Продолжение. Пятую часть читайте здесь.
Хаим Виталь
(35) А теперь разъясним то, что узнали мы выше в начале истолкованного комментария. И это то, что в тайне кругооборота, в большой нужде возможно, чтобы новая (душа) удостоилась пробудиться к обретению вместе трех НАРАН за один раз в одном теле, и, не нуждаясь во множестве кругооборотов, завершила исправление их троих только лишь в одном воплощении. А дело в том, что когда вначале воплотится только нефеш, – если будет исправлена совершенно полным очищением, тогда руах не может прийти к ней в силу того, что она совершенна, а у него недостает исправления. Тем не менее, есть у него одно исправление: поскольку нефеш была полностью исправлена, то когда человек спит ночью, – вверяет свою нефеш в руку Его, благословенного, как известно. Тогда возможно, чтобы осталась его нефеш наверху, слитой с высшим источником в тайне маин нуквин[1], как разъяснено у нас во Вратах молитвы о ночном возлежании, – изучи там. И когда пробудится от сна наутро, руах войдет в него сам по себе. И, таким образом, это – словно буквально воплотился следующий раз в другом теле. И (тогда) исправляется до окончательного совершенства. И тогда нефеш сможет возвратиться в тело как раньше, поскольку они оба исправлены. И облачится руах в нефеш, а нефеш станет у него строением (меркава). А затем, если руах очистился полностью, возможно что также выйдут нефеш и руах ночью во время сна в тайне вклада (Всевышнему), как упомянуто, и останутся там наверху. И тогда наутро, при пробуждении ото сна, в него войдет нешама и исправится в нем. А после того, как завершится ее исправление, снова придут исправленные нефеш и руах, и соединятся в этом теле втроем вместе, и станет одно строением для другого. И больше не нужны будут другие воплощения.
(36) Так вот, суть этого исправления указана в стихе: “Душой (нефеш) моей стремлюсь к Тебе ночью, также и духом (руах) своим, что внутри меня, разыщу Тебя”. Объяснение. Категория “нефеш моя”, – когда будет очищена совершенно, пока не сможет слиться с Тобой, в тайне: “И слиться с Ним”. Тогда стремится к Тебе и очень страстно желает слиться с Тобой. И вожделение, и страсть эта, – она в ночи, во время передачи (Всевышнему) нефашот, которые поднимаются туда в тайне маин нуквин, дабы пробудить высший зивуг. Вследствие этой страсти, поскольку она очищена, и может слиться там полным слиянием, остается там и не спускается. А когда наступает рассвет, – время спуска нефашот, – она не спускается, но тогда “дух мой спустился и вошел внутрь меня”, – на рассвете. И поэтому “разыщу тебя” – это не свойство “нефеш моя”, а свойство “руах мой”, который входит внутрь меня для исправления. И потому аббревиатура слов: “ночью также руах мой (רוחי בלילה אף)”, – это (слово) “источник (באר)”, намекающее на то, что упомянуто выше. Ибо “Душа моя стремится к Тебе”, – подняться к высшему источнику (בא”ר). Однако человек, знающий в себе сам, что восполнил категорию своей нефеш, – ему уготовано то, что сказано в этом отрывке: “Душа моя стремится к Тебе ночью…”. Когда ляжет на свою кровать во всем упомянутом выше намерении, – посредством этого обретет внутреннюю суть руаха, а также нешамы, и не будут более нужны другие воплощения. И пойми эту скрытую тайну и будь осторожен в ней. Однако то, что мы говорим стих: “В руку Твою передам дух мой…”, это не способствует упомянутому, ибо наше намерение только в том, чтобы поднялись наши нефашот лишь в свойстве вклада и снова спустились утром. Но стих: “Душа моя стремится к Тебе” оставляет нефеш наверху, а спускает руах или нешаму, как сказано выше.[2]
Введение четвертое
О сути кругооборота. И разъясним вопрос двойного кругооборота.
(37) Об этом скажем так: имеется еще два других аспекта в вопросе самого кругооборота. Первый, – это когда тот, кто впервые пришел в этот мир, удостоился и достиг НАРАН, а затем согрешил и причинил им вред. Когда этот человек снова воплотится для исправления, не сможет обрести в этом кругообороте НАРАН вместе, если только не путем исправления, которое было объяснено выше, – когда лежа в своей кровати скажет стих: “Душа моя (стремится) к Тебе ночью…”. Второй, – это когда тот, кто (придя в воплощение) в первый раз, удостоился только лишь нефеш, и согрешил, причинив ей вред. Когда воплотится (снова), сможет обрести НАРАН в этом же самом кругообороте, поскольку изначально руах и нешама не повреждены и сейчас могут прийти вместе с нефеш после того, как будет исправлена, как если бы была новой, (воплотившейся) в первый раз. О нем говорится тогда: “Удостоится большего…”, как упомянуто выше. Что не так, когда сначала пришли они все и были повреждены все. Ибо тогда как нефеш будет исправным строением для поврежденного руаха? И то же – относительно нешамы. Однако когда в первый раз повредилась только нефеш, затем могут прийти в кругооборот втроем, как упомянуто.
(38) И согласно моему скромному пониманию, все аспекты исправления – это исполнение заповедей (“делай”), зависящих от органов нефеш, а категория ущерба, – это совершение прегрешений (в) заповедях “не делай”. И известно, что завершение вхождения нефеш в тело, – а это называется исправлением нефеш, – только благодаря исполнению заповедей. Однако (хотя) прегрешения причиняют нефеш ущерб, они не мешают входить ее искрам. Но существуют два других аспекта в этом вопросе. Если обрел нефеш только в первый раз, не удостоился исправить ее всю и умер, то поскольку это первое тело не завершило исправление всех свойств нефеш, во время “воскрешения мертвых” у ее первого тела есть только ее отдельная часть, которую оно исправило при жизни. И поэтому, когда эта нефеш перевоплощается в другое тело для завершения своего исправления, может обрести НАРАН. И тогда категория частей нефеш, которые исправились в этом втором теле со всей совокупностью руаха и нешамы, – они у второго тела в этом воскрешении. Таким образом, у первого тела нет никакой части в руахе и нешаме, но нефеш частично поделена, соответственно ее двум частям: тем, что исправлены (в первом теле) и остальным частям, которые для второго тела. И это подобно тому, что упомянуто выше в Саба де-Мишпатим об ибуме, что первое тело, которое не преуспело (в исполнении заповеди) “плодитесь и размножайтесь”, удостаивается только отдельной искры этой нефеш. И это его искра, внесенная в его жену при первом совокуплении. А остальные части нефеш с руахом и нешамой, – во втором теле. И это тайна того, что написано в Зоаре, в главе Хаей Сара стр.131/1: “Вот тела, которые не преуспели: были – как не были”. И эта вещь удивительна, ибо нет тебе человека из Исраэля, который не был бы наполнен заповедями как гранат, – и почему же аннулируется полностью во время воскрешения? Но в сказанном намек на то, что главное наслаждение в грядущем будущем – в свойствах руаха и нешамы. А в первом теле нет даже совершенной нефеш, только отдельная искра от руаха, оставленная в его жене, и т.д. Получается, что у него нет наслаждения, и относительно этого существует как-бы не существуя. Но если это первое тело удостоилось исправить всю нефеш, а затем снова повредило ее, то когда эта нефеш вновь воплотится с руахом и нешамой во втором теле, – они воплощаются в соединении с искрой другой нефеш, чтобы помогла им в заповедях. И это называется двойным кругооборотом, и запомни это понятие. А затем во время воскрешения возвращаются НАРАН в первое тело, а это второе тело удостаивается только искры другой нефеш, пришедшей с ним. Ибо она – основная искра в этом втором теле, ведь первая нефеш уже была исправлена полностью в первом теле. И получается, что это усилия для других, как будет разъяснено у нас о сказанном равом Шешетом: “Радуйся душа моя, для тебя называю, для тебя учу…”.
(39) Так вот, мы должны знать: когда человек удостаивается нефеш, руаха и нешамы, а затем повреждает их, то когда возвращается в кругооборот, эти трое не приходят вместе, – каждый из них только в собственном воплощении. И необходимо знать то, что будет (действовать) закон для этих нефеш, руаха и нешамы: когда нефеш перевоплощается в тело после исправления, и она исправлена, тогда руах туда не может войти, как упомянуто. Ведь как поврежденный руах облачится внутрь исправленной нефеш? А если скажем, что поврежденный руах облачится в нефеш прежде, чем она будет исправлена, – это тоже невозможно, ибо руах не входит до завершения исправления нефеш, которая ниже его ступени. Однако нужно чтобы этот руах пришел в воплощение сам, соединенным с нефеш гера взамен его нефеш, и там исправился. И подобно этому приходит только лишь нешама в одно тело, соединяясь с нефеш гера. И это тайна того, что написано в Саба де-Мишпатим, стр.98/2: “Приходят нишматин (души) в нефеш прозелита и очищаются в ней…”. Ибо сам руах, или сама нешама не могут облачиться ни в какое тело, но (лишь) благодаря нефеш. И поэтому берут взамен (своей) нефеш гера, и посредством нее исправляются.
(40) И в этом будет разъяснена тебе большая тема: получается из сказанного нами, что большинство сыновей Адама удостаиваются только лишь нефеш. И (есть лишь) немногие в этих наших последних поколениях, которые удостоятся руаха и нешамы. Ведь известно, что сын Давида[3] не придет, пока не смогут исправиться рухот и нешамот. Однако вместе с упомянутым станет понятным, что также руах или нешама воплотятся в другие тела, будучи соединенными с нефеш гера, и тогда они тоже исправятся. Тем не менее, когда удостоится исправления его основная нефеш, сможет получить другой руах, – некоего праведника, которому подобна в его действиях, и (он) будет ей вместо ее настоящего руаха. И подобно этому исправится до уровня, когда сможет обрести также нешаму некоего праведника. И когда эта нефеш уйдет из (этого) мира, – если ее основной руах еще не завершил свое исправление, – тогда, так или иначе, эта нефеш уходит с руахом того праведника в будущий мир и благодаря нему получает заслуженное ею изобилие. А когда ее руах завершит исправление в его воплощении в другом теле, как упомянуто выше, тогда нефеш говорит: “Пойду я и вернусь к моему первому мужу”, и соединяется со своим руахом. И такова же ситуация с нешамой: когда она исправится, возвращаются к ней снова нефеш и руах все вместе, как упомянуто выше.
[1] Досл. “женские воды”, аббревиатура “МАН”. Здесь не имеется в виду ощущаемый недостаток, с которым нижний духовный объект обращается к высшему (молитва), как обычно толкуется это понятие, а, по-видимому, – некая постоянная форма контакта нижнего с высшим по принципу формирования сфиры Даат.
[2] Примечание составителя: “Сказал Шмуэль (сын и ученик Хаима Виталя, – прим. переводчика): “Вопрос этого стиха “Душа моя стремится к Тебе” был выяснен в предисловии шестом Врат намерений”.
[3] Имеется в виду Машиах.
Также рекомендуем: “Плоды души Ари“, “Лавка открыта и пишет рука…“, “Зоар о великом сброде” “Рабаш: выход праведника оставляет след“.