Продолжение. Вторую часть читайте здесь.
Йегуда Ашлаг (Бааль Сулам)
Мир в мире
Мир для определенного общества и мир для всего мира
Мы приходим к осознанию того, что мир в отдельном обществе обусловлен миром во всем мире. Человечество достигло такого уровня развития, что весь мир становится одним обществом, одним народом, Каждый человек в мире вынужден заботиться о благе всего мира и служить ему вследствие того, что обеспечивает свое существование за счет всего человечества.
Выше мы уже доказали абсолютную зависимость индивидуума от общества, сравнив человека с маленькой шестеренкой в машине. Жизнь и благополучие индивидуума зависят от общества, и, таким образом, общественное благо и личное благо неразрывно связаны. Справедливо и обратное. Соответственно, в той мере, в которой человек подчинен заботам о собственном благе, он непременно становится подчинен и обществу.
Общество определяется для индивидуума сферой, из которой он получает необходимое. Например, в древние времена эта сфера определялась одной семьей. Человек не нуждался ни в какой другой помощи, кроме как от членов своей семьи, и, разумеется, не зависел ни от кого другого. В более поздний период, когда семьи стали жить вместе, человек стал зависим от своего поселения или города. Впоследствии, когда города и поселки объединились в страны, благосостояние человека стали обеспечивать все жители страны, и таким образом он стал зависеть от всех своих сограждан.
В нашем поколении благосостояние каждого человека обеспечивается людьми всего мира. В той же мере человек непременно зависит от всего мира, подобно шестеренке в машине. Поэтому немыслимо прийти к идеальному общественному устройству и счастливой жизни в одной стране, если это не будет сделано во всех странах мира. Нужно искать справедливые пути, обещающие мир для всего мира. Ведь мера получаемого блага или зла любым человеком в мире зависит от меры блага или зла каждого индивидуума во всем мире и определяется ею.
Несмотря на то, что всеобщая взаимозависимость ощущается в достаточной мере, человечество все еще не осознает это должным образом. Низкий уровень осознания этого явления объясняется тем, что в соответствии с законами природного развития действие всегда предшествует осознанию явления. Поэтому только реальные действия подтолкнут человечество вперед в осознании тотальной зависимости всех от всех.
В действительности четыре категории противоречат друг другу
Четыре описываемых категории – милосердие, правда, справедливость и мир, изначально присущие каждому человеку в определенном сочетании, все сильнее проявляются и противоречат друг другу по мере его развития и в зависимости от воспитания.
Если мы рассмотрим категорию милосердия в абстрактной форме, то обнаружим, что она противоречит всем остальным категориям. В соответствии с законами милосердия другим категориям просто нет места в нашем мире. Милосердие представляет собой условие: “мое – твое, твое – твое”. Если бы все человечество вело себя в соответствии с этой категорией, то исчезли бы все великолепие и ценность того, что заключается в категориях правда и справедливость. Ведь если бы каждый по природе своей был готов отдать ближнему все, что у него есть и ничего не получать от него, то исчез бы фактор, заставляющий лгать другому человеку. Но если бы не было в мире лжи, то не существовало бы и понятия правда, так как категории правда и ложь зависят друг от друга. При этом исчезли бы и остальные категории, которые появились только для того, чтобы укрепить категорию правда вследствие присущей ей слабости.
Категория правда с ее базовым принципом “мое – мое, твое – твое”, вступает в противоречие с категорией милосердие, совершенно не терпит ее. С точки зрения категории правда принцип “трудиться и помогать ближнему” неверен, поскольку такой подход портит человека, приучая его эксплуатировать ближнего. А кроме того, правда утверждает, что каждый обязан копить на черный день, чтобы не быть вынужденным пасть бременем на ближнего в тяжелое время. Кроме того, у человека всегда есть родственники или наследники его имущества, которые согласно принципу категории правда имеют приоритетное право на его имущество перед остальными. Естественным образом получается, что человек, раздающий свое имущество другим, выступает лжецом по отношению к родственникам и наследникам, если ничего им не оставляет.
Категории мир и справедливость также противоречат друг другу. Ведь для того чтобы установить мир, в обществе должны соблюдаться определенные условия, которые позволят разбогатеть умным и энергичным, затрачивающим усилия и применяющие свои способности, а лентяям и непрактичным людям – быть неимущими. Таким образом, энергичный получит свою долю, а также долю своего ближнего – лентяя, и будет наслаждаться лучшей жизнью, а ленивые и непрактичные станут нищими и не смогут удовлетворить даже свои насущные нужды. Разумеется, несправедливо так тяжело наказывать ленивых и непрактичных. В чем заключается прегрешение и преступление этих несчастных, если высшее управление не наделило их проворством и умом? За что наказывать их страданиями, которые тяжелее смерти? Получается, что если справедливость является условием установления мира, то категория мир противоречит категории справедливость.
В то же время категория справедливость противоречит категории мир. Ведь если установить порядок раздела имущества в соответствии с принципом справедливости, то есть передать ленивым и непрактичным значительные ценности, то сильные и инициативные, безусловно, не будут знать покоя и отдыха, пока не отменят практику, подчиняющую слабым сильных и энергичных и приводящую к их эксплуатации. Поэтому использование категорий милосердие, правда, справедливость и мир не оставляют никакой надежды на мир в обществе.
Действие свойства единственности в эгоизме – разрушение и уничтожение
Мы рассмотрели, как свойства человека сталкиваются и противоборствуют друг с другом не только между отдельными группами, но и в каждом человеке. Четыре категории, присущие человеку, владеют им одновременно или попеременно и ведут между собой такое сражение, что здравый смысл не может выстроить какой-то порядок и привести их к полному согласию. Источником смешения категорий, царящих в нас, является не что иное, как свойство единственности, присутствующее в каждом из нас в большей или меньшей степени.
Мы выяснили, что в нем заложен высокий, красивый и величественный смысл, поскольку свойство это дано нам прямо от Творца, – единственного, являющегося корнем всех творений. Вместе с тем, когда ощущение единственности соединяется с нашим узким эгоизмом, действие его становится разрушительным. Оно стало источником всех несчастий мира, как произошедших, так и будущих.
Нет ни одного человека в мире, свободного от этого свойства, а все отличия между людьми определяются лишь способами его использования: для удовлетворения сердечной страсти, достижения богатства, власти или почета. Этим творения и различаются между собой.
Однако все творения мира схожи в том, что каждый стремится использовать всех остальных ради собственной выгоды, применяя все имеющиеся в его распоряжении средства и совершенно не учитывая, что он строит свое благополучие на разрушении достояния ближнего. И неважно, какие оправдания каждый придумывает для себя, так как желание руководит мыслью, а не мысль – желанием. И еще дело в том, что насколько человек более развит и исключителен – настолько больше и острее он ощущает свою единственность.
Также рекомендуем: “Земля до Адама“, “Зоар: духовный путь – результат единства противоречий“, “Единство линий в работе Творца“, “Бааль Сулам: притча о печатнике“.