Продолжение. Первую часть читайте здесь.
Йегуда Ашлаг (Бааль Сулам)
Мир в мире
Практические трудности в установлении правды
Теоретически, нет лучшей категории, чем правда. Учитывая зависимость, существующую между индивидуумом и обществом, правда – это не что иное, как ощущаемое индивидуумом благо, когда он отдает, то есть полностью выполняет возложенную на него функцию в отношении всего общества, и получает от общества свою часть по справедливости.
Правда всегда востребована, но на практике это качество совершенно не принимается обществом. Необходимо исследовать, что представляет собой практический недостаток, не позволяющий обществу принять эту категорию управления. Глубокое исследование практической значимости категории правда приводит к выводу, что она очень сложна для практического применения.
По существу, использование категории правда обязывает так уравнять всех индивидуумов в обществе, чтобы каждый получал свою часть в соответствии с приложенными им усилиями. Это единственная реальная основа отношений между людьми, в которой не приходится сомневаться. Ведь очевидно, что действия каждого, кто хочет извлечь пользу для себя из усилий другого, противоречат категории правда и здравому смыслу.
Как сделать так, чтобы категория правда была принята всем обществом? Если использовать понятные всем критерии оценки, например, количество отработанных часов, и обязать всех работать одинаковое время, категория правда все равно не будет реализована. Неприкрытая ложь проявится с двух сторон: со стороны физического состояния работника и с точки зрения его морального состояния. Совершенно естественно, что все не могут работать одинаково. Всегда найдется такой человек, который вследствие собственной слабости прилагает за час работы намного большие усилия, чем другой человек за два часа.
Существует и психологическая проблема, так как по природе своей ленивый человек за один час тоже прилагает большие усилия, чем другой человек за два часа. Но используя лишь категорию правда, нельзя обязать одну часть общества прилагать усилия большие, чем прилагает другая часть общества в целях обеспечения жизненно необходимого.
На практике получается, что сильные и предприимчивые по натуре члены общества, получают выгоду от усилий, прилагаемых другими, и злонамеренно эксплуатируют их, что вступает в противоречие с категорией правда. Ведь сами они прилагают незначительные усилия по сравнению со слабыми и ленивыми членами общества.
Принимая во внимание естественный для жизни человека в обществе закон подчинения меньшинства большинству, мы также убеждаемся, что такое использование категории правда, когда за основу принято фактическое количество часов работы, совершенно неприемлемо. Ведь слабые и ленивые всегда составляют большинство в обществе, и они не позволят сильным и предприимчивым, составляющим меньшинство, воспользоваться их усилиями.
Итак, мы не можем считать категорию правда решающим фактором, определяющим пути развития индивидуума и общества. Исключительно с ее помощью нельзя построить общественные отношения в окончательно исправленном мире.
С еще большими трудностями в применении категории правда мы столкнемся, если примем во внимание, что каждый человек, базирующейся по своей природе на свойстве единственности Творца, ощущает себя властителем в мире. Человек ведет себя так, как будто весь мир создан только для того, чтобы облегчить и улучшить его жизнь. При этом он не ощущает со своей стороны никакой обязанности давать что-нибудь взамен. Иначе говоря, в природе каждого человека – использовать все творения в мире для собственной пользы. При этом даже если он отдает что-то ближнему, то делает это вынужденно. По существу, отдавая, человек использует ближнего для своей пользы, только делает это ухищренно.
Смысл сказанного в том, что природа каждой ветви близка к своему корню. И поскольку душа человека исходит из Единственного и Единого властвующего над всем Творца, то человек чувствует, что все творения мира должны находиться под его властью и созданы ради его личной пользы. Это – непреложный закон. При этом люди отличаются друг от друга лишь тем, что один выбирает использование творения для достижения низменных наслаждений, другой – для достижения власти, а третий – для достижения почета. Более того, каждый человек согласился бы использовать мир для достижения всего вместе: и богатства, и власти, и почета, если бы это не стоило огромных усилий. Поэтому человек вынужден выбирать цель в соответствии со своими возможностями и способностями. Можно сказать, что закон единственности властвует над сердцем человека. Никто не может избежать его влияния, каждый получает свою часть, великий – в соответствии со своим величием, малый – в соответствии со своей малостью.
Свойство единственности, присущее природе каждого человека, само по себе не хорошее и не плохое. Оно – природная реальность, и у него есть право на существование, как и у любой части творения. Нет ни малейшей надежды на то, чтобы отменить его или хотя бы немного смягчить его проявление, как нет возможности уничтожить весь род человеческий. Мы совершенно не покривим душой, если скажем об этом свойстве, что оно представляет собой “абсолютную правду”.
Неумолимое воздействие свойства единственности исключает сомнения в том, что в человеческой природе нет ничего более далекого от равенства с другими людьми. Как же можно убедить индивидуума руководствоваться категорией правда, сулящей ему равенство со всеми членами общества, когда по своей природе он устремлен возвыситься над всем обществом?
Мы приходим к выводу, что нельзя рассчитывать на всеобщую поддержку использования категории правда, которая совершенно не позволяет сделать счастливой как жизнь индивидуума, так и жизнь общества.
Использование в управлении категорий милосердие, справедливость и мир
Обратимся к трем другим категориям – милосердие, справедливость и мир, призванным оказать поддержку категории правда, позиции которой очень слабы в нашем мире. После включения этих категорий управления человечество начало свое медленное, ступенчатое движение к обустройству жизни общества.
Теоретически все члены общества согласились и безоговорочно приняли на себя управление категории правда, но на практике повели себя абсолютно противоположно ее принципам. С тех пор понятию правда выпала судьба быть использованной самыми лживыми людьми. Невозможно разглядеть даже ее малейшие признаки в действиях и слабых, и праведников. Поскольку люди не смогли вести себя в соответствии с категорией правда, в обществе увеличилось количество слабых и эксплуатируемых. Тогда, чтобы в интересах всего общества обязать сильных и удачливых помогать слабым, относиться к ним снисходительно, милосердно и с состраданием, были востребованы категории милосердие и справедливость.
Но природа человека такова, что в таких условиях количество слабых и обездоленных резко возрастает, и они становятся угрозой для сильных. Это приводит к столкновениям и раздорам. По этой причине стала востребованной категория мир.
Категории милосердие, справедливость и мир появились и получили свое развитие вследствие слабости категории правда. Общество разделилось на группы. Одни приняли за основу категорию милосердие, то есть сострадание, жертвование другим части своего имущества, а другие – категорию правда, то есть принцип “мое – мое, твое – твое”.
Эти две группы можно разделить так же на “строителей” и “разрушителей”. “Строители” – это те, кто заботятся о благе общества и готовы ради этого поделиться с другими своим имуществом. “Разрушителям”, по природе своей склонным к разрушению, удобна категория правда, то есть принцип “мое – мое, твое – твое”. “Разрушители” не готовы ни на какие жертвы ради других, даже если все общество находится под угрозой существования.
Надежда на мир
Когда внешние условия привели группы “разрушителей” и “строителей” к противостоянию, и возникла угроза их существованию, в обществе появились “миротворцы”. Они отвергали силу и предлагали новые, справедливые с их точки зрения принципы жизни общества – принципы сосуществования. Однако “миротворцы”, появившиеся вследствие разногласий, происходят, как правило, из числа “разрушителей”, то есть, сторонников категории правда, руководствующихся принципом “мое – мое, твое – твое”.
Будучи сильными и предприимчивыми, “разрушители” ради самоутверждения готовы рисковать даже собственной жизнью и жизнью всего общества, если общество не согласится с их мнением. Тогда как “строители”, сторонники сострадания и милосердия, для которых высшей ценностью является собственная жизнь и жизнь общества, не готовы подвергать опасности себя и общество ради того, чтобы общество согласилось с их точкой зрения. Ведь они всегда принадлежат к слабой части общества, трусливы и малодушны. Смелые и рискующие всегда одерживают верх, поэтому, естественно, что “миротворцы” вышли из среды “разрушителей”, а не “строителей”.
Мы приходим к выводу, что надежда на мир остается призрачной, поскольку мир не представляет никакой ценности ни для субъекта, ни для объекта. Ведь субъектами в каждом поколении являются “миротворцы”, призванные установить мир во всем мире. “Миротворцы” созданы из человеческого материала, который мы называем “разрушителями”. Они являются сторонниками категории правда, то есть стремятся в основу мира заложить принцип “мое – мое, твое – твое”. Отстаивая свое мнение, эти люди готовы подвергнуть опасности свою жизнь и жизнь общества в целом. Такая решительность всегда дает им силу одержать победу над человеческим материалом, называемым “строителями”, поборниками милосердия и сострадания, будучи трусливыми и малодушными, готовыми поделиться своим благом ради блага других в целях сохранения мира.
Выясняется, что требование правды адекватно разрушению мира, а потребность в милосердии адекватно миротворчеству. Поэтому нельзя надеяться на то, что разрушители приведут к установлению мир во всем мире.
Не дает никакой надежды на мир и “объект”, то есть, сами условия существования мира, так как все еще не созданы условия для счастливой жизни индивидуума и общества в соответствии с категорией правда, к которой стремятся “миротворцы”. Ведь всегда есть и будет существовать немногочисленная, но важная часть общества, которая недовольна предлагаемыми ей условиями, как мы уже показали выше, говоря о слабости категории правда. Эти люди представляют собой готовый материал для новых инициаторов раздоров и для новых “миротворцев”, сменяющих друг друга в каждом поколении.
Также рекомендуем: “От депрессии к возрождению. Шаг для смелых“, “Судьба души“, “Рабаш о теоретических предпосылках в духовной работе“, “Рабаш о цели милосердия“.