Продолжение. Восьмую часть читайте здесь.
Хаим Виталь
(55) И знай, что Адам Ришон разделяется на двести сорок восемь органов, и подобно этому его гуф состоит из двухсот сорока восьми органов. Также есть в нем другие свойства, и они из категории нескольких видов сэарот[1], свисающих с него без конца. Так вот, все отдельные искры душ в этом мире, – из этих свойств, имеющихся в Адаме Ришоне. Однако эти частности и упомянутые свойства продолжаются затем в человеческие тела, рождаясь из Адама Ришона. И эти частности называются у нас корнями душ, поскольку все они исходят оттуда, из этих свойств Адама, как упомянуто. И вот теперь, чтобы каждому человеку узнать, каков корень его души, необходимо, чтобы узнал и постиг, – в ком разделяются все его частные искры, органы и сэарот (от) Адама Ришона. И это будет названо корнями душ, приходящими от него. И так же – в каждом органе, – подобно тому, как истолковали наши мудрецы стих: “Где был ты при основании Моем земли?”.
(56) Мы уже пояснили тебе, что большинство душ – это свойства Каина и Эвеля, сыновей Адама Ришона. А оттуда, с тех пор и далее, затем отделяются для всех порождений. И, несмотря на то, что сейчас не будем разъяснять этот вопрос в совершенной точности, ибо здесь не место этому толкованию, однако поясним этот вопрос на примере. Постигни сам то, что сказано: Эвель – это категория рош всех душ. Получается, что душа Эвеля – это корень всех частных искр душ в людях, и они из свойства рош. Также если Авраам, отец наш, мир ему, – свойство правого предплечья Адама Ришона, (то) скажем, что все частные искры душ в людях от свойства правого предплечья Адама включены в Авраама, и он их корень. И подобно этому – во всех остальных органах и сэарот души Адам Ришона. И нет здесь места для (дальнейшего) истолкования этого.
(57) Однако поясним теперь вопрос видов личного покаяния, необходимого сынам Адама, и они станут немного понятнее из этого толкования. Так вот, этих видов возвращения (раскаяния) восемь. Первый – у того, кто имеет нефеш от мира Асия. Когда грешит (такой) человек, – причиняет отделение Асия от Ецира в свойстве частного места, в котором “подвешен” корень его нефеш. И поэтому это раскаяние исправляет (прегрешение) пока не возвратятся Асия и Ецира к соединению в свойстве места корня его нефеш. Также тот, в ком есть руах из Ецира, и прегрешил, должен соединить Ецира с Брия в частном свойстве своего корня. А тот, в котором есть нешама из Брия, должен соединить Брия с Ацилутом подобно тому, как упомянуто выше. Таким образом, это три вида нижнего возвращения, так как они – в мирах БЕА.
Еще есть пять более высоких видов возвращения, ибо они – в самом мире Ацилут. Первый – это возвратить Малхут Ацилута на ее место под Есодом. И это в свойстве частного корня его души, как упомянуто. Второй, – возвратить ее более высоко, до НЕХИ, ибо там место ее создания. Третий, – возвратить ее еще выше, до ХАГАТ. Четвертый, – возвратить ее более высоко, до ХАБАД, являющихся тремя мохин Зеир Анпина. Таким образом, эти четыре подъема, – все они в свойствах ступени Зеир Анпина. Еще есть пятое возвращение, – главное и выше всех них, – это возвратить и поднять ее до места Аба ве-Имы. На эту часть указано в книге Зоар и в книге Тикуним, и это возвращение зовется восьмой ступенью. Ведь Има – восьмая снизу вверх.
(58) И следует знать, что какова высота места души человека, такова мощность и тяжесть ущерба от его греха. Ибо тот, у кого его нефеш – от Малхут Ацилута, поднимается его вред на этот уровень и причиняет ущерб в части его корня, находящегося там. И подобно этому – в остальных свойствах. Также необходимо знать, что если какой-либо человек в первых предшествовавших ему (воплощений) был в свойстве обладающих своей нешамой, были у него нефеш и руах из Асия и Ецира. И (если) согрешил и повредил свойство руаха, и должен воплотиться в этого второго рожденного сейчас человека, то в этого человека входит только лишь категория нефеш. Так вот, когда грешит, он причиняет ущерб до верха Ецира, как будто бы вошло в него также свойство руаха. А когда захочет возвратиться в раскаянии, необходимо, чтобы исправил (все так), словно были в нем повреждены оба, – руах и нефеш. И подобно этому – в остальных случаях.
(59) В вопросе исправления человека раскаянием также необходимо человеку (знать) еще разновидность его воплощения. Разъясним сейчас иначе и вкратце относительно того, что уже разъяснено у нас в другом месте. К примеру, было двадцать или тридцать кругооборотов его души. (Тут) следует знать, что если в первом из всех этих тридцати были, например, НАРАН от БЕА, и (он) причинил ущерб в них, – приходящие затем все тридцать, несмотря на то, что вошла в них только одна категория нефеш, должны исправиться так, будто ущерб (причинен) во всех БЕА. (Это) вследствие того, что вначале, в первом (воплощении), которое предшествовало им всем, нефеш была получающей свет от (уровня) нешама (мира) Брия, и теперь необходимо вернуть к ней тот свет, который был у нее изначально. И тогда завершится ее исправление возвращением. И это внутренний смысл стиха: “Ибо обрела от руки Всевышнего вдвойне во всех грехах своих”. Ведь иногда согрешит человек весьма легким грехом, но с ним будут придирчивы, и взыщут с него вдвое, как будто грех очень тяжелый. А поэтому если увидит человек, что якобы нет постижения (смысла) страданий, – не (должен) затем размышлять (исходя из) своей меры, а (должен верить, что) все от Него, благословенного, – в справедливости и в правосудии. Однако если от первого (воплощения) до девяти первых в этих тридцати удостоился только нефеш и руах, а десятое (воплощение) удостоился также нешамы, и затем грешит и вредит ей, то грех принесет ущерб (и) первым (воплощениям). Также их исправление и возвращение – это только лишь тайна руаха, а, тем более, – нефеш. Но десятое (воплощение), и также все остальные от него и далее, до завершения тридцати, – повреждение и исправление их тоже в тайне нешамы. А из этого сам проведешь аналогию к остальным частным деталям (нашего) рассказа. И получается, что человек не может совершить полного раскаяния в качестве исправления до того, как узнает корень, место удержания его души, и особенности перевоплощающихся свойств его души, которые ему предшествуют. Поэтому сказано в Зоаре, Песнь песней, в отрывке: “Скажи мне ты, которого любит душа моя…”, что человеку необходимо знать: какова его душа, зачем пришла в этот мир, и что должна исправить, – как упоминается там подробно.
Введение седьмое
И в этом толковании расширим еще (объяснение) понятия старых и новых душ, – что это такое
(60) Итак, уже разъяснено, что есть немного душ, которые не входили в общность души Адама Ришона, и они воистину называются абсолютно новыми душами. Но все души, которые уже входили в общность Адама Ришона, относительно упомянутых истинно новых (душ) называются старыми душами. Однако в них самих есть две различные ступени. И сейчас разъясним вопрос этих душ, так как есть в них три ступени. Первая – это души, не включенные (прежде) в душу Адама Ришона, и они называются полностью новыми душами. Вторая (ступень такова). Когда прегрешил Адам Ришон, известно что отпали от него органы, и разделился и уменьшился до того, что устоял только лишь в ста локтях, – в тайне (стиха): “И возложил на меня руку Твою”. И как произошло это в свойстве его гуфа, так же произошло у него в свойстве его души. Так вот, эти искры его души, оставшиеся существовать в нем после греха, являются сущностью, остающейся в частях Адама Ришона. Когда после прегрешения он породил Каина и Эвеля, – как считают учителя наши, и книга Зоар, – они вышли из упомянутых искр, и они называются второй ступенью. А третья (ступень) – это те искры его души, которые, когда прегрешил, исторглись из него, снова[2] спустились и упали в глубины клипот, на что намекают мудрецы наши, и называют (это) отпадением органов. И знай, что из этой третьей ступени была душа Шема, сына Адама Ришона.
(61) Итак, первая ступень называется полностью новой душой. И потому, когда спускается такая душа в этот мир в тело, рождается некая нефеш, – о ней намекают учителя наши в начале главы Мишпатим (книги Зоар), стр.94/2 так: “Приди и узри. Когда рождается сын человеческий, дают ему нефеш… удостоится большего…”. Ибо в ту (душу), которая приходит в мир в первый раз, можно притянуть от нефеш де-Асия до нешамы в нешаме[3] Ацилута, – ступень за ступенью, как написано: “удостоится большего…”. И все это в большой легкости, а не посредством множества трудов. Таким образом, разъяснен уже вопрос первой ступени.
Но если в этот раз (душа) прегрешит, причинит ущерб и умрет, – должна будет возвратиться в мир. Тогда будет называться перевоплощенной и старой. И уже разъяснено выше, что нефеш входит в него (в человека) во время рождения, а руах не может прийти до тринадцати лет и одного дня, а нешама – от достижения двадцати лет и далее. И таким образом весьма продвигается и растет, соответственно своим деяниям, пока не сможет достичь НАРАН Ацилута, согласно ступени своих лет.
[1] Досл. “волосы”.
[2] Используя слово “снова”, – досл. “возвратились”, – автор, по-видимому, указывает на предшествующее выяснение и подъем искр от разбиения в мире Некудим, осуществленное ЗОН Ацилута для создания Адама Ришона.
[3] Имеется в виду уровень хая.
Также рекомендуем: “Четыре стадии“, “Жемчужины каббалистической мудрости“, “Четыре стадии постижения“, “Зоар: различие между людьми и ангелами“, “Бааль Сулам о работе праведников в высших мирах“.