От редакции: предлагаемая статья Бааль Сулама имеет особую актуальность для понимания событий, разворачивающихся в человечестве в наше время. Перевод Международной академии каббалы.
Йегуда Ашлаг (Бааль Сулам)
Мир в мире
Все оценивается не по тому, как выглядит в определенный момент, а по степени своего развития.
У всего существующего в действительности, и хорошего, и плохого, и даже наихудшего и самого вредного в мире, есть право на существование. Никакое явление нельзя истреблять и уничтожать. На нас возложена задача лишь исправить его и возвратить к источнику.
Даже одного внимательного взгляда на процесс творения достаточно, чтобы прийти к осознанию величия и совершенства действия и Совершающего его. Мы должны понимать это и остерегаться пренебрежения любой частью творения под тем предлогом что она кажется лишней и бесполезной. Ведь тем самым мы пренебрегаем действием сотворения.
Однако, как известно, Творец не завершил творение в момент его создания. Поэтому мы видим в предстающей перед нами действительности, что она, как в общем, так и в частном, находится под властью законов ступенчатого развития, начиная со стадии, предшествующей зарождению, и до стадии завершения роста. По этой причине, когда мы ощущаем горький вкус плода в начале его развития, мы не воспринимаем это как порок или изъян плода, ведь плод еще не завершил процесс своего развития. Так и по отношению к остальным элементам действительности: если что-то кажется нам плохим и приносящим вред, то это является ничем иным, как свидетельством того, что этот элемент все еще находится на переходной стадии в процессе своего развития. Поэтому мы не вправе выносить решение, что он плох, и пренебрегать им, так как не от мудрости это.
Несостоятельность “исправителей мира”
Отсюда мы поймем несостоятельность “исправителей мира”, живших в каждом поколении. Они рассматривают человека как машину, которая не работает как положено и нуждается в исправлении, то есть в изъятии неисправных частей и замене их другими, исправными.
Исправители мира нацелены на то, чтобы искоренить в роде человеческом все зло и все, что приносит вред. Если бы Творец не противостоял им, они давно успели бы просеять человечество, как сквозь сито, и оставить в нем исключительно хорошее и приносящее пользу. Однако Творец тщательно охраняет каждую частичку в cвоем творении и никому не позволяет уничтожать что-либо из того, что находится в Его власти. Можно лишь исправить ее и обратить во благо, как сказано выше. В соответствии с этим, все подобного рода исправители мира исчезнут с лица земли, а зло в мире – нет. Оно существует и отсчитывает число ступеней развития, которые обязаны будут пройти все элементы творения, пока не созреют окончательно. Тогда плохие свойства сами превратятся в свойства добрые и полезные, какими изначально и задумал их Творец. Это подобно плоду, висящему на ветвях дерева, ожидающему и отсчитывающему дни и месяцы, которые должны миновать, пока он не достигнет спелости, и тогда каждому человеку раскроется его вкус и сладость.
Ускорение исправления природы
Упомянутый закон развития, распространяющийся на всю действительность и гарантирующий возвращение всего злого к доброму и полезному, воздействует неотвратимо, не спрашивая мнения населяющих землю людей. Вместе с тем, Творец дал человеку разум и власть и позволил ему взять закон развития под свой контроль. Человек может ускорить процесс развития по своему желанию, свободно и совершенно независимо от течения времени.
Получается, что существуют две власти, действующие в процессе развития.
Власть небес, гарантирующая возвращение всего злого и приносящего вред к доброму и полезному, однако “в свой срок (беито)”, – путем медленным и болезненным. При этом объект развития испытывает боль и ужасные страдания, находясь под катком развития, подминающим его под себя с невероятной жестокостью.
Земная власть – это власть людей, овладевших упомянутым законом развития. Совершенно освобождаясь от пут времени, люди значительно ускоряют свое созревание и исправление, достигая конечной стадии развития. Если люди овладеют законом развития, то удостоятся земной власти. Это означает, что люди сами должны выяснить и исправить свои отрицательные свойства, обращая их в положительные. Тогда они полностью освободятся от ограничений времени, и с этого момента достижение высшей ступени развития зависит от их желания, то есть лишь от качества действия и внимательности. Так люди ускоряют приближение конечной стадии своего развития.
Если люди не удостоятся взять в свои руки исправление собственных плохих свойств, а оставят эту работу власти небес, в этом случае им тоже гарантировано окончательное избавление и исправление. На это есть полная гарантия власти небес, действующей по закону постепенного развития от ступени к ступени, пока не обратится все дурное и вредоносное в хорошее и полезное, подобно плоду на дереве. Завершение развития и в этом случае абсолютно гарантировано, но “в свой срок”. То есть оно становится зависимым от времени и полностью привязано к нему.
В соответствии с законом ступенчатого развития человек обязан пройти множество различных ступеней на пути к конечному исправлению. Процесс этот трудный и очень медленный, растягивающийся на очень долгое время. А поскольку обсуждаемый нами объект развития – это живые и чувствующие существа, то на ступенях этого развития, они вынуждены получать ужасные страдания. Ведь действующая на каждой ступени подталкивающая сила, поднимающая человека с низкого уровня на более высокий, является не чем иным, как напором боли и страданий, которые накапливаются на низшем уровне до такой степени, что их невозможно вынести. Страдания вынуждают людей оставить ступень, на которой они находятся, и подняться на ступень более высокую.
Завершение исправления, гарантированное людям согласно закону постепенного развития, наступает “в свой срок”, то есть связано узами времени. А если люди возьмут развитие собственных свойств в свои руки, то обеспеченное им исправление наступает по принципу “ускорю (ахишена)”, то есть совершенно не зависит от времени.
Добро и зло оцениваются по действиям индивидуума в отношении общества
Прежде чем приступить к исследованию исправления зла во всем роде человеческом, мы должны установить ценность абстрактных понятий: добра и зла. Другими словами, при определении действия или свойства категорий добра и зла, нужно выяснить, в отношении кого это свойство или действие является добром или злом.
Чтобы понять это, нужно хорошо знать, какова относительная ценность частного по сравнению с целым, то есть, индивидуума по отношению к обществу, в котором он живет и от которого питается как материально, так и духовно. Действительность показывает нам, что у индивидуума совершенно нет права на существование если он изолирует себя и не имеет достаточно большого общества, которое обслуживало бы его и помогало бы в обеспечении его потребностей.
Отсюда следует, что изначально человек создан для жизни в обществе, и каждый индивидуум в обществе – как шестеренка в системе единого механизма, в котором у одного колесика, отдельной единицы, нет свободы движения. Оно вовлечено в общее движение в заданном направлении для того, чтобы сделать механизм пригодным для выполнения общей задачи. И если произойдет какая-то поломка, она не рассматривается как поломка одной этой шестеренки. Она оценивается с точки зрения его роли и назначения во всем механизме.
В обществе, как с точки зрения истины, так и с точки зрения добра, степень ценности или ущербности каждого из индивидуумов также определяется не тем, насколько он хорош или плох сам по себе, а мерой его служения обществу в целом. Поскольку в общем есть лишь то, что есть и в частном, и общая польза является пользой каждого, то приносящий вред общему, наносит вред и самому себе. А приносящий пользу общему, получает свою долю пользы и для себя, поскольку частности являются частью общего. И нет у общего большей ценности, чем сумма составляющих его частностей.
Притом, что индивидуум и общество неразрывно связаны, индивидуум не страдает от того, что он подчинен обществу, поскольку свобода общества и индивидуума взаимно обусловлены. Причем, учитывая, что и хорошие, и плохие свойства и действия индивидуума оцениваются лишь в соответствии с их пользой обществу, мера добра в индивидууме и обществе соответствует мере свободы.
Разумеется, сказанное относится лишь к индивидуумам, полностью выполняющим свои обязанности перед обществом, когда они получают не больше необходимого и не посягают на долю других. Но если в действительности часть людей на практике не выполняет это условие, то они наносят вред не только обществу, но и самим себе. При этом проявляется необходимость исправления человека и осознание каждым человеком общего принципа: “Личная польза и польза общества – неразделимы. Только реализуя это условие, мир придет к своему полному исправлению”.
Четыре категории: милосердие, правда, справедливость, мир – в отношении индивидуума и общества
После того как мы выяснили, что представляет собой благо в своем истинном виде, мы должны разобраться, с помощью каких средств мы можем ускорить достижение добра и счастья.
Для того чтобы прийти к этой цели, в нашем распоряжении имеется четыре категории: милосердие, правда, справедливость и мир. С помощью этих четырех категорий высшее управление постепенно развивает человечество вплоть до его нынешнего состояния.
Мы уже говорили, что лучшее решение для человека – овладеть законом развития и взять управление развитием в свои руки. Тогда он избавит себя от огромных страданий, которые история готовит в будущем.
Проанализируем эти четыре категории, с помощью которых осуществляется высшее управление, чтобы выяснить, к каким результатам привело их использование на сегодня и как они могут использоваться наилучшим образом в будущем.
Также рекомендуем: “Общее и частное управление“, “Управление духовным движением“, “Рабаш о скрытом и явном управлении“, “Бааль Сулам: притча о печатнике“.