Бааль Сулам о внутренней сути каббалы и духовном пути человека. Часть седьмая

Продолжение. Шестую часть читайте здесь.

Йегуда Ашлаг (Бааль Сулам)

Предисловие к Учению о десяти сфирот

53. И нужно знать, что вся работа, ведущаяся в выполнении Торы и заповедей путем выбора, ведется главным образом в двух вышеупомянутых стадиях скрытого управления. И о том времени говорится: “По страданию – платеж”[1]. Ибо, поскольку Его управление неявно и невозможно видеть Его иначе как в сокрытии лика, т.е. лишь с Его обратной стороны, – по примеру человека, который видит своего товарища сзади и потому способен усомниться и подумать: “Возможно, это кто-то другой?”, – поэтому в таком случае всегда находится выбор в руках человека: выполнить ли Его желание, или преступить Его желание.

Потому что беды и мучения, которые человек получает, приносят ему сомнение в реальности Его управления своими созданиями, – будь то в качестве первой стадии, и это оплошности, или второй стадии, а это злоумышления. Так или иначе, он пребывает в большом страдании и огромных усилиях. И о том времени говорится: “Все, что сможет рука твоя сделать своими силами, – делай”[2], потому что не удостоится раскрытия лика, означающего совершенную меру Его блага прежде, чем постарается и сделает все, что только в руках его и в силах его сделать. А по страданию – платеж.

54. Однако после того как видит Творец, что человек завершил меру своих усилий и закончил все, что полагалось ему сделать силой своего выбора и своего укрепления в вере Творца, – тогда помогает ему Творец, и человек удостаивается постижения явного управления, т.е. раскрытия лика. И тогда удостаивается совершенного возвращения, означающего, что возвращается и сливается с Творцом всем сердцем, душой и силой, как само собой следует из постижения явного управления.

55. И эти упомянутые постижение и возвращение приходят к человеку двумя ступенями. Первая – это абсолютное постижение управления вознаграждением и наказанием. А кроме того, что ясно постигает вознаграждение за каждую заповедь в будущем мире, удостаивается также постичь чудесное наслаждение во время выполнения заповеди уже в этом мире. И помимо того, что постигает горькое наказание, вытекающее из каждого нарушения, после своей смерти, удостаивается также ощутить горький вкус каждого нарушения еще и при жизни. И само собой понятно, что удостаивающийся этого явного управления уверен в себе, что не согрешит более, как уверен человек, что не будет резать свои члены и не причинит себе ужасных страданий. А также уверен в себе, что не оставит заповедь, не выполнив ее сразу, как только она приходит к нему в руки, как уверен человек, что не оставит ни одного наслаждения этого мира или большой выгоды, идущей к нему в руки.

56. И из этого пойми сказанное мудрецами: “Что значит возвращение? Когда засвидетельствует о нем Знающий тайны, что не вернется больше к глупости своей”. На первый взгляд, странны эти слова; ведь если так, – то кто поднимется в небеса, чтобы услышать свидетельство Творца? И перед кем должен Творец свидетельствовать об этом? Разве недостаточно того, что сам Творец знает, что человек вернулся всем сердцем своим и не согрешит более?

Но, исходя из разъясненного, – это совершенно просто. Ведь человек действительно не уверен абсолютно, что не согрешит более, пока не удостоится постижения управления вознаграждением и наказанием, т.е. раскрытия лика. А раскрытие лика – это то, что со стороны избавления Творца называется свидетельством. Ведь именно совершаемое самим Творцом избавление его, приводящее к этому постижению вознаграждения и наказания, обещает ему, что не согрешит более.

И выявляется поэтому, что Творец свидетельствует о нем. И об этом сказано: “Что значит возвращение?”. То есть, когда будет человек уверен, что удостоился совершенного возвращения? Для этого дали ему ясный знак: когда засвидетельствует о нем Знающий тайны, что не вернется больше к глупости своей. То есть, когда удостоится раскрытия лика, и тогда избавление его самим Творцом свидетельствует о нем, что не вернется больше к глупости своей.

57. И это описанное выше возвращение называется возвращением из трепета. Потому что хотя и вернулся к Творцу всем сердцем и душой так, что свидетельствует о нем Знающий тайны, что не вернется больше к глупости своей, вместе с тем, ведь вся эта уверенность, что не согрешит более, обусловлена его постижением и ощущением наказания и лютых страданий, вытекающих из нарушений. И поэтому уверен в себе, что не согрешит, так же, как уверен, что не причинит себе ужасных страданий.

И все же, в итоге получается, что возвращение и эта уверенность вызваны лишь трепетом перед наказаниями, вытекающими из нарушений. И получается, что возвращение его – лишь из трепета перед наказанием. И называется, поэтому, возвращением из трепета.

58. И исходя из этого понятны слова мудрецов: “Совершающий возвращение из трепета удостаивается того, что злоумышления становятся для него как оплошности”. И следует понять, как это происходит? И, исходя из разъясненного (п.52), поймешь, что злоумышления, которые совершает человек, приходят к нему из-за получения управления двойным сокрытием, т.е. сокрытием внутри сокрытия, означающим, что не верит в управление вознаграждением и наказанием. Однако, исходя из стадии одинарного сокрытия, означающего, что верит в управление вознаграждением и наказанием, но из-за множества страданий приходит иногда к “преступным размышлениям”. Ибо, несмотря на то, что верит, что страдания пришли к нему в наказание, вместе с тем, подобен он видящему своего товарища сзади, когда может усомниться и подумать: “Может, это другой?”. И эти прегрешения – лишь оплошности, поскольку вообще он верит в управление вознаграждением и наказанием.

59. А посему после того, как удостоился возвращения из трепета, смысл которого в четком постижении управления вознаграждением и наказанием до такой степени, что уверен, что не согрешит, – тогда исправляется для него совершенно стадия сокрытия внутри сокрытия. Ведь теперь он ясно видит, что существует управление наградой и наказанием. И теперь видит он воочию, что все множество страданий, какие он ощущал когда-либо, были ему наказанием от управления Творца за грехи, которые совершил. И раскрылось ему задним числом, что он тогда горько ошибался. И потому он выкорчевывает эти злоумышления с корнем.

Однако не совершенно, – а становятся они для него оплошностями. То есть подобны нарушениям, которые совершал из стадии одинарного сокрытия, когда терпел неудачу из-за сумятицы в сознании, пришедшей к нему в силу множества страданий, которые выводят человека из его сознания, а они считаются лишь оплошностями.

60. Однако одинарное сокрытие, которое было у него до этого, этим возвращением он вовсе не исправил. А исправил только с этого момента и далее, – после того, как удостоился раскрытия лика. Но в прошлом, когда еще не заслужил возвращения, остались у него сокрытие лика и все оплошности, как и были, вовсе без всякого исправления и изменения. Ведь и тогда он тоже верил, что беды и страдания пришли к нему в наказание. И сказал: “В тот день: поскольку нет Всесильного моего среди меня, постигли меня беды эти”.

61. И поэтому пока что не называется законченным праведником. Ибо удостаивающийся раскрытия лика, означающего совершенную меру Его блага, как подобает имени Его, благословен Он, называется праведником (п.55). Ведь оправдывает Его управление таким, каково оно в действительности, – т.е. признает, что (Творец) поступает со своими созданиями по абсолюту добра и абсолюту совершенства, принося добро плохим и хорошим.

И потому, поскольку удостоился раскрытия лика, – отсюда и далее достоин называться праведником. Однако из-за того, что не исправил все полностью, а лишь стадию сокрытия внутри сокрытия, но стадию одинарного сокрытия еще не исправил, а исправил лишь с этого момента и далее, – получается, что в то самое время, т.е. до того, как удостоился возвращения, – недостоин еще называться праведником. Ведь и тогда остается у него сокрытие лика, каким и было. И потому называется незаконченным праведником, – т.е. следует еще исправить его прошлое.

62. А также называется средним, поскольку, удостоившись в любом случае возвращения из трепета, стал способным посредством совершенного занятия Торой и добрыми деяниями к тому, чтобы удостоиться возвращения также и из любви, и тогда-то удостоится ступени законченного праведника. Таким образом, теперь получается, что он посреди меж трепетом и любовью, и потому назван средним. Тогда как прежде он не был полностью способен даже к тому, чтобы подготовить себя к возвращению из любви.

63. И вот отчетливо разъяснилась первая ступень постижения раскрытия лика, т.е. постижения и ощущения управления вознаграждением и наказанием так, что засвидетельствует о нем Знающий тайны, что не вернется больше к глупости своей. И это называется возвращением из трепета, когда злоумышления стали для него как оплошности. И называется незаконченным праведником, а также называется средним.

64. А теперь разъясним вторую ступень постижения раскрытия лика: постижение совершенного, истинного, вечного управления. Смысл которого в том, что Творец управляет своими творениями как добрый и приносящий добро плохим и хорошим. И теперь человек называется законченным праведником, и это – возвращение из любви. И удостаивается того, что злоумышления обращаются ему заслугами.

Итак, прояснились все четыре ступени понимания управления, действующего над творениями. Причем три первые ступени: двойное сокрытие, одинарное сокрытие и постижение управления вознаграждением и наказанием – не что иное, как подготовка, и посредством их человек удостоится четвертой ступени: постижения истинного вечного управления.

65. Однако следует понять: почему недостаточно для человека третьей стадии, являющейся постижением управления вознаграждением и наказанием? Ведь, как мы сказали, уже удостоился того, что Знающий тайны свидетельствует о нем, что не согрешит более. И почему называется все еще средним или незаконченным праведником, и его имя доказывает, что все еще работа его нежеланна в глазах Творца и все еще присутствует недостаток и изъян в стадии его Торы и работы?

[1] Трактат Авот, 5:23.
[2] Писания, Коэлет, 9:10.

Читать далее…

Также рекомендуем: “Вера“, “Рабаш о понятии страха перед Творцом“, “Работа в сердце“, “Благословение в совершенстве постижения“.