От редакции: Мы продолжаем публикацию статей из сборника “Шамати”. Предлагаем вам две статьи Бааль Сулама, посвященные теме разума в духовной работе.
Йегуда Ашлаг (Бааль Сулам)
184. Отличие веры от разума
Услышано пятнадцатого Шевата (14 Февраля 1949 г.) в Тверии
Есть у веры преимущество в том, что она действует на тело больше, чем разум, потому что более близка к телу. Ведь вера – это свойство малхут, и тело также относится к малхут. Поэтому вера действует на тело.
В то время как разум, относящийся к девяти первым сфирот, не может в той же степени воздействовать на тело. Но, вместе с тем, достоинство разума в том, что он считается духовным по сравнению с верой, считающейся материальной, то есть относящейся к телу. А в духовном есть закон: “Нет исчезновения в духовном”, и каждое новое исправление прибавляется к предыдущим (“Грош к грошу скапливается в большой капитал”).
Однако вера, как все материальное и обреченное на разлуку, уходит и исчезает, и прошлое пропадает, не присоединяясь к настоящему и к будущему. Поэтому, хотя вера относительно разума, действует на человека на все сто процентов во время самого действия, но это действие веры временное. Тогда как разум, хотя и действует всего на один процент, однако этот один процент остается постоянно, и после ста таких действий соберется к тем ста процентам, которые бы за один раз произвела вера. Но если вера и произведет сто действий, все равно человек вернется к прежнему состоянию, тогда как разум останется с ним навсегда.
Например известно, что если человек изучает что-то, то хотя потом и забывает, но остаются понятия в разуме. То есть, насколько он использует свой разум – в той мере разум развивается.
Тогда как материальное, существующее во времени и в пространстве, не может меняться, как не может восток сойтись с западом в одном и том же месте или прошедший час совпасть по времени с настоящим. Однако в духовном все может происходить в одно время.
189. Действие, созидающее мысль
Услышано двадцать седьмого Тишрея
Почему человеку свойственна такая острота мысли, вдохновение и изобретательность, и все его органы слаженно работают на полной скорости в то время, когда он думает о материальных приобретениях? Когда же речь заходит о душе и надо постараться ради какого-то духовного приобретения, то человеческое тело и все его ощущения работают с большим трудом.
А дело в том, что человеческий разум и мысль – это лишь отпечаток с действий человека, которые отражаются в них, как в зеркале. Поэтому, если, в основном, человек заботится о материальных потребностях, то это отражается в зеркале его разума. То есть, все эти нужды отпечатываются в его разуме, и тогда он может использовать этот разум для достижения всего желаемого, ведь его мозг получает жизненную энергию от материальных целей. Поэтому, то самое место, из которого он получает жизненную силу, – его он и обслуживает. А духовное еще не оставило в его мозгу столько воспоминаний и информационных записей (решимот), которых было бы достаточно, чтобы получать от них жизненную силу и воодушевление. И потому разум не готов служить ему ради потребностей его души.
Поэтому обязан человек преодолевать себя и выполнять множество действий и дел, пока они не отпечатаются у него в мозгу. И тогда, конечно, приумножится его разум и будет служить ему с максимальной скоростью и остротой еще лучше, чем для материальных приобретений. Ведь разум — это самое близкое к душе одеяние.
Источник: Библиотека Международной академии каббалы.
Также рекомендуем: “Общий характер науки каббала”, “Каббалист – сам себе лаборатория”, “Нет ничего, сильнее мысли”, “Предсказания Исаака Ньютона”.