От редакции: Истина и устремление к ней, причины этого устремления и возможность достичь желанного познания, – основные темы следующей части этой удивительной статьи.
Первую часть статьи читайте здесь.
Йегуда Ашлаг (Бааль Сулам)
ДВЕ ТОЧКИ
У каждого стремления есть две точки. Одна из них – устремление из отсутствия, а вторая – от наполненности и вверх. И различие между ними в том, что стремление, являющееся следствием страха потери, даже когда взлетает на вершину, к избранному среди избранного, все же в час усталости удовлетворяется ничтожным из ничтожного и ест, чтобы насытиться и покрыть прежнее, чтобы хоть оно не пропало. Тогда как, если стремление исходит из точки наполненности, когда не испытывает недостатка ни в чем, кроме того, к чему стремится, тогда он совершенно не удовлетворяется малым и не стремится ни к чему, кроме как к избранному среди избранного во всей существующей действительности. И если не в этой мере, а лишь как один из народа, то не пожелает трудиться и работать над этим.
Например: если некто чувствует в душе склонность к игре на музыкальном инструменте и ощущает острую потребность в этом, то он не успокоится и не передохнет, пока не достигнет какого-то умения играть. И даже если скажут ему, что у него нет надежды стать виртуозом, а будет он лишь простым музыкантом, все равно не оставит свое стремление и удовлетворится малым. Он будет прилагать усилия, чтобы добиться наименьшего из того, что способен достичь. Но если к тому, у кого нет врожденной склонности к игре на музыкальных инструментах, и кто пресыщен этим, обратится какой-нибудь музыкант и скажет, что он должен приложить усилия, чтобы овладеть этим искусством, то прежде, чем он закончит свое предложение, будет дан ему ответ: “Я чувствую в душе и знаю, что великим музыкантом я не буду, а быть одним из множества посредственных музыкантов, – разве недостаточно их в мире и без меня?”
Так отпечатано в человеке Высшим управлением, что любое стремление, исходящее из точки удовлетворения, будет нежелательным, кроме стремления к избранному среди избранного, имеющегося в настоящее время.
И из этого пойми глубокий смысл того, что, несмотря на уменьшение интереса к великой ценности в сменяющихся поколениях, они все равно приближаются к желаемому результату и Окончательному исправлению.
Так как в первых поколениях те, кто находились на уровне человека, сами имели огромную потребность в том, чтобы не развивать работу на Творца, поскольку исходной точкой их стремления к работе на Творца была точка отсутствия, и поэтому не росло их стремление из-за страха полной утраты того, что у них есть. И были они спокойны и радостны даже в том малом, что постигли, и поэтому движения их в работе были короткими и маленькими, так как, осознавая ценность великого, все же были удовлетворены малым.
Таково снижение значимости поколений. В нашем же поколении пришли к последнему сокращению, когда “мудрость мудрецов смердит в них и боязнь греха презирается”. В этом состоянии массы находятся в равном положении, и работа на Творца не является для них долгом. Они не испытывают ощущения нехватки при ее отсутствии, и даже те, кто занимаются ею, делают это лишь в силу воспитания. Они не жаждут и не стремятся найти несовершенство знания в своей работе, и даже если какой-нибудь мудрец скажет им: “Придите, я научу вас Знанию, обучу, как понимать и изучать Творца”, – сейчас же ответят ему: “В душе я уже знаю, что не стану равным Рашби или его товарищам. Оставь вину его дрожжи, а я хочу лишь просто исполнять заповеди”. Однако о них сказано: “Отцы ели незрелые плоды, а у двух сыновей оскомина”. Они занимаются Каббалой, не будучи готовыми, а страдают от этого два их сына. Они недоумевают: “Для чего вам эта работа?”. Вам, а не Ему, потому и есть у тебя оскомина. Таково наше поколение, которым мы занимаемся.
Однако, вместе со сказанным и разъясненным выше, пойми, что и в этом горниле у нас есть большая надежда, что с сегодняшнего дня каждый образованный человек, который посвятит сердце свое и всего себя работе на Творца, не будет из числа тех, кто удовлетворяется малым, поскольку стремление его будет исходить не из точки отсутствия, а из точки наполненности, и потому каждый, стремящийся к изучению мудрости каббалы, не согласится ни на что другое, кроме как быть единственным в поколении, – то есть будет стремиться действительно к познанию Творца. Он не захочет распылять свои силы на работу простых людей, а сосредоточится на избранном среди избранного – на настоящем приближении к Творцу и познанию, поскольку Творец избрал его.
И действительно не находим мы в нашем поколении настоящих работников, кроме тех избранных из народа, которые уже удостоились души, части Творца, данной свыше.
Однако у тех, кто еще не достиг этой важнейшей и избранной ступени, совершенно нет любви и трепета в работе.
И это совершенно не было принято в предыдущих поколениях, так как работающие на Творца абсолютно не стремились к ступени такого уровня, а каждый работал на Творца в соответствии с тем, как представлял это в своем сердце.
И из этого пойми, что исправление было начато еще до получения Торы поколением Знания, и поэтому было в том поколении большое стремление, как сказано в Мидраше: “Наше желание – видеть Творца”. Однако, после этого прегрешили тем, что удовлетворились посланником, сказав: “Ты говоришь с нами, – и мы слышим, не будешь говорить с нами – умрем”. В этом заключается тайна разбиения скрижалей и всех изгнаний. А в поколении Машиаха произойдет исправление этого, так как вернется то же стремление, и когда достигнут его, не согрешат более, так как уже понесли многократное наказание за все грехи свои. И пойми это. Ведь желаемым предназначением является не что иное, как избранное среди избранного, как сказано: “И не будет больше учить человек брата и ближнего своего, говоря: “Познайте Творца”, – поскольку все будут знать Меня от мала до велика”. И это будет первым условием для каждого, начинающего работу.
И сказанное относится не к тем, кто удовлетворится работой и трудом ради блага творений и, тем более, не к тем, кто хочет наполнить собственные низменные страсти, а к тем, кто ощущает, что имеет смысл трудиться не на благо творений, а ради Творца.
Ведь много данных нужно ко дню суда: а) наполнение материальных потребностей; б) работа на благо творений; в) наполнение интеллектуальных потребностей как собственных, так и других. Все это силы в скрытии Творца, и, разумеется, – все они ничего не стоят по сравнению с величием Творца.
ПОСТИЖЕНИЕ ИСТИНЫ
Существует действительность духовной материи, на которой высечены буквы молитвы, и материя эта – белое поле пергамента, называемое также белым пламенем, – то есть этот белый цвет приходит с силой огня, становится пламенем и выходит, и возвращается со всей его силой.
А буквы – это искры страха и любви. Я хочу сказать, что видна и сильно ощущается потребность в страхе и любви, и это – черное пламя, так как этот цвет по сравнению с другими выглядит как полностью лишенный белого цвета и наиболее пригодный для продавливания в нем букв. И потому изначально был виден белый пергамент, полностью обработанный, прочный и отбеленный. И это является раскрытием Кетера и сияния в мире Асия. Суть мира Асия – это пергамент, а раскрытие Кетера – это истинность проявившейся любви до Духра дэ-Арих Анпин. А разбиение – это буквы трепета. И пойми, что это настоящая Книга небес.
И знай, что истина – она истина со всех сторон, и поэтому не может человек постичь нечто истинное, если не ощутит его отсутствие или, если не будет у него настоящей потребности в нем. И поэтому любое постижение, которое приходит к нему как “дополнение”, в общем, не называется истинным постижением, так как без него у него нет ощущения нехватки. А если есть, – то это означает, что обманывал себя, прилагая усилия в постижении этого, как того, чего не хватает ему. Постигни и поймешь. И поэтому внешние науки являются ложными, то есть работа по их постижению обязана проводиться при полном соблюдении одного условия – человеку действительно должно этого не хватать. А когда он достигает желаемого, то видит, что это совсем не то, чего ему не хватало. И если так, то все это ложь и выдумки. Так что он похож на того, кто заплатил за что-то двойную цену. Он стенает, так как товарищ обманул его, и все это приобретение – ложь и мошенничество. Сила фантазии обманула его.
Тогда как в науке работы на Творца происходит наоборот. Человек не ощущает истинной потребности, и только в тот момент, когда обретает ее, он видит, насколько ему этого не хватало. Если это происходит, тогда это является истинным постижением со всех сторон.
А в отношении намерений следует спрашивать не врача, а больного, так как для того, чтобы иметь намерение в работе на Творца, – нуждается в очищении и исправлении. И будет намерение подготовкой для его души к сиянию Творца. И нечего спрашивать, что лучше: методика каббалы, система моральных ценностей, или “любым путем познай Его”, так как об этом врач знает, – как спросить больного: если не болит, – значит он уверен в лечении; и если так, то больной – он знающий. Как сказано в Зоар: “Запрещено человеку смотреть в то место, которое ему не понадобится” – то есть, это не дает ему ощущение чистоты и исправление.