Чудесное свойство запоминания. Часть первая

От редакции: духовные свойства, различные сочетания их в ощущениях человека и, тем более, такое сочетание, как взаимная любовь Творца и творения, слабо поддаются описанию словами. Тем не менее, это Бааль Суламу в его статьях часто удается.
Устремление к абсолютной любви Творца укрепление любви творения к Нему в каббале часто определяется правилами совокупности заповедей “Храни” и “Помни”.
Под термином “материя” в каббале понимается желание насладиться, которое при своем наполнении воспринимает действие Дающего наслаждение как “любовь”. Хотя на самом деле это лишь проявление самого приземленного уровня истинной духовной любви, характеризующей отношение Творца к своим творениям.
Источник текста: Библиотека МАК.

Йегуда Ашлаг (Бааль Сулам)

ПАМЯТЬ И ЗАБВЕНИЕ – СОХРАНЕНИЕ И УТРАТА

В период изгнания в мире нуквы вся работа заключается в сохранении, и небрежный в работе может потерять то, что дают ему. А слияние в нашем мире заключается в силе сохранения и повышении чувствительности, увеличивающей силу сохранения, что делает более возвышенным совершенство и более прочным слияние.

Однако в будущем нет страха утраты или хищения, так как “смерть побеждена навеки”, и работа там ограничена рамками удержания в “памяти”.

Но, несмотря на то, что достаточно одной формы, тело по природе своей устает все время находиться в ней, и поэтому существуют потеря формы и облачение в форму, следующие одно за другим, чтобы каждый раз придавая телу новую форму, увеличивать желание. Так лошади, вращающей жернова мельницы, закрывают глаза, чтобы она не уставала.

И это имеет очень глубокий смысл и большое значение, поскольку это просто, – ведь желание Творца в отношении работающего имеет великую цель. Известно также, что чем работа ближе к природе, – тем она возвышенней.

И это закон, согласно которому, если один из двоих любящих увеличит свою любовь до полного и окончательного уровня, то есть до уровня “естественного и полного”, то это погасит любовь в том, кого он любит. И, несмотря на то, что разум его будет ясно видеть меру любви, которая есть у любящего его, у него самого сила любви все же не возрастет настолько, чтобы воздать любящему его за его любовь. Наоборот, в соответствии с тем, что чувство это у любящего абсолютно, постепенно сойдет на нет любовь к нему, поскольку не будет опасения потерять ее, ведь любовь эта абсолютна. И потому мера духовного в любви будет разрушена и растворится в материале природы того, кого любят.

А желанием Творца является “возвестить о Своей любви” и, вместе с тем, дать возможность “расширить границы любви”. И два этих действия противоречат друг другу, поскольку, когда становится известно о Его любви, – сама форма ее, как любви естественной и совершенной, обязывает быть такой. А если так, то нет места какой бы то ни было работе по “расширению любви”, поскольку любящий, преданный целиком и полностью, не получает удовольствия от вознаграждения за свою любовь со стороны того, кого он любит, как сказано: “Если ты был прав, что дашь ты ему?”. Более того, если будучи любимым, он чувствует, что у любящего его есть желание получить определенное вознаграждение, то это становится недостатком, – ведь в этом случае у имеющего желание получить вознаграждение изменяется любовь при отсутствии этого вознаграждения. А если так, – то любовь его не абсолютна; если так, – то она не естественная и совершенная, а зависимая. И если пропадает то, от чего она зависит, то исчезает и сама любовь, о чем сказано: “Загадка совершенного и несовершенного”.

Всем известно, что “проклятый не присоединяется к благословенному”, – как сказано: “Дает мудрость мудрым”, – и работа по увеличению и расширению совершенства может выполняться не тем, у кого есть нехватка этого, а лишь действительно совершенным. Но, у совершенного, на первый взгляд, – нет места такой работе.

И в этом заключается тайна “запоминания”. Это подобно тому, как человек принес тому, кого он любит, мешок драгоценных камней, чтобы узнал тот о его любви. И любимый им принялся скрупулезно подсчитывать стоимость этих камней, чтобы обнаружить любовь и в своем сердце тоже. В этом случае суть любви совершенно не меняется из-за его желания работать, пересчитывая эти камни, – ведь, так или иначе, они уже находятся в его распоряжении. Но для того, чтобы воздать любящему его за его любовь, он перебирает эти драгоценные камни, чтобы удостоиться и всегда иметь перед глазами меру величия любви.

Так любящие всегда мгновенно переходят от одного к другому, состояния эти плодятся и размножаются, а “суть неизменна”.

И в этом заключается смысл использования различных сочетаний, несмотря на то, что суть одна. Чтобы не потерять и не уничтожить даже малую искру возможности раскрыться “скрытым силам, всегда находящимся в материи”, каждый раз дают увидеть новое сочетание, которое еще никогда не проявлялось в материи, что позволяет материи ощутить новый вкус. И тогда она “подставляет плечо” и помогает каждый раз терпеть и всегда возвращаться. Это подобно желанию во множестве трапез умножить ту же форму много раз, или желанию секса, поскольку уготован ему “всегда новый вкус”.

Отсюда пойми взаимодействие материи тела и души. Свойство материи, корень которого находится в “забвении”, и, что еще хуже, – угасании любого вида абсолютной любви, само по себе дает, обязывает душу к работе, то есть к возвращению и изменению каждый раз в новых соединениях. А если этого не происходит, – это приводит к несовершенству, – и в душе тоже, – вследствие скрытия, заложенного в корнях материи. И, несмотря на то, что суть любви остается в абсолютном совершенстве, все же, она скрыта из-за материи; а тем, что возвращается и изменяется в работе, обязывающей к тому, – появляется значительное дополнение к основе и удивительным образом расширяются границы любви.

И из этого пойми, что означает высказывание – “третье поколение присоединится к народу Творца”. Первое поколение – это клипа Египта, как сказано: “Узко мне место”, – когда и любящий, и любимый им находились в желаемом совершенстве, но им не хватало места для дальнейшего распространения и увеличения, поскольку душа из-за подпитывания материи обязана проявить любовь даже в материи. И здесь нет другого совета, кроме как, приложив огромные усилия в тяжелой работе, обнаружить Его любовь. А поскольку у материи нет иного языка, кроме языка чувств, то в мере ощущения Его любви, она вынуждена воздать за нее с огромной силой в возвышенной работе. И когда душа ощущает Его полную и абсолютную любовь, не зависимую ни от чего, совершенно прекращается работа материи, поскольку “не дает человек денег просто так”, что является законом материальной природы (чтобы образовалось место). И потому в это время материя прилагает усилия в своей благодарности и большей покорности, в соответствии со своим ощущением, то есть – возвращается и изменяется, благодарит и прославляет. А когда материя исчерпывает один вкус в первом сочетании, это приводит к уменьшению ее ощущения, а потому – и к уменьшению благодарности, пока не прекратится и эта малая работа тоже. И поскольку остается без работы и видит абсолютную любовь, то покрывается клипа Египта из “узкого места” Высшего.

После этого во втором поколении клипа была точно такой же, как и в предшествующем поколении, но с добавлением клипы Адоми, что уже не дает вернуться и измениться даже ненамного, как это было в первом поколении, когда все же была веская причина раскрыть ощущение из благодарности.

Но “третье поколение присоединится к народу Творца”, поскольку в третьем поколении обнаружилось это место, и ощущалось это одновременно, то есть предоставление места для обнаружения работы немедленно приводило к раскрытию огромного света любви. И с этого момента и далее уже хорошо знал, что препятствие воздаянию за любовь приводит к прекращению света любви, а потому старался, пока не найдет способа ответить на любовь, даже если находился в состоянии совершенства, поскольку вынужден был найти решение загадки совершенного и несовершенного. Так что, с того момента и далее он становился кли, готовым к работе.

И не следует затрудняться тем, что у совершенного работающего есть место для работы в других телах ради достижения ими совершенства, поскольку это совершенство отсутствует в природе, ведь природа обязывает именно самому найти способ воздать за любовь, чтобы не быть зависимым от других, чтобы не находиться там. И достаточно для понимающего. Тогда как, если он сам находит работу, то он всегда, не переставая, служит Творцу, и в той же мере непрерывен постоянный свет его любви.

Читать далее…