Продолжение. Седьмую часть читайте здесь.
Хаим Виталь
(46) А теперь разъясним то, с чего мы начали, – c того, что сказано в отрывке: “Возлагает грех отцов на сыновей”. Объяснение: с одной новой нефеш перевоплощается до трех старых нефашот, и могут воплотиться вместе в одно тело со дня рождения. Таким образом, вместе – это четыре нефашот. И это внутренний смысл (четырех) четвертей[1]. Также это тайна (отрывка): “трижды, если мужчина”, так как три перевоплощающиеся нефашот могут воплотиться с одним мужчиной, (а) он – это новая нефеш. Но совместное воплощение более этого невозможно. Однако это количество может быть меньшим, поскольку возможно воплощение только одной нефеш в одном теле, или только одна нефеш перевоплощается с одной новой нефеш в одно тело. Либо две нефашот перевоплощаются в другое тело, или же обе перевоплощаются с одной новой. Либо три перевоплощаются сами, или же три перевоплощаются с одной новой. Но более этого количества в одно тело войти не могут, как упомянуто.
И знай, что эти перевоплощающиеся в одном теле вместе имеют обыкновение (воплощаться) только в то время, когда все они держатся в одном корне, – в тайне (отрывка): “избавит от продажи имущество брата своего”. И, несмотря на то, что этот новый воплощенный не грешит каким-либо грехом других перевоплощающихся, вместе с тем, если он от более внутреннего свойства, чем все они, – как если он от свойства гидим[2] в этом органе Адама Ришона, а они от свойства басар[3], которое хуже чем гидим, – этот новый необходим для очищения ущерба и гнили, возникших из-за прежних прегрешений, дабы притянуть жизненность ко всему этому корню.
(47) Так вот, в категории убара – это подобно. Ибо могут зародиться в человеке и воплотиться в нем только трое нефашот, приходящих помочь самой нефеш этого человека, а с ней – их будет четверо, и не более того, но меньше может быть. Однако эти действительно приходят в тайне кругооборота ради себя, для исправления того, что извратили, или (чтобы) восполнить какую-то заповедь, которой им недостает.
И сообщу тебе порядок (развития) убара более подробно. И уподобим это такому примеру. Скажем, представь себе, что в корне у человека, воплощающегося сейчас в тело для своего исправления, есть десять других нефашот, более высоких чем он. И если этот человек удостоится, зародится в нем десятая нефеш, самая нижняя из всех десяти. И она выше него самого, а потому содействует и помогает ему в исправлении. Если удостоится большего, зародится в нем девятая нефеш, а если удостоится более (этого), зародится в нем также восьмая нефеш. Таким образом, в нем зародились три нефашот, а с ним – их четверо, и невозможно зарождение в нем более этого. Однако если удостоится большего, зародится в нем также седьмая нефеш, и тогда десятая нефеш отменит свое свечение в этом убаре, внутри свечения трех убаров, более высоких, чем она. И таким же образом процесс происходит и продолжается, пока не окажется, что, возможно, зародятся в нем три самые высокие нефашот из всех десяти: первая, вторая и третья. И эти трое раскроют свое свечение в этом убаре для помощи ему, а остальные семь других аннулируют там свое свечение в силу свечения трех высших, и будет считаться, что как будто их нет. Таким образом, могут раскрыться в тайне убара только трое нефашот, а с нефеш самого человека – их четверо. Но более этого – невозможно, как упомянуто.
(48) Писание говорит: “Все это (Всевышний) сделает с мужчиной до трех раз”. (Это) означает: в трех первых кругооборотах. Тогда воплощается лишь сама нефеш человека, без соучастия иной (нефеш) внутри тела. Но если все же не исправилась в этих трех, и придется повторно возвращаться еще в трех кругооборотах, она приходит не сама, поскольку нет у нее силы исправиться. И поэтому приходит при участии “мужчины (гевер)”, – это некий праведник, зарожденный в нем, чтобы помогать и наставлять ее к улучшению. И поэтому не сказано “трижды”, что будет видеться, как будто это в три первых раза, но сказано “до трех раз”, указывая на то, что во второй раз оба включены (в) три воплощения, – тогда она (нефеш) с “мужчиной” в сотрудничестве, как упомянуто.
(49) Удивителен факт, который разъясняет Саба де-Мишпатим в вопросе перевоплощения несколько раз в каких-либо телах, из которых восстанет во время воскрешения. Постигни то, что разъяснено у нас в предисловии Тикуним на стих: “Как птица, покидающая гнездо свое…”, а также то, что написано в Зоаре, глава Пкудей, о Шхине, которая изгнана в клипот, пока не сравняются раглин бе-раглин[4], и т.д. И пояснили мы, что души праведников также изгнаны внутрь клипот вместе со Шхиной. Однако и в прежние времена эти души, – свойства этих искр и частей от свойства их ступени, – были изгнаны с ней. Там и пребывает Шхина в изгнании в это время. И подобно этому – в каждом поколении. Однако сейчас, в этих последних поколениях, Шхина уже опустилась до раглин. И души в этих поколениях, – тоже из категории раглаим. И вследствие того, что в (самом) начале изгнаны все души со Шхиной, сейчас эти первые высшие души, которые поднялись и исправились, спускаются обучать и выпрямлять (пути) нижних душ, дабы исправились и они. И получается, что в каждой душе есть несколько частей и искр. И все эти части называются именем “одна душа”. И такова ситуация во всех душах. А когда наступит время воскрешения, каждое тело обретет часть его нешамы, согласно тому периоду времени, в котором была его ступень.
(50) Так вот, иногда может произойти так, что несмотря на то, что будет в человеке некая высшая чистая нефеш, однажды (он) разгневается. Тогда она выйдет из него, и войдёт на ее место другая плохая нефеш. Или заболеет человек каким-то большим недугом, и тогда заменится его нефеш на другую нефеш. Или случится у него падучая болезнь, эпилепсия, – сменится его нефеш и уйдет в другого человека, а в него войдет другая нефеш. И это тайна (изречения): “Праведник – все дни свои, а в конце – злодей”. Или наоборот. И поскольку это так, возможно также, что произойдет из-за этого еще иное событие[5]. И это, (к примеру), если ранее была уготована для этого человека какая-то женщина, его пара, (а) поскольку была заменена его нефеш и дана другому человеку, – ее (эту женщину) обретет этот другой человек.
(51) Знай, что существует возможность посредством нефеш человека, его руаха, или его нешамы собрать их искры, погруженные в глубины клипот, и поднять их оттуда. И благодаря этому они станут исправленными, – подобно тому, что было разъяснено у нас по вопросу смысла казни десяти мучеников[6], и посмотри там.
(52) Знай, что есть отличие того, кто перевоплощается по причине исправления оставшихся прегрешений, от перевоплощающегося по причине того, что не было у него сыновей, и не исполнил заповедь “плодитесь и размножайтесь”. Ибо тот, кто перевоплощается по причине отказа (от исполнения заповеди) “плодитесь и размножайтесь”, – несмотря на то, что будет как Шимон бен-Азай, который не нуждался в воплощении ради сыновей, – вместе с тем, когда во время рождения воплотится однажды в каком-либо теле по причине потребности исправить некий иной ущерб, или когда приходит для пользы другим, а также если придет в тайне убара при жизни, – невозможно будет ему прийти одному, но только совместно с другим, вследствие того он половина тела, и он не сможет прийти сам. И это также можно назвать двойным кругооборотом, как упомянуто выше в предыдущих толкованиях. И это воплощение – не посредством ибума, как видится мне, Хаиму, согласно моему скромному пониманию.
Введение шестое
По вопросу новых и старых душ, – какова их суть.
(53) И уже коротко разъяснен этот вопрос в пятых вратах Врат заповедей, в (толковании) заповеди “Отогнать (птицу из) гнезда”. Разъясним же источник корня душ, – откуда это начало.
Знай, что когда были созданы все миры, и даже мир Ацилут, – были созданы вначале в тайне зивуга ахор бе-ахор, но затем снова установились в стадии паним бе-паним. Так вот, свойства душ сынов Адама были такими же, ибо сначала они были созданы в стадии ахор бе-ахор. А затем, с того времени, когда был сотворен Адам Ришон, и далее, – до прихода Машиаха, – было произведено дальнейшее исправление для тех душ, которые созданы в свойстве ахор бе-ахор. Теперь будут выходить новые (души) от зивуга паним бе-паним, – из-за того, что после создания сначала в (стадии) ахор бе-ахор, они опустились вместе с изгнанием Шхины вниз, внутрь клипот. И когда какой-то праведник сформирует некое полностью хорошее намерение, может притянуть благодаря этому намерению некую новую душу. Объяснение: душа, находящаяся внутри клипы, поднимется оттуда наверх, в тайне (стиха): “Новые по утрам, – велика вера твоя”, и там обновится. А затем спустится оттуда в этот мир, (сформированная) от стадии паним бе-паним. И сейчас – это начало их сотворения, и называются новыми. И эти души готовы не грешить, как остальные душам.
(54) Но знай, что все это время у нас есть сила притянуть только те новые души, которые из БЕА. Это тайна нешамы, руаха, нефеш, как известно. Но в грядущем будущем, после воскрешения, придут новые, более возвышенные души из мира Ацилут. И они от свойства бывшей у Адама Ришона души Ацилута, называемой именем “высшее сияние (зеира илаа)”, как будет разъяснено в дальнейших истолкованиях. И это внутренний смысл того, что написано в книге Зоар, глава Пкудей, стр.253/1: “Со дня разрушения Храма не входили души в чертог любви”. Ибо эти новые (души от стадии) паним бе-паним из мира Ацилут не входили туда. Однако новые души из БЕА могут прийти даже в это время, после разрушения. Но все остальные приходящие в мир души, – из тех, что были включены в душу Адама Ришона после того, как был создан (в стадии) ахор бе-ахор, – были отделены от свойства паним бе-паним, и снова возвращаются (к состоянию) паним бе-паним. И получается, что все старые души приходят от него.
[1] Возможно, имеется в виду взыскание за грех до четырех поколений.
[2] Досл. “жилы”, – каналы; связи, соединяющие элементы духовного объекта.
[3] Досл. “плоть”, – более внешняя оболочка, “мышцы”, покрывающие внутренние органы духовного объекта.
[4] Имеется в виду стадия окончательного исправления творения (гмар тикун).
[5] То есть, событие являющееся следствием перемены нефашот.
[6] Используется словосочетание “הרוגי מלכות”, что означает: “евреи, казненные властями за приверженность Торе”.
Также рекомендуем: “Три души“, “Три уровня постижения МАН“, “Бааль Сулам о механизме вознесения молитвы“, “Зоар: пророчество о поступи Машиаха“.