От редакции. Мы начинаем публикацию описания причинно-следственного порядка развития творения (мироздания и человеческого сознания), сделанного Бааль Суламом в шестой и седьмой частях Учения о десяти сфирот. Перевод и редактирование этого текста выполнены редакцией сайта.
Обновленный вариант шестой части Учения будет опубликован в библиотеке сайта в ближайшее время. А седьмая часть Учения, которая уже переведена и редактирование которой близится к завершению, будет опубликована в библиотеке в ноябре.
Надеемся, что публикуемый текст поможет нашим читателем систематизировать свои знания в теоретической каббале.
Йегуда Ашлаг (Бааль Сулам)
Учение о десяти сфирот, часть шестая
Порядок причин и следствий
Теперь разъясним порядок всех действий, которые возникают в мирах до этого места (до стадии малого состояния мира Некудим, – прим. ред.), в категориях причины и следствия. То есть, – как каждое действие преобразуется из предшествующей ей причины при каждом условии в совершенной обязательности.
1) И начнем из мира Сокращения. Сокращение было, в основном, на бхину далет, которая является стадией Малхут Эйн соф, благословен Он, и называется центральной точкой. Однако исторжение света было из всех десяти сфирот. И эти решимот, которые оставил свет после своего исторжения, называются “десять сфирот игулим”.
И тогда вновь распространился высший свет до встречи с экраном в кли Малхут, и ударил высший свет в экран, раскрывая великий свет, называемый “отраженный свет”. И этот отраженный свет поднялся и облачил высший свет до Кетера снизу вверх. И десять этих сфирот называются “рош линии (кав)”. А затем возвратился отраженный свет и распространился вместе с высшим светом внутри него сверху вниз в том размере, в котором облачил (его) прежде снизу вверх в рош линии. И это распространение сверху вниз называется “тох” и “соф” линии. А рош, тох и соф этой линии называются первым парцуфом Адама Кадмона, или парцуфом Гальгальта де-АК.
2) И вот уже есть здесь перед нами десять действий:
– первое, – место, в котором создано сокращение;
– второе, – десять сфирот, являющимися спокойными (затихшими) решимот, которые называются десятью сфирот (мира) Сокращения;
– третье, – десять сфирот, называющиеся “Акудим”;
– четвертое, – экран в кли Малхут;
– пятое, – распространение высшего света в отраженном;
– шестое, – зивуг де-акаа высшего света с экраном;
– седьмое, – отраженный свет, создавший облачение и свойство получения на высший свет;
– восьмое, – десять сфирот де-йошер, являющиеся рош линии;
– девятое, – распространение Малхут вместе с отраженным светом в десять сфирот сверху вниз, когда девять первых сфирот этих десяти сфирот называются “тох линии”, а Малхут этих десяти сфирот называется “соф линии”;
– десятое, – некудот сиюма (точки окончания) линии, откуда и донизу – тьма и нет света.
3) А теперь разъясним причинно-следственные связи в них.
Первое. Место, в котором происходит сокращение – это следствие исторжения оттуда света Эйн соф. И вот, начало всех знаний (в том), что нет отсутствия в духовном и каждое малейшее изменение, о котором говорится в духовном, не означает, что первичная форма пропадает, а на ее место приходит следующая форма, – как обычно в законах материальных. Но означает это, что первичная форма остается на месте без изменений в ней, а любое изменение указанной формы означает, что добавилось (дополнение) к предыдущей форме. И есть теперь две формы в одном месте. Также необходимо запомнить, что закон разделения в духовном – это не более, чем суть изменения формы. И как топор разделяет в материальном, так изменение формы разъединяет в духовном. Таким образом, если духовное достигает изнутри какого-либо изменения, это разделяет и создает пару, в которой (объекты) удалены между собой в мере изменения формы, существующей между ними. И если это изменение мало, определяется, что они еще близки друг к другу. А если такое изменение велико, различается, что они далеки друг от друга.
4) И вот, причиной сокращения и исторжения света было то, что Малхут Эйн соф, являющаяся бхиной далет, устремилась к равенству формы с высшим светом в наибольшем совершенстве, – как объяснено выше в части первой в Ор пними и во Внутреннем созерцании. И разъяснено там, что в самом Бесконечном, благословен Он, не создается никакого (даже) малого изменения по причине созданного сокращения. Но этот мир Сокращения – только обновленное дополнение на свет Эйн соф, благословен Он.
И суть этого в том, что (когда) Малхут Эйн соф возжелала большего слияния, как сказано выше, возникло в ней изменение формы, ибо в Эйн соф, благословен Он, не было проявлено в ней этого желания. И поэтому определяется, что была добавлена здесь новая форма, и вышла вовне из Малхут Эйн соф. И приобрела собственное имя, как стадия Кетера мира Сокращения. И этот Кетер сам распространился в четырех стадиях. И когда раскрылась бхина далет в нем и возжелала равенства формы с высшим светом в большей степени, и уменьшила желание получать в ней, – тотчас исторгся весь свет, бывший в ней. Ибо любое кли получения в духовном – это желание получать, а при отсутствии желания получать – отсутствует свет. Поскольку (для духовного) не характерно понятие принуждения, – только для материального, разумеется.
И вот разъяснены два действия, – это место, в котором создано сокращение, и десять сфирот, – оставшиеся решимот, создающие десять келим игулим. Ибо причина, – желание сравниться по форме (со светом), – имеющаяся в Малхут Эйн соф, (порождает) двойное действие в единстве, – то есть распространение света и исторжение (его) оттуда. И от них (этих двух действий) исходит действие третье, – десять келим игулим, ибо эти решимот, оставшиеся после исторжения (света) – это игулим. Ведь три этих действия обязательны и выходят одно из другого.
5) Действие четвертое, – это экран в кли Малхут де-игулим. Следует из причины, (являющейся) исторжением света из всех четырех бхинот. Ибо сокращение не было только лишь на бхину далет, и исторжение было из всех десяти сфирот, потому что бхина далет была тогда всем вместилищем получения света. И поэтому возникает в ней сейчас желание притянуть свет назад, – (но) только в три первые бхинот, а не в бхину далет. Поскольку не могла вытерпеть тьму. И ввиду раскрытия этого желания родилась и вышла корневая форма ограничения в мирах, в тайне написанного “Досюда дойдешь и не добавляй…”. То есть ограничение получения только лишь тремя первыми бхинот. И эта форма ограничения называется по имени “исправление экраном в кли Малхут”, становясь причиной продолжения обновленного света от Создателя после сокращения.
Итак, разъяснены четвертое и пятое действия. И это экран в кли Малхут и распространение высшего света вновь. Ибо исторжение света создало их оба: экран и притяжение высшего света назад на три первые бхины. Поскольку не могло (творение) вытерпеть тьму.
6) Действие шестое – это зивуг де-акаа высшего света с экраном, – продолжается в силу самого высшего света. Так как сокращение и экран, созданные на бхину далет, вышли от силы самого неэцаля (творения), как указано выше. А высший свет, исходящий от Эйн соф, наполняет там всю реальность без какого-либо ограничения во всем. Он не терпит этого ограничения, установленного в экране, но желает придти также в бхину далет и наполнить всю реальность по его обыкновению. Однако экран возвращает его обратно в силу ограничения в нем. И это именуется зивугом де-акаа. Ведь зивуг де-акаа исходит от самого высшего света.
7) Действие седьмое. Это возвращенный (отраженный) свет, создавший облачение и вместилище получения на высший свет. Происходит от силы удара экрана в высший свет, в мере его отражения обратно. Так как вся та мера высшего света, которая относилась к самой бхине далет и не пришла туда по причине задержки экраном, возвратившим его обратно, называется именем “отраженный свет”. Ведь отраженный свет исходит от удара экрана в высший свет. И необходимо запомнить, что от сокращения и далее, в час когда прекращает бхина далет быть вместилищем получения для высшего света, становится отраженный свет получающим. То есть отраженный свет стал кли получения на месте бхины далет, которая внутри (отраженного света). И не создано более иного кли получения.
8) Действие восьмое. Десять сфирот де-йошер в свойстве рош линии. Возникают вследствие исторжения света во время сокращения, как написано выше в пункте восьмом (ВС). Это действие восьмое, как упомянуто. Однако они, будучи корнями парцуфа, связываются и облачаются лишь с помощью отраженного света в вышеуказанном седьмом действии, в свойстве их облачения снизу вверх.
9) Действие девятое. Это распространение Малхут вместе с отраженным светом в ней сверху вниз, в тох и соф. Происходит от экрана в Малхут рош. Является стадией выхода из потенциала в действие. Ибо их мера отторжения и мера облачения, вышедшие в силу экрана в десяти сфирот рош, – только в свойстве потенциала, поскольку там в действии нет ни отторжения, ни облачения. Однако все действие в десяти сфирот рош в свойстве потенциала, раскрывается затем в тох и соф, именующихся “гуф”, в завершенном действии. И мерой уровня света, который отраженный свет облачает в рош в свойстве потенциала, когда эта мера определена, высший свет облачается в гуф в действии реально. Это облачение называется по имени “тох гуфа”, – от пэ до табура. А свойства окончания, созданные экраном в десяти сфирот рош от категории потенциала, – то есть удар, осуществленный в высший свет и не дающий (ему) распространиться в бхину далет, – раскрывается в гуфе в действии от табура и ниже, до сиюм раглин, что называется “соф парцуфа”. Тем самым от сиюм раглин парцуфа и ниже раскрывается точка сокращения в завершенном действии, когда экран прекращает там высший свет совершенно и оставляет пустое пространство без света. И поэтому категория тох гуфа определяется как положение девяти первых сфирот. А категория соф гуфа различается только как сама сфира Малхут, а именно – свойство ограничения и сила окончания в ней.
Итак, объяснены действие девятое и действие десятое. Это распространение Малхут сверху вниз в тох и соф, именуемые “гуф”, и точка сиюма линии, откуда и вниз – тьма без света. Оба (этих действия) произвел экран рош, как разъяснено.
Также рекомендуем: “Четыре стадии“, “Чудесное свойство запоминания“, “Сотворение мира “боху” в причинно-следственном порядке“, “Четыре мира“.