Рабаш о работе над верой и трепетом

Перевод Международной академии каббалы.

Барух Ашлаг (РАБАШ)

Из сборника “Даргот сулам“, статья 249

Согрешу и раскаюсь

“Говорящему: “Согрешу и раскаюсь”, – не дают возможности совершить раскаяние”[1]. Вопрос: почему?

Мы находим, что о Машиахе Писание говорит: “И исполнит Он его духом трепета перед Творцом”[2]. И нужно понять, почему трепет перед Творцом сравнивается именно с духом.

Мы видим, что человек всегда должен вдыхать дух (воздух), иначе он расстанется с жизнью. И этот воздух должен (двигаться) туда и обратно, то есть после того как он вдохнул воздух в свое тело, он должен выпустить его наружу, и тут же снова набрать новый воздух. А воздух, который он вдохнул до этого, помогает ему только на время. И если он хочет продолжать свое существование, он тут же обязан вдохнуть новый воздух.

Так же и с духовным воздухом, который называется “трепет перед небесами”. Каждый раз надо заново принимать на себя трепет перед небесами, то есть того, что он до этого принял на себя ярмо высшей Малхут, достаточно только на время.

И если он хочет продолжать духовное существование, называемое верой, он должен заново принять на себя получение ярма высшей Малхут. И этого тоже достаточно только на этот момент, и сейчас же после этого он должен снова “вобрать” (новую меру).

И он не должен ждать, пока у него исчезнет мера веры, которую он принял на себя, а должен всё время привлекать на себя веру всё снова и снова. И пока вера еще пребывает над ним, он должен заново вбирать трепет перед небесами, точно так же как это делается при вдыхании воздуха в материальном. Ведь человек не ждет, пока из него выйдет весь воздух, находящийся в его теле, чтобы вдохнуть новый воздух, а всякий раз возобновляет дыхание, т.е. он сменяет воздух, в то время как предыдущий воздух всё еще действует.

Так же и с духовным воздухом, – он тоже должен сменить тот духовный воздух, который у него есть. Несмотря на то, что сам он чувствует, что он еще может держаться с тем уровнем веры, который у него есть, в любом случае он должен принять (ее) на себя заново. А если он так не делает, он в конце концов лишится жизни, точно так же как человек лишается своей материальной жизни, если не вдыхает новый воздух. И это смысл слов: “И исполнит Он его духом трепета перед Творцом”[3].

Так же и в духовном, – если он не принимает на себя веру снова и снова, он становится мертвым. И хотя он и не чувствует, что умер, – это подобно человеку, который, умерев, не ощущает этого. И только ожив, он знает, что до этого он был мертв. Когда он не сменяет веру, он считается мертвым, однако в духовном он этого не ощущает. А когда он снова принимает на себя ярмо веры, считается, что он ожил, и это состояние воскрешения из мертвых, новое воплощение, хотя сила тела еще не пропала и не ушла.

Согласно этому выходит, что если человек готов хоть на одно мгновение отказаться от ярма веры, это подобно тому, как если бы он был готов на одно мгновение отказаться от материальной жизни. И как человек не в состоянии отказаться от нее, – так же не способен он отказаться и от духовной жизни. Согласно этому получается, что тот, кто согрешил, – мертв. А если он совершил раскаяние, это уже совершено другой человек, ибо это не тот же самый человек, а новое творение.

И это смысл слов: “Говорящему: Согрешу и раскаюсь”[4], – что означает, что если он согрешил, он считается мертвым. Поэтому это называется: “Не дают возможности совершить раскаяние”[5], – ибо он умер тут же на месте. А тот, кто совершает раскаяние, уже считается новым телом, то есть новым воплощением.

[1] Трактат Йома, мишна, 8:9.
[2] Пророки, Йешаяу, 11:3.
[3] Пророки, Йешаяу, 11:3.
[4] Трактат Йома, мишна, 8:9.
[5] Там же.

Также рекомендуем: “Разум, вера, мысль“, “Вера – это восприятие духовной реальности“, “То, что Я даром, – то и вы даром” в духовной работе“, “Рабаш о необходимости страха перед Творцом“.