Продолжение. Седьмую часть читайте здесь.
Йегуда Ашлаг (Бааль Сулам)
Предисловие к Учению о десяти сфирот
66. Но прежде выясним то, что спросили комментаторы о заповеди любви к Творцу: как же обязала нас святая Тора заповедью, выполнить которую вовсе не в наших силах? Ведь во всем человек может сломить себя и принудить себя, и выполнить, однако любви не поспособствует никакое принуждение и насилие в мире.
И объяснили они, что из того, что человек выполняет все шестьсот двенадцать заповедей как полагается, сама собой проистекает любовь к Творцу. И потому считается для него, будто в его силах выполнить ее. Ведь он может принудить и сломить себя, исполнив шестьсот двенадцать заповедей как полагается, а тогда удостаивается и любви к Творцу.
67. Однако эти их слова нуждаются еще в широком разъяснении. Ведь, в конце концов, не должна была любовь Творца прийти к нам в качестве заповеди, поскольку по отношению к ней мы не можем прибегнуть вообще ни к какому действию и принуждению, зависящим от нас. Но приходит она сама по себе после того, как завершаем себя шестистами двенадцатью заповедями. А если так, – то довольно нам и совершенно достаточно веления шестисот двенадцати заповедей. Зачем же написана была заповедь любви?
68. А чтобы понять это, прежде необходимо истинное понимание сути самой любви к Творцу. И следует знать, что все наклонности и свойства, отпечатанные в человеке, (дабы) пользовался ими в отношении товарищей, все эти естественные наклонности и свойства необходимы для работы Творца. И изначально они были сотворены и отпечатаны в человеке только в силу их вышеупомянутой конечной функции, которая представляет собой цель и финал каждого человека, как сказано: “И не будет отторгнут от Него отверженный”. И тогда (человек) нуждается во всех них, чтобы усовершенствоваться ими на путях получения изобилия, и завершить желание Творца.
И об этом написано: “Каждого, названного именем Моим, и во славу Мою сотворил Я его”[1]. А также: “Все действие Господа – для почитателя своего”[2]. Но пока что для человека приготовлен целый мир, чтобы все эти естественные склонности и свойства, находящиеся в нем, развивались и совершенствовались тем, что будет через них иметь дело с творениями, – так, чтобы стали достойными своей цели.
И об этом сказано: “Обязан человек сказать: “Для меня сотворен мир”. Ибо все творения мира необходимы индивидууму, поскольку развивают и подготавливают склонности и свойства каждого человека в отдельности, пока не будут пригодны и не станут вспомогательным инструментом для работы Творца.
69. А потому следует нам понять суть любви к Творцу, исходя из присущих человеку свойств любви по отношению к своему товарищу. Любовь к Творцу также неизбежно подвержена влиянию этих свойств, так как изначально была отпечатана в человеке лишь ради Него, благословен Он. И вглядевшись в свойства любви между человеком и его ближним, мы найдем в них четыре уровня любви, один над другим. То есть – два, которые суть четыре.
70. Первая – это “зависимая любовь”. Означающая, что от великого блага и наслаждения, и пользы, которые получил от своего товарища, слилась в нем его душа с тем в чудесной любви. И в этом – два уровня. Первый уровень: прежде чем познакомились и полюбили друг в друга, причиняли друг другу зло, однако не желают его помнить, ибо все преступления покроет любовь. И второй уровень: всегда приносили друг другу лишь добро и пользу, и никакого воспоминания о вреде и каком-либо зле не было меж ними никогда.
71. (Пункт отсутствует по причине ошибки в нумерации оригинала).
72. Вторая – это “любовь, не зависящая ни от чего”. Означающая, что узнал ступень своего товарища, – что она великолепна, и намного превышает все мыслимое и воображаемое, и поэтому сливается его душа с ним в бесконечно большой любви. Но и здесь есть два уровня. Первый уровень, – до того как узнает все обыкновения и дела своего товарища с другими. И тогда эта любовь определяется как “неабсолютная любовь”.
Поскольку есть у его товарища некие дела с другими, в которых тот, на первый взгляд, выглядит причиняющим им беды и ущерб по небрежности. Так, что если бы любящий (его) увидел их, то пострадало бы все достоинство его товарища и испортилась бы любовь между ними. Однако он пока еще не видел эти его дела. И потому пока еще их любовь совершенна и удивительно велика.
73. Второй уровень не зависящей ни от чего любви – это четвертый уровень любви вообще, и она приходит также от признания ступени его товарища. Но вдобавок к этому теперь он знает все дела и обыкновения того с каждым человеком, – ни в одном из них не будет недостатка. И проверил, и нашел, что не только нет в них ни малейшего порока, но доброта его превосходит их бесконечно и превышает все мыслимое и воображаемое. И теперь это “вечная и абсолютная любовь”.
74. И все эти четыре уровня любви, действующие между человеком и его товарищем, действуют также между человеком и Творцом. И более того: здесь, (применительно к) любви к Творцу, они стали ступенями в причинно-следственной связи. И невозможно удостоиться ни одной из них, прежде чем удостоится первой стадии: зависимой любви. А после того, как удостоится ее во всем ее совершенстве, этот первый уровень становится для него причиной того, что удостаивается второго уровня. И после того как удостоился второго уровня и пришел к его завершению, становится он для него причиной, по которой удостаивается третьего уровня. И так же третий уровень – для четвертого, вечной любви.
75. И в связи с этим пробуждается вопрос: как представится человеку удостоиться первой ступени любви к Творцу, которая является первым уровнем зависимой любви, означающей любовь, приходящую вследствие большого блага, которое получил от любимого, – в то время, когда нет вознаграждения за заповедь в этом мире? И мало того, согласно разъясненному, каждый человек обязан пройти через две первые стадии управления путем сокрытия лика, означающего, что лик Его, т.е. мера добра Его, – а обыкновение Доброго приносить добро, – сокрыты в то время (п. 47). И потому получают тогда страдания и мучения.
Однако разъяснилось, что все занятие Торой и работой путем выбора ведется главным образом в то самое время сокрытия. А если так, – то как можно вообразить, что удостоится второго уровня зависимой любви, означающей, что с рождения и до сего дня приносил ему любимый лишь многое и чудесное благо, и не причинил ему ни крупицы какого бы то ни было зла? Не говоря уже о том, чтобы удостоился третьей или четвертой ступени?
76. Однако же мы нырнули в могучие воды. И, по крайней мере, следует нам поднять отсюда драгоценную жемчужину. И потому разъясним сказанное нашими мудрецами: “Мир свой увидишь ты при жизни своей, а остаток твой – для жизни мира грядущего”[3]. И следует здесь понять: почему не сказали они: “Мир свой получишь ты при жизни своей”, а лишь: “увидишь”? Если они пришли благословить, то должны были благословить в совершенстве, т.е. чтобы постиг и получил свой мир при жизни? И еще следует вообще понять, зачем человеку видеть свой грядущий мир при жизни? Не прискорбно ли, что остаток его – в будущем мире? И еще: почему поставили это благословение в начало?
77. И прежде всего нужно понять, как осуществляется это его видение будущего мира при жизни? Потому что, конечно же, материальными глазами не видно ничего духовного. А также не в обыкновении Творца менять изначальные порядки. Ведь все изначальные порядки с их истока установил Творец лишь потому, что они наиболее удачны для цели, требуемой от них, т.е. чтобы удостоился человек их посредством слиться с Ним, как написано: “Все действие Господа – для почитателя своего”[4]. А если так, то следует понять, как представится человеку видение его мира при жизни?
78. И скажу я тебе, что это видение приходит к человеку благодаря прозрению в святой Торе, как написано: “Раскрой глаза мои, и увижу чудеса в Торе Твоей”. И об этом заклинают душу прежде, чем входит она в тело: “Если даже весь мир скажет тебе, что ты праведник, – будь в глазах своих грешником”[5]. То есть, – именно в своих глазах.
Иными словами, покуда не удостоился раскрытия глаз в Торе, – считай себя грешником. И не одурачивай себя тем, что во всем мире известно, что ты праведник. И отсюда ты также поймешь, почему поставили благословение “Мир свой увидишь ты при жизни своей” во главу благословений. Ибо до этого не удостаивается даже ступени “несовершенного праведника”.
79. Однако следует понять, что если действительно знает о себе, что уже выполнил всю Тору, а также весь мир согласился с ним в этом, – почему всего этого ему вовсе не хватит, но приведен к клятве и намеревается считать себя грешником? И из-за того, что не хватает ему этой чудесной ступени раскрытия глаз в Торе, чтобы увидеть свой мир при жизни, ты уподобляешь его грешнику?
[1] Пророки, Йешаяу, 43:7.
[2] Писания, Притчи, 16, 4.
[3] Трактат Брахот, 17.
[4] Писания, Притчи, 16:4.
[5] Трактат Нида, стр.30.
Продолжение следует….
Также рекомендуем: “Ступени лестницы, избранные статьи. Часть третья“, “Благословение на действие – критерий духовного“, “Согласие первого сокращения“, “Праведник и грешник“, “Зоар о восхвалении “алелуя” в молитве“.