Продолжение. Пятую часть читайте здесь.
Йегуда Ашлаг (Бааль Сулам)
Предисловие к Учению о десяти сфирот
40. И поймем сначала слова мудрецов, которые сказали: “Трудился и нашел – верь. Не трудился и нашел – не верь”[1]. Следует спросить о выражении “трудился и нашел”, которое кажется противоречащим самому себе. Ведь слово “трудился” говорит о работе и заботах, которые дают в оплату за каждое желаемое приобретение, причем за важное приобретение создают большее усилие, а за меньшее приобретение прикладывают меньшее усилие. И противоположна этому “находка”, которая, как правило, приходит к человеку совершенно неожиданно, без всякой подготовки заботами, усилием и оплатой. А потому как ты скажешь: “Трудился и нашел”? Ведь если есть здесь труд – надо было бы сказать: “трудился и купил” или “трудился и удостоился” и т.п., а не “трудился и нашел”?
41. И вот о сказанном: “И ищущие Меня найдут Меня” спрашивает Зоар: “Где находят Творца?”. И сказали, что не находят Его, благословен Он, (нигде), кроме как в Торе. А также сказали о написанном: “Истинно Ты, Бог скрывающийся”[2], что Творец скрывает себя в святой Торе. И следует понять слова их, как подобает. Ведь на первый взгляд, Творец сокрыт лишь в материальных вещах и путях и во всех суетах этого мира, которые вне Торы. И как скажешь ты обратное: что лишь в Торе Он скрывает себя? К тому же общее понятие, что Творец скрывает себя так, что нужно желать Его, – зачем Ему сокрытие это? А также слова: “Все желающие Его найдут Его”, понимаемые из сказанного: “Все ищущие Меня найдут Меня”, – нужно хорошо понять суть этого желания и суть этой находки: что они и для чего они?
42. И нужно, чтобы ты знал при том, что все это удаление, когда мы так далеки от Творца, и то, что мы до такой степени способны преступить желание Его, благословен Он, – вызвано не чем иным, как одной причиной, ставшей источником всех страданий и мучений, которые мы терпим, и всех злоумышлений и оплошностей, на которых мы оступаемся, не приведи Боже.
И вместе с тем понятно, что при устранении этой причины избавляются сразу от всякого горя и всякого страдания и удостаиваются слиться с Ним, благословен Он, немедленно, всем сердцем, душой и силой. И скажу я тебе, что та первоначальная причина есть не что иное, как ничтожность нашего понимания Его управления своими созданиями, – мы не понимаем Его, как подобает.
43. И предположим, например: если бы Творец вел себя со своими творениями открытым управлением, – таким образом, что, к примеру, каждый, съевший что-либо запрещенное, задохнулся бы тот час же на месте, а всякий, совершивший заповедь, нашел бы в ней чудесное наслаждение, подобное самым великолепным наслаждениям этого материального мира. Тогда какой глупец даже помыслил бы о том, чтобы испробовать запрещенное, зная, что тут же потеряет из-за этого свою жизнь, – как не помыслит о том, чтобы прыгнуть в пламя. И какой глупец оставил бы какую-либо заповедь, не выполнив ее немедленно со всей расторопностью, – как не может замешкаться или оставить какое-либо большое материальное удовольствие, идущее к нему в руки, не получив его немедленно со всей расторопностью, на какую только способен. Поэтому если было бы перед нами открытое управление, то были бы все приходящие в этот мир совершенными праведниками.
44. Посему очевидно, что не хватает нам в нашем мире лишь открытого управления. Поскольку если было бы открытое управление, то были бы все приходящие в этот мир совершенными праведниками. И слились бы с Ним, да будет Он благословен, в совершенной любви. Ибо конечно, большой честью было бы для каждого из нас подружиться (с Ним), и влюбиться в Него всем сердцем и всей душою, и слиться с Ним навсегда, не теряя ни мгновения.
Но поскольку все не так, и нет награды за заповедь в этом мире, да и преступающие Его желание совершенно не наказываются у нас на глазах, а Творец терпелив с ними, и более того, – порой нам кажется наоборот, как сказано: “Вот эти злодеи – а благоденствующие мира сего, умножают богатство”[3]. И потому не всякий желающий обрести имя (Его) придет и обретет, а спотыкаемся мы на каждом шагу, не дай Бог, – до того, что, как сказали наши мудрецы о написанном: “Одного человека из тысячи нашел Я”: “Тысяча входит в комнату, но один выходит к свету”.
Поэтому понимание Его управления есть причина всего блага, а непонимание – причина всего зла. И получается, что оно – полюс, вокруг которого вращаются все приходящие в мир, – к наказанию или к милости.
45. И когда тщательно всмотримся в постижение управления, постигаемого в ощущении людей, то найдем в них четыре вида. Каждый вид воспринимается как особое управление Творца. Таким образом, существуют здесь четыре уровня постижения управления. Но в действительности, их только два, а именно: сокрытием лика и раскрытием лика. Однако делятся на четыре, ибо есть:
– два уровня в управлении сокрытием лика, и это – одинарное сокрытие и сокрытие внутри сокрытия;
– два уровня в управлении раскрытием лика, и это – управление в вознаграждении и наказании и управление в вечности.
46. Так вот, сказано: “И возгорится гнев Мой на него в тот день, и оставлю Я их, и сокрою лик Мой от них, и будет он отдан на растерзание, и постигнут его многие беды и несчастья, и скажет он в тот день: “Не потому ли, что нет Всесильного моего среди меня, постигли меня беды эти?”. А Я скрытием сокрою лик Мой в тот день за все зло, которое он сделал, когда обратился к богам иным”[4].
И взглянув на это, обнаружишь, что вначале написано: “И возгорится гнев Мой… и сокрою лик Мой”, – т.е. одинарное сокрытие. А затем написано: “И постигнут его многие беды и несчастья… А Я скрытием сокрою лик Мой…”, – т.е. двойное сокрытие. И нужно понять, что такое это двойное сокрытие?
47. Но вначале поймем, что значит “лик” Творца, о котором написано: “И сокрою лик Мой”. И поймешь это на примере с человеком: когда видит он лицо товарища, то немедленно узнает его. Тогда как, увидев сзади, – не уверен, узнает ли его, и может усомниться: быть может, это другой, а не его товарищ?
Так же и с тем, что перед нами: ведь все знают и ощущают Творца добрым, а обыкновение доброго – приносить добро. И потому, когда Творец приносит щедрою рукой добро своим творениям, которых сотворил, – определяется это так, что Его лик раскрыт Его творениям, ибо тогда все знают и узнают Его, ведущего себя как подобает Его имени, как разъяснено выше в вопросе об открытом управлении.
48. Однако когда ведет себя со своими творениями обратно описанному (выше), – т.е. когда (люди) получают страдания и боль в Его мире, то это определяется как обратная сторона Творца. Ибо лик Его, – т.е. совершенная мера Его блага, – абсолютно скрыт от них, а такое поведение не соответствует Его имени. И это подобно видящему своего друга сзади, когда может он усомниться и подумать: “Возможно, это другой?”.
И об этом сказано: “И возгорится гнев Мой…, и сокрою лик Мой от них”, – ибо во время гнева, когда творения получают страдания и муки, получается, что Творец скрывает свой лик, являющийся совершенной мерой Его блага, – и лишь Его обратная сторона раскрыта. И тогда необходимо большое укрепление в Его вере, дабы уберечься от преступных размышлений, так как трудно узнать Его сзади. И это называется “одинарным сокрытием”.
49. Однако когда увеличиваются беды и муки в наивысшей мере, то приводит это к двойному сокрытию, называемому в книгах “скрытие внутри скрытия”. А это значит, что даже Его обратная сторона не видна, т.е. (люди) не верят, что Творец сердится на них и наказывает их, а обуславливают это случаем и природой и приходят к отрицанию Его управления наградой и наказанием. И об этом написано: “А Я скрытием сокрою лик Мой, …когда обратился к богам иным”. То есть (люди) приходят к отрицанию и обращаются к идолопоклонству.
50. Тогда как прежде, когда говорит Тора об одинарном сокрытии, то завершает она: “И скажет он в тот день: “Не потому ли, что нет Всесильного моего среди меня, постигли меня беды эти?”. То есть, верят еще в управление вознаграждением и наказанием и говорят, что беды и страдания приходят к ним из-за того, что не слиты с Творцом, как написано: “Не потому ли, что нет Всесильного моего среди меня, постигли меня беды эти?”. И это определяется так, что видят еще Творца, но лишь с обратной Его стороны. Потому называется это одинарным сокрытием, т.е. только сокрытием лика.
51. Итак, прояснились два уровня восприятия скрытого управления, ощущаемого творениями, – одинарное сокрытие и сокрытие внутри сокрытия
Одинарное сокрытие означает лишь сокрытие лика, а обратная сторона им (людям) раскрыта. То есть верят они, что это Творец устроил им страдания в наказание. И хотя трудно им постоянно узнавать Творца через Его обратную сторону, и потому они приходят к преступлению, вместе с тем даже тогда называются “незаконченным грешником”. То есть эти преступления подобны оплошностям, поскольку пришли к ним из-за множества страданий, но ведь в целом они верят в вознаграждение и наказание.
52. А сокрытие внутри сокрытия означает, что даже обратная сторона Творца скрыта от них, поскольку не верят в вознаграждение и наказание. И совершаемые ими преступления определяются как злоумышления. И (люди в этом состоянии) называются законченными грешниками, ибо они бунтуют и говорят, что Творец вовсе не управляет своими творениями, и обращаются к идолопоклонству, как сказано: “Когда обратился к богам иным”.
[1] Трактат Мегила, 6, стр.2.
[2] Пророки, Йешаяу, 45:15.
[3] Писания, Псалмы, 73:12.
[4] Тора, Дварим, 31:17.
Также рекомендуем: “Раскрытие меры – скрытие двух“, “Рабаш о восприятии реальности, – материальной и духовной“, “Действующий разум“, “Бааль Сулам о двух видах сокрытия“.