Обобщающее введение. Часть вторая

Продолжение. Первую часть читайте здесь.

Йегуда Ашлаг (Бааль Сулам)

2) И в соответствии с этим, высший свет Творца не достигает творения, прежде чем пройдет четыре стадии, которые называются: Хохма, Бина, Зеир Анпин и Малхут. Общее распространение света Творца называется “Хохма”, и это весь свет, получаемый творением. А когда увеличивается желание получить дополнительный свет, – больше того, который приходит, – это уже представляет собой вторую стадию, которая называется Бина. И в этой второй стадии нужно различать три особенности.

Особенность первая: суть сфиры Бина такая же, как у Хохмы.

Особенность вторая: вследствие увеличения желания раскрывается в ней корень кли получения, и в соответствии со степенью раскрытия происходит изменение свойств, то есть появляется авиют, соответствующая свету Хохма. И называется это “Гвура илаа (высшая Гвура)”.

Особенность третья: это суть изобилия, которого достигла пробуждением собственного желания. Свет этот назван в соответствии с его сутью – свет де-хасадим. Он намного ниже света Хохма, исходящего от Творца. Свет хасадим предполагает участие со стороны творения, а увеличение его желания и Гвура, представляющая собой свет, который обрел авиют, стали корнем света хасадим.

Три этих особенности вместе и называются Биной или второй стадией после Хохмы. Таким образом, разъяснились две сфиры: Хохма, Бина, – и Кетер, являющийся тайной бесконечности Творца, корнем творения.

Однако, несмотря на то, что вторая стадия уже в действии раскрыла увеличение желания, заключенного в ней, она все же еще не может служить законченным кли получения. И это потому, что в духовном мире кли и свет, находящийся в нем, очень близки. Они действительно зависят один от другого так, что если исчезает свет, пропадает и кли, а если исчезает кли, пропадает и свет. И кли так же важно, как и свет. Поэтому в Бине не завершилась форма кли получения, так как суть ее – свет Хохма, как сказано выше. А свет хасадим, который Бина притянула собственным увеличением желания не ощущается сам по себе, как не видно пламени свечи в пламени факела.

И поэтому при распространении света хасадим от Бины и далее за ее пределы, возрастает желание притянуть дополнительный свет, – больший, чем он был в Бине. Так завершается образование кли получения. И здесь мы различаем еще две стадии: третью и четвертую. В Бине форма кли все еще включена в скрытую силу, пока не возрастет желание к дополнительному свету, и тогда дальнейшее распространение света от Бины называется Зеир Анпином. А возросшее желание к этому дополнительному свету называется кли Малхут. И это кли в творении является завершенным кли получения. Сейчас оно состоит из света и кли, оно отделено от Творца, и называется творением.

Эти четыре стадии называются Хохма, Бина, Зеир Анпин и Малхут, и в этом тайна четырехбуквенного имени Творца: Хохма и Бина – это тайна букв йуд, хэй; а ЗОН – это тайна букв вав, хэй. Вместе они образуют десять сфирот, потому что Зеир Анпин включает в себя шесть сфирот: Хесед, Гвура, Тиферет, Нецах, Ход, Есод.

Суть Зеир Анпина – это свет Хеседа и Гвуры, то есть два свойства света: хасадим и высшая Гвура, распространившиеся из Бины наружу. И здесь необходимо различать, что в Бине Гвура предшествует и является корнем света хасадим, тогда как в Тиферет – наоборот, Хесед предшествует свету Гвуры, так как основа его распространения – это свет Хеседа, а Гвура вторична. И из этого поймешь сказанное в книге “Древо жизни” и у Рашби, что в мире Некудим Гвура Зеир Анпина предшествовала его Хеседу, поскольку ЗОН мира Некудим – это ЗОН Бины, а не ЗОН как таковые, включающие в себя две нижние стадии, и находящиеся на своем месте. И поэтому Гвура Зеир Анпина предшествует его Хеседу.

А сфира Тиферет Зеир Анпина – это объединение Хеседа и Гвуры в действии кли Малхут, называемое “тиферет”[1]. Название это дано потому, что сам свет украшается по сравнению с первой стадией – Хохмой, которая не могла увеличением своего желания создать кли. Но третья стадия – Хохма и Гвура, распространяющиеся от Бины наружу, смогли создать кли Малхут. Таким образом, разъяснились три сфиры – ХАГАТ Зеир Анпина. Они называемые тремя праотцами, так как они являются ГАР Зеир Анпина, а Нецах, Ход и Есод называются сыновьями и распространяются из ХАГАТ.

Вследствие первого сокращения в кли Малхут возник жесткий экран на бхину далет, который задерживает высший свет, чтобы он не распространился в четвертой стадии кли, поскольку свойства этой стадии отличны от света. Но свет приходит и хочет достигнуть также и бхины далет, так как природа высшего света – наполнять нижних так, что он почти отделяется от своего источника. А потому между приходящим высшим светом и задерживающим его экраном кли Малхут возникает зивуг де-акаа (ударное соединение). Так солнечный свет бьет по зеркалу, порождая сноп отраженных лучей. И поэтому в результате этого зивуга де-акаа образовались десять новых сфирот, называемые десятью сфирот отраженного света. Так что в каждом творении есть два раза по десять сфирот: десять сфирот прямого света и десять сфирот отраженного света.

И знай, что высший свет, который от ХАГАТ Зеир Анпина снова распространился к зивугу де-акаа в экране кли Малхут, называется Нецахом, Ходом и Есодом. И из этого пойми сказанное в Тикуней Зоар, что Малхут – это четвертая из праотцев и седьмая в строении, – то есть зарождение Малхут происходит в действии Тиферет Зеир Анпина, которое продолжается после ХАГАТ, называемых праотцами, и с точки зрения свечения отраженного света в экране Малхут, продолжается после НЕХИ, которые приходят к ней в зивуге де-акаа. НЕХИ называются строением для ХАГАТ, и потому Малхут – седьмая в строении.

Таким образом, разъяснена суть десяти сфирот КАХАБ, ХАГАТ НЕХИ, Малхут и их истинные корни. И это является начальными знаниями мудрости каббалы, которые всегда должны быть перед глазами изучающего эту науку.

И сейчас понятно прямое предостережение в книге “Ецира”: “десять, а не девять”. Ведь поскольку от сокращения и ниже в четвертой стадии появился задерживающий экран, то можно ошибиться и сказать, что четвертая стадия отторгнута от десяти сфирот, и остались в святости только девять сфирот. А потому предостерегает: “десять, а не девять”. И еще предостерегает: “десять, а не одиннадцать”, так как ошибкой будет сказать, что четвертая стадия после сокращения стала получающим кли, поскольку если так, то в Малхут существуют две сфиры: одна из которых – экран, всегда поднимающий отраженный свет, а другая – кли получения прямого света. И поэтому сказано: “десять, а не одиннадцать”.

[1] Досл.: красота, великолепие.

Также рекомендуем: “Бааль Сулам о развитии творения в причинно-следственном порядке“, “Зоар о принципах и пределах порождения душ и тел“, “Рабаш о понятии двух владений“.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *