Вторую часть читайте здесь.
Барух Ашлаг (РАБАШ)
712. Желание и разум
Желание и разум: желание – это суть и правитель, в распоряжении которого есть множество слуг. А именно: советник по имени “разум” и рабы – практические исполнители, называемые “руки”, “ноги”, “глаза”, “уши”, “нос” и т.д.
И хотя разум способен мыслить, а у желания нет разума, тем не менее, правит именно желание. По примеру богача, который ведет торговлю по всему миру, и в каждом торговом доме у него есть управляющие – важные, надзирающие, выдающиеся, а в их распоряжение предоставлены отличные юристы. Богач умирает, и оставляет наследство своему сыну, который пока еще ребенок и не умеет вести деловые переговоры. И по любому поводу, обо всем, что он хочет узнать или сделать, обязан советоваться с управляющими и юристами, находящимися в его распоряжении. Но, несмотря ни на что, именно этот ребенок является настоящим хозяином, а не управляющие его имуществом. Так и желание по отношению к разуму!
722. Действие и мысль
Существует разница между мыслью и действием. Ибо не властен человек над мыслью, – не в силах оттолкнуть её, если властвует она в его сознании; но иначе с действием: в силах человека совершать действие или не совершать. Потому как действие подвластно принуждению, когда может человек противостоять совершению чего-либо.
Поэтому в то время, когда человек совершает добрый поступок, – тогда Творец даёт ему хорошие намерение и мысль, чтобы правили они действием, если он этого захочет. Это значит, что стремится человек к хорошей мысли, но противостоять не может ни мысли, ни намерению.
А то, что сказано: “И благословлю Я тебя во всяком твоём действии”, означает, что Творец посылает благословение на поступок (действие) таким образом, что само благословение относится к тому, над чем рука человека не властна. К этому относится благословение, а потому сказано это о намерении.
723. Суть сокращения
Первое сокращение называется “частным управлением”, второе сокращение – “управление наградой и наказанием”, когда с помощью поднятия молитвы светит свет АБ со ступени высшей, (чем ступени) второго сокращения.
Не говорится о постижении света, Творца, ни в какой иной из сфирот, а только из малхут. Потому как нет света без желания на его получение, – без малхут. И это потому, что говорится только о том, что постигается в желании.
759. Человек в целом
Жизнь человека в целом подразделяется на две части:
- Саму жизнь;
- Образ жизни.
Существует три образа жизни:
- Удовлетворение лишь самым необходимым, без чего прервётся существование. Для того чтобы существовать, достаточно раз в день съедать небольшой кусочек чёрствого хлеба с одним стаканом холодной воды. И поспать несколько часов на скамейке не снимая одежду. И даже не дома, а где-нибудь в поле, во время же дождей – в какой-нибудь пещере, чтобы только не промокнуть. А одежды человека могут быть “заплатка на заплатке”;
- Обычная для людей мещанская традиция. Это не означает стремления уподобиться богатым, у которых есть много комнат и много красивой модной мебели, стильных одежд и дорогой утвари. Не означает стремления есть и пить всё, что только бывает (в мире), как привыкли питаться богачи;
- Стремление и требование в теле уподобиться богатым. И, даже, если не может человек достигнуть желаемого, но его глаза и сердце отданы этому. И надеется, и прилагает усилия, чтобы прийти к такой жизни – стать богатым.
И есть ещё форма существования, которая обнаруживается в каждом из этих трёх образов жизни. При этом если человек заработал на сегодня, то уже не волнуется за завтра. Каждый из дней считается всеми годами его жизни. Подобно тому, как принято в мире волноваться об удовлетворении своих потребностей и желаний в семьдесят лет жизни. О том же, как он будет зарабатывать на жизнь после ста двадцати лет, – человек вообще не волнуется. Таким образом, бывают и люди, которые решили, что каждый день будет новым в их глазах. То есть, человек в новый день становится новым творением. Как будто вчерашний человек совершил кругооборот и родился заново сегодняшним человеком. Но при этом он должен исправить всё сделанное вчера. Это относится, как к обязательствам, так и к правам. То есть, к тому, – совершал ли он заповеди, или же прегрешения. Например, если человек взял у своего товарища что-то, то обязан это вернуть. А если одолжил товарищу что-то, то должен получить это назад, поскольку возврат долга – это заповедь. И потому необходимо дать товарищу возможность совершить эту заповедь.
А сейчас поговорим о любви к Творцу… бывает в природе такая сильная любовь, что из-за неё идут на смерть. Так и в любви к Творцу бывает иногда, что человек готов ради неё отменить третий вид из перечисленных выше. А потом готов отменить и второй вид из перечисленных выше. А потом и первый вид, то есть любой образ жизни. Но отменить, также, и саму жизнь, разве это возможно?
Возникает вопрос, если человек отменит само своё существование, – кто тогда будет принимать любовь (Творца)? Но Творец дал такую силу в любви, что она не умещается в рамки нашего понимания. Человек, в самом деле, силой этой любви, желает убрать себя из реальности. И нет у разума силы остановить его. Поэтому на вопрос, – как такое возможно, чтобы человек мог достичь такого состояния, – есть (один) ответ: “вкусите и увидите, как прекрасен Творец”! И потому природа обязывает самоотмениться, хотя в разуме это и непонятно.
Отсюда становится ясным, что означают слова – “и возлюби Творца всем сердцем своим, всей душою своею и всем свои существованием”. “Всем свои существованием” означает всем образом жизни. “Душа” означает саму жизнь. А “всем сердцем” – это уже очень высокий уровень, означающий: возлюбить обоими началами, как добрым началом, так и злым началом.
Источник: Библиотека МАК.
В дополнение рекомендуем опубликованные ранее материалы: “Постигаемое и постигающий”, “Нет никого, кроме него”, “Конгресс в Обессе. Урок четвертый”, “Учение десяти сфирот, первая часть”.