефеш праведника, пришедшая к нему вначале, – она у него на месте руаха, а нефеш второго праведника, наиболее возвышенная, пришедшая к нему последней, будет у него в качестве нешамы.
А иногда человек исправит нефеш настолько, что удостаивается получить нефеш какого-то праведника, после чего обретет свойство руаха некоего праведника, (наиболее) возвышенного из всех, – до того, что быть может обретет руах Авраама, праотца нашего, мир ему. И это тайна написанного мудрецами в мидрашах, в частности в Мидраше “Шмуэль”: “Нет поколения, в котором бы не было подобного Аврааму, праотцу нашему, мир ему, и Ицхаку, и Якову, и Моше, и Шмуэлю…”. И вот при различении этих подробностей сила пера терпит неудачу (в том, чтобы) поместить все их в книгу. Но разумный поймет, и проведет аналогию от сути (этого) к остальным различиям и частностям.
[1] В статье “Старец” главы Мишпатим книги Зоар.
Также рекомендуем: “Вступление к книге Зоар“, “Введение в книгу Зоар“, “Зоар о сновидении“, “Рабаш о работе над верой и трепетом“.