От редакции: каббала – это не только всеобъемлющее учение о мироздании и человеке. Это еще методика духовной работы, которая в главном своем аспекте сводится к обучению человека правильному восприятию (или построению) реальности его существования внутри мысли Творца. Об этом, в частности, пишет Рабаш в своих статьях, отрывки или которых размещены ниже.
Барух Ашлаг (РАБАШ)
“Какую помощь получает тот, кто пришел очиститься”
…Если цель творения насладить нас, то зачем же Творец дал нам работу в Торе и заповедях, тяжелый труд в достижении наслаждения? Чтобы человек во время получения наслаждения не ощущал стыда, потому как желает быть подобен своему корню, – Творцу, дающему. А при получении (без труда он) немедленно ощущает отличие себя от дающего в виде чувства стыда, нейтрализующего ощущение наслаждения и не позволяющего ощутить совершенство деяний Творца. Поэтому создан Творцом “цимцум” и “астара” – сокращение желания и сокрытие Себя от созданий.
И до тех пор, пока творения не обретут альтруистических желаний, намерений получать наслаждение ради Творца (келим дэ ашпаа), – ибо в творении есть только человек и Творец, и в силу этого только дающему, Творцу, человек может вернуть, отдать свое наслаждение, – до тех пор творения не смогут ощутить духовные наслаждения…
…чтобы человек в состоянии оторванности от духовных наслаждений все же мог, – пока не достигнет их исправлением своих эгоистических свойств, – существовать, т.е. наслаждаться, Творец дал нам в настоящем нашем состоянии, маленькое наслаждение, называемое “маленькая свеча”, т.к. это – минипорция духовного наслаждения, которую мы можем получить в эгоистических желаниях вопреки всем законам мироздания. Ибо (духовное) наслаждение, т.е. ощущение Творца, может ощущаться только в мере совпадения свойств постигающего с Постигаемым….
“Моше затруднялся определить новолуние“
…Внутреннее состояние человека называется “мир” потому, что это и есть мир, который воспринимает человек. Человек не может ничего ощутить вне себя: все, что он ощущает, – это только то, что входит в него, и каким образом реагируют его чувства на воздействия извне. И вот эти его внутренние ощущения на свои субъективные реакции и создают в нем картину якобы окружающего его мира, в котором он находится. Это не более чем иллюзия, которую нам, до тех пор, пока мы находимся в рамках нашего мира, не понять. Только выйдя из рамок, ограничений нашего “зрения” в нашем мире, мы, видя себя со стороны, объективно осознаем себя и все вокруг. Поэтому, все миры, – как наш, нынешний мир, т.е. наше восприятие в настоящем, так и будущие миры, наши будущие восприятия, – есть не более, чем наше субъективное восприятие Творца в той, или иной степени. Все миры, как духовные, так и наш, существуют только внутри нас, в наших чувствах, в сознании. Все миры, – и наш, и духовные, – все они существуют только внутри человека и являются не более, чем ступенями, мерами все большего, все более близкого ощущения Творца. Потому как кроме Творца и постигающего Его человека, ничего не существует.
И этот, постигающий Творца человек, находится внутри Творца потому, что Творец заполняет собою все. И этот человек чувствует только Творца, хотя ему кажется, что кроме него существуют другие люди, ощущающие, подобно ему, наш мир или духовные миры, что и они чувствуют себя также, сообщая о своем восприятии друг другу. И кажется человеку, что он существует не в Творце, а во вселенной. Но если уберет из своей вселенной все, что ее наполняет: все звезды, планеты, все небесные тела, газы и пр., то как он сможет охарактеризовать “место”, если он не в состоянии никак его ощутить? Это, ничем не воспринимаемое, только представляемое нами место есть не воспринимаемые нами уже более высшие формы… (духовные миры Брия, Ецира, Асия также существуют в “месте”, созданным из более высших духовных желаний, чем они сами: миры БЕА, келим второго сокращения, находятся внутри келим первого сокращения, – некудот САГ).
…”Ради Творца” называются усилия человека по преодолению эгоистических желаний, по сближению с истинным ощущением Творца. Потому что все, что по желанию эгоизма, называется “ради себя”, а все “отдаваемое”, воспринимаемое не в эгоистических ощущениях, называется “ради Творца”. Ибо кроме человека и Творца нет в действительности ничего. Поэтому все альтруистические духовные желания мы называем желаниями “ради Творца”, хотя ничего здесь ради Творца нет. А просто есть восприятие вне эгоистических желаний, вне природы человека, – освобожденное от этой чуждой нам, навязанной нам силы, специального посланника (силы, ангела) Творца, чего-то постороннего, – как облака или образа, втиснутого в нас, который, после вселения в нас, командует всеми нашими желаниями и мыслями, – но это не мы, а навязанное нам…
Также рекомендуем: “Вера”, “Методика каббалы – работа с восприятием реальность”, “Зоар. Сифра де-Цниюта: создание Имени”, “Зоар проявляет высший мир”, “Иллюзия и реальность”.