Продолжение. Шестую часть читайте здесь.
Хаим Виталь
(41) А теперь поясним различие, существующее в вопросах кругооборота праведника и грешника. И из этого поймешь различия в высказываниях и в речах мудрецов. Ибо иногда мы видим, что кругооборот имеет обыкновение только до трех воплощений, в тайне: “Дважды, трижды, – если мужчина”, “За три преступления Исраэля, а за четвертое – не ответим”, или в тайне: “Наказывающий детей за грех отцов до третьего и четвертого (поколения)”. И находим мы в книге Тикуним, тикун 69, что праведник воплощается до тысячи поколений, и т.п. Однако сам отрывок оговаривает это: понятие четырех поколений – для злодея, как сказано в Писании: “Взыскивающий с детей за вину отцов” и т.п. Но для того, кто проявляет милосердие (хесед), для любящих Меня, и для хранящих Мои заповеди, – тысячи воплощений.
Разъясним этот вопрос. Знай, – после того как нефеш человека из новых пришла в первый раз, (она) воплощается в первое тело для исправления, – это называется первым кругооборотом. И он согрешил и повредил ее. Если не исправится тогда, – возвращается во второй кругооборот. А если и тогда не исправится, – возвращается в третий кругооборот. И оттуда и далее нет у нее больше исправлений в кругооборотах. И тогда сказано о ней: “И будет отсечена эта нефеш от своего народа полностью”. Однако это только когда не была исправлена вообще никаким исправлением ни в каком из этих (воплощений). Но если в каком-либо из этих трех (кругооборотов) она немного начала исправлять, – она не отсекается, и может возвращаться и исправляться, – даже до тысячи поколений, если будет необходимо. И поэтому первый, который не исправлен вообще, называется грешником. А следующий, который исправлен немного, называется праведником. И каждый, кто воплощается, – дополняет свое исправление.
(42) И согласно моему скромному пониманию, как я услышал от моего учителя, благословенной памяти[1], – это характерно только для нефеш в силу того, что она из Асия и погружена в глубины клипот. И поэтому только у нефеш упомянут в Торе карет[2], ибо “отсечена” от святости и погружена в клипот. Однако руах и нешама, которые из Ецира и Брия, где удержание клипот не настолько сильно, – не сомнений в том, что исправятся они все. Но есть те, которые исправляются достаточно быстро, а есть – долгое время, после нескольких воплощений. И еще разъясним смысл упомянутого отличия, имеющегося между праведником и грешником, и будет понято то, что написано мудрецами нашими об Элише “другом (ахер)”[3]: “Не будет предан суду, поскольку занимается Торой…”. Ибо праведник, занимающийся Торой, – в особенности если будет из прежних (праведников), – для него нет суда в Геиноме. Так вот, он обязан очиститься от своих прегрешений для того, чтобы вошел в Ган Эден, и потому его исправление – только в кругообороте. Ибо каждое имеющееся у него непрощенное прегрешение, (исправляется) посредством страданий при жизни, (но он) не входит в Геином для получения наказания за них. (Ему) необходимо другое воплощение для исправления каждого прегрешения, а потому он воплощается во множестве кругооборотов, (дабы) искупить и исправить свои прегрешения. Не так с грешником, который входит в Геином: там вычищаются все его проступки вместе, и нет ему необходимости возвращаться в воплощения.
(43) И здесь есть место вопросу: ведь согласно тому, что разъяснено, ему, якобы, лучше войти в Геином для искупления сразу всех его прегрешений, и не возвращаться в несколько воплощений. Но, согласно моему скромному мнению, жизнь (праведника в воплощении) объясняется (следующим). Святой, благословен он, смотрит и предвидит, что если этот злодей вернется в кругооборот, – добавит своих грехов и злодеяний, и возрастет (он) в преступлениях над достоинствами. И поэтому, с точки зрения того, что уже завершил те немногие обязательные для него заповеди соответственно корню его нефеш, – (Всевышний) удаляет его из мира и спускает в Геином, и (там) очищаются его прегрешения, и остаются его завершенные достоинства, – “Ведь желает благодеяния Он”. Однако прегрешения праведника, которые меньше, чем его достоинства, очищаются посредством страданий, которые испытывает в воплощениях. И остаются у него (лишь) многочисленные достоинства, дополняющиеся у него в каждом кругообороте до бесконечности, а также чудесное вознаграждение, – подобно тому, что написано мудрецами: “Пожелал Святой, благословен Он, удостоить Исраэль, поэтому умножил для них Тору и заповеди”.
(44) Кругооборот рава Шешета. Вопрос двойного кругооборота уже был разъяснен в предыдущих комментариях. Так вот он – это суть того, что написано в Гмаре о раве Шешете, который был слепым, и когда занимался Торой, – был рад, и говорил: “Радуйся душа моя, для тебя называю, для тебя учу…”. И на первый взгляд непонятны эти слова, – ведь благодетелем был для себя, а не для других, как сказано в Писании: “Если ты мудр, то мудр для себя”. Также точны были слова его: “душа (нефеш) моя”, и то, что это состояние рава Шешета относительно его ближних.
Чтобы это понять, вначале предварим (объяснение) ситуации рава Шешета тем, кто был его перевоплощением. Знай, что Баба бен-Бута, – благочестивый из учеников мудреца Шамая, – у которого все время была потребность в искупительной жертве, сейчас возвратился в воплощении рава Шешета для завершения некоего исправления, которое все еще было ему необходимо. И вследствие того, что царь Хордус (Ирод) выколол его глаза, – теперь он тоже был слепым, как известно. Так вот, буквы слова “Баба (בב״א)” – это “Шешет (שש״ת)” в “АТ-БАШ[4]“. И от этого перейдем к объяснению. Знай, что тот, кто не завершил своих исправлений в первом кругообороте, вынужден воплотиться повторно, дабы восполнить их, даже если его недостаток – нечто малое. И если в первом воплощении завершил (исправление) своей нефеш, и недостает ему только чего-то малого, то когда воплотится повторно, все созданное вознаграждение Торы и заповедей во втором кругообороте (будет) созданным ради его нефеш, приходящей сейчас в этом втором теле (лишь) для (ее) усовершенствования. А когда восстанет во время воскрешения, его нефеш вернется в первое тело, в котором занимался Торой и заповедями, большей частью необходимыми ему, и не войдет в это второе тело. Но (сейчас находится в нем) временно. И поэтому рав Шешет знал о своей нефеш, которая изначально была в теле Баба бен-Буты, – великого человека в Торе и знаменитого в благочестии, и теперь вернулась для воплощения в это второе тело только из-за чего-то незначительного, которого ей недоставало. Поэтому его тело было скорбным от этого факта. Ведь все его труды обретет та нефеш, а его конец – умереть, (когда она) возвратится в первое тело при ее воскрешении. Таким образом, все то, чем был занят в Торе и в заповедях – это польза для его нефеш, а не его телу. А поэтому радоваться удостоилась нефеш, а не тело. И это то, что написано: “Возрадуйся душа моя…”, – а не я, – поскольку “для тебя я называю, и для тебя я учу”, – для твоей пользы, а не для своей пользы.
Введение пятое
О сути отличия, существующего между гильгулем и убаром.
(45) Это два вида кругооборотов и два вида убаров. В воплощении первого вида со дня рождения и выхода на воздух мира в тело человека входит одна нефеш. А второй вид (воплощения) – это тот, в котором иногда возможно, что воплотятся вместе две нефашот. Это тоже во время рождения человека. И это и называется двойным кругооборотом, как разъяснено в предшествующем комментарии и в других местах. Так вот, обе эти нефашот воплощаются вместе и приходят в мир во время рождения тела человека, и они вообще не отделяются до дня смерти. Обе они называются одной нефеш и становятся одной нефеш, и испытывают огорчения и страдания, приходящие к тому телу все дни его жизни, и горе смерти. Однако убара в человеке в день его рождения нет, как разъяснено выше. Но в нем (в убаре) есть две категории. Первая – это когда приходит ради самого праведника, зачатого в человеке для совершенствования в какой-либо вещи, которой у него (праведника) недостает, как будет разъяснено в своем месте. А вторая, – когда приходит ради человека, для помощи и содействия ему в Торе и заповедях. Так вот, когда приходит ради самого себя, не входит в человека до достижения отроком тринадцати лет и одного дня. Ибо тогда человек (становится) обязанным к Торе и заповедям, и он (т.е. праведник) сможет исправить также и себя благодаря заповедям человека. И потому она (нефеш праведника) не входит ранее этого времени, – только, (как) сказано, когда (человек становится) обязанным к заповедям. И тогда входит и распространяется внутри этого тела, подобно тому, как распространена в нем собственная нефеш человека, и они обе как одна, испытывают страдания, приходящие в это тело. И обитает там до восполнения в ней отмерянного ей времени для исправления и совершенствования того, в чем она нуждается. А затем выходит при его жизни и возвращается на свое высокое место в Ган Эден. Но когда приходит для пользы человека, а не ради себя, то приходит по собственному выбору, а не по обязанности. И поэтому она совершенно не подчинена необходимости переживать страдания этого тела, и вообще не ощущает его скорби и приходящих к нему страданий. И если в человеке отраду находит руах, он обитает там с ним, а если нет, – он выходит оттуда и покидает его. (Как) сказано: “Отойдите-ка от шатров нечестивых людей тех…”.
[1] Учителем Хаима Виталя был Ицхак Лурия Ашкенази (Аризаль, Ари).
[2] Смерть от руки Творца, преждевременная смерть; казнь в виде отсечения (головы).
[3] Речь идет об Элише бен Абуя.
[4] Порядок перестановки букв в словах, когда первая буква алфавита заменяется на последнюю, вторая – на предпоследнюю, и т.п.. Применяется для постижения тайн взаимосвязи имен в Торе.
Также рекомендуем: “Тора Моше: изменить себя, чтобы раскрыть Творца“, “Согласие первого сокращения“, “Рабаш об отличии в действиях праведника и грешника“, “Исправление общего и частного“.