Перевод группы переводчиков МАК. Руководитель перевода Гади Каплан.
Глава Ваешев (фрагмент)
И приснился Йосефу сон
82) «И приснился Йосефу сон»[1]. Заговорил рабби Хия, провозгласив: «И сказал Он: “Слушайте слова Мои. Если и есть между вами пророк Творца, в видении Я открываюсь ему, во сне говорю с ним”»[2]. «Смотрите, сколько ступеней создал Творец, и все они встают, одна за другой, ступень за ступенью, одна выше другой, и все они питаются, одни от других, как и подобает им, одни – справа, другие – слева; и все они поставлены одни над другими, – всё, как и должно быть».
83) Все пророки мира питались от одного свойства, от двух известных ступеней – Нецах и Ход. И эти ступени были видны в зеркале, которое не светит, в Нукве, как сказано: «В видении Я открываюсь ему». Что такое «видение»? Это, как мы изучали, когда все цвета видны в нем, т.е. три цвета белый-красный-зеленый, три линии Зеир Анпина, – это и есть зеркало, которое не светит.
«Во сне говорю с ним» – это одна шестидесятая часть пророчества, как мы уже выяснили,[3] и это шестая ступень, нисходящая от ступени пророчества – ступень Гавриэль, управляющая сном.[4]
84) Любое сновидение, приходящее как должно, исходит от этой ступени, т.е. от ангела Гавриэля. И поскольку исходит от ангела, не бывает сновидения, к которому не примешались бы вещи обманчивые. Поэтому часть этих вещей – истинна, а часть – обманчива. И не бывает сна, который не содержал бы в себе и от одной, и от другой стороны.
85) И поскольку во сне есть всё, как правда, так и ложь, все сны в мире сбываются согласно тому, как они истолкованы устами. Как сказано: «И вот, как он нам истолковал, так и сбылось»[5], – то есть исполнилось согласно толкованию. И все потому, что сон содержит в себе и правду, и ложь, поэтому толкующее слово господствует надо всем, склоняя его или в сторону правды, или в сторону лжи, которые в нем. Таким образом, сновидение требует хорошего толкования.
И поскольку любой сон исходит от более низкой ступени, от ангела Гавриэля, поэтому речение, Нуква, властвует над ним, над этим ангелом, и любой сон воплощается согласно толкованию, – т.е. речению, исходящему от Нуквы, которая называется речью, властвующей над ангелом Гавриэлем.
86) Когда человек поднимается на свое ложе, он должен сначала установить над собой власть небесного правления, а затем произнести одну из молитв о милосердии. Ведь когда человек погружен в сон на своем ложе, душа покидает его и отправляется странствовать наверх, причем каждая поднимается своим путем.
87) Когда люди ложатся на постель и засыпают, и душа выходит из человека, как сказано: «Во время дремоты на ложе, тогда открывает Он уху людей и запечатлевает Свои назидания»[6], тогда Творец сообщает душе на той ступени, которая управляет сном, т.е. Гавриэля, о тех вещах, которые в будущем произойдут в мире, или же о том, что сбудется из помыслов сердца, и правда ли это, или обман, или и то, и другое вместе, для того, чтобы человек получил напутствие от происходящего в мире, – т.е. для этого открывают ему то, что должно произойти в мире.
88) И не извещают человека, пока он еще находится под влиянием тела, но ангел сообщает душе, а душа – человеку, так как сон приходит к душам свыше, когда души выходят из тел, и каждая поднимается согласно своему уровню.
89) Сколько же ступеней имеется в сновидении! И все они включают мудрость. Сон – одна ступень. Зеркало – еще одна ступень. Пророчества – еще одна ступень. И все это – ступени за ступенями, одна над другой. Поскольку ступень сна находится ниже ступени зеркала, а ступень зеркала – ниже ступени пророчества.[7]
90) «И приснился Йосефу сон, и рассказал он братьям своим, и они еще более возненавидели его» – отсюда следует, что человек может рассказывать о своем сне только тому, кто любит его, а если не любит его, то причинит ему зло. И если сон становится чем-то другим – это тот (человек) своим истолкованием привел к тому, что ушло истинное напутствие этого сновидения.
91) Йосеф поведал о своем сне братьям, которые не любили его. И потому привели к тому, что отдалилось воплощение сна его и задержалось на двадцать два года. Откуда нам известно, что ненависть стала причиной отдаления этого сновидения? Из сказанного: «И они еще более возненавидели его». Что значит: «Еще более возненавидели его»? То есть, своими обвинениями привели к тому, что сон не сбывался двадцать два года.
92) «И сказал он им: “Выслушайте сон этот, который мне приснился”», – т.е. просил, чтобы они выслушали его, и поведал о своем сне. Если бы не они, обратившие сон в нечто иное, сон бы исполнился. Но они ответили ему, сказав: «Неужели ты царствовать будешь над нами или править будешь нами?»[8] Тотчас истолковали его сон, выведя его из значения «царства» и «правления» и перенеся его на нечто другое, и предрешили этим, что он не будет господствовать над ними. «И еще более возненавидели его»416, – т.е. начали обвинять его.
93) Сон, который не сбывается, похож на послание, которое не прочитано. Что это значит: сон воплощается, но человек не знает об этом, или не воплощается вовсе? – Значит, что воплощается, но сам он не знает об этом, ведь над сном пребывает высшая сила и он обязан исполниться. Но ему самому об этом неизвестно, и он не знает, – сбылся его сон или нет. И это подобно непрочитанному посланию.
94) Нет в мире ничего, что не зависело бы от сновидения, или же от провозглашения о нем еще до прихода в мир. Поскольку о любой вещи, еще до ее появления в мире, провозглашают с небес, и оттуда она нисходит в мир. И передается она с провозглашением, и все это потому, что сказано: «Ведь Творец Всесильный не делает ничего, не открыв Своей тайны рабам Своим, пророкам»[9], – т.е. в то время, когда есть пророки в мире. А если и не открылось пророчество, – ведь мудрецы важнее пророков. И если нет мудрецов, то передается это в сновидении. Если же не передается в сновидении, то находится у птиц небесных.
[1] Тора, Берешит, 37:5,6. «И приснился Йосефу сон, и рассказал он братьям своим, и они еще более возненавидели его. И сказал он им: “Выслушайте сон этот, который мне приснился”».
[2] Тора, Бемидбар, 12:6. «И сказал Он: “Слушайте слова Мои. Если и есть между вами пророк Творца, в видении Я открываюсь ему, во сне говорю с ним”».
[3] См. Зоар, главу Ваеце, п. 70.
[4] См. Зоар, главу Ваеце, п. 45.
[5] Тора, Берешит, 41:13. «И вот, как он нам истолковал, так и сбылось: меня возвратили на должность мою, а его повесили».
[6] Писания, Йов 33:15-16. «В сновидении ночном, когда сон падет на людей, во время дремоты на ложе, тогда открывает Он уху людей и запечатлевает Свои назидания».
[7] См. Зоар, главу Ваеце, п. 45 и п. 50.
[8] Тора, Берешит, 37:8. «И сказали ему братья: “Неужели ты царствовать будешь над нами или править будешь нами?” И еще более возненавидели его за сны его и за речи его».
[9] Пророки, Амос, 3:7. «Ведь Творец Всесильный не делает ничего, не открыв Своей тайны рабам Своим, пророкам».
Также рекомендуем: “О пророчестве”, “О правой и левой линиях в духовной работе”, “Зоар о “суете сует”, “Рассветный сон”.